Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:40, реферат
Целью моей работы является изучение данного явления. Задачами моего исследования будут:
Дать определение понятию стресса и представить классификацию видов стресса
Определить причины возникновения и стадии развития стрессового состояния
Проанализировать влияние стресса на поведение человека
Определить методы профилактики и преодоления стресса
Представить результаты исследования в своей работе
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССА…………………………………….4
Понятие стресса……………………………………………………...4
Разновидности стресса………………………………………………5
Признаки стресса……………………………………………………7
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЧЕЛОВЕКА ……………………………9
Причины стресса…………………………………………………….9
Динамика стресса…………………………………………………..10
Влияние стресса на поведение человека………………………….12
ГЛАВА 3.ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА………………………………………...14
Профилактика стрессовых состояний…………………………….14
Пути преодоления………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Министерство образования РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МАДИ»
Кафедра социологии и управления
Реферат на тему:
Стресс в нашей жизни: причины возникновения, механизмы влияния, способы преодоления
Группа: 1бЭТ2
Научный руководитель:
Cт. преподаватель Дворянинова И.С..
Москва
2014
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССА…………………………………….4
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЧЕЛОВЕКА ……………………………9
ГЛАВА 3.ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА………………………………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...19
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РАЗНОВИДНОСТИ СТРЕССА…………………………..20
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПОСЛЕДСТВИЕ ВЛИЯНИЯ
СТРЕССА НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ………………………………………………...
Введение
Тема моей работы называется «Стресс в нашей жизни: причины возникновения, механизмы влияния, пути преодоления». Стресс, особенно в современном мире, является обычным аспектом человеческой жизни, его испытывает каждый человек в своей жизни. Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов. Ученые до сих пор исследуют данное явление, выделяют все новые причины и механизмы преодоления, и поэтому данная тема не теряет своей актуальности.
Целью моей работы является изучение данного явления. Задачами моего исследования будут:
Объектом моего изучения будет понятие стресса, а предметами будут свойства стресса, процессы в организме человека при переживании состояния стресса.
Глава 1. Характеристика стресса
Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Г. Селье, который ввел понятие стресса в 1936 г., определяет стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. Дословно это слово переводится как «напряжение», и довольно часто им обозначается широкий круг состояний человека. Но это всегда – напряжение всего организма человека, отвечающего на воздействие различных факторов, как физических, так и психологических. Понятием «стресс» охватывается большое разнообразие психически крайне напряженных состояний, вызванных различными экстремальными воздействиями (стрессорами).
Различаются физиологический стресс (перенапряжение физиологических функций) и психологический стресс.
Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, мы погружаем руку в ледяную воду и у нас возникают стереотипные реакции (мы выдергиваем руку из воды).
Психологический стресс как более сложное интегративное состояние требует обязательного анализа значимости ситуации с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида. Если при физиологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психологическом — индивидуальны и не всегда предсказуемы. Психологический стресс может возникать не в силу объективных характеристик ситуации, а в связи с субъективными особенностями восприятия ее человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психологический стресс в равной мере у всех людей. Например, даже очень слабый раздражитель в определенных условиях может играть роль психологического стрессора или один, даже очень сильный раздражитель, не может вызвать стресс у всех без исключения людей, подвергшихся его воздействию. Эти факторы весьма важны при оценке эмоционального состояния человека, особенно в судебно-следственной практике.
Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в условиях оперативно-информационной перегрузки человека при выполнении им усложненных управленческих функций с высокой степенью ответственности за последствия принимаемых решений (например, в условиях аварийной ситуации). Эмоциональный стресс возникает в экстремальных, крайне опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийные разрушения, личностно значимые конфликты).
Также стресс можно разделить на хронический и острый. Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышенном напряжении (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений).
Острый стресс — состояние личности после события или явления, в результате которого у нее теряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).
Также следует отметить, что Г.Селье ввел понятия «эустресс» и «диссстресс» как еще один вариант дифференциации. Эустресс – положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам. Дисстресс – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования.
Согласно ситуация стресса может стать критической для субъекта лишь в том случае, когда он нацелен на неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение потребности, подчинившей себе все его существо, и при условии, что он не предполагает возникновения каких-либо препятствий во внешнем или внутреннем мире и не предполагает необходимости их преодолевать.
Внутренней необходимостью для субъекта в данном случае является получение неотложного (здесь-и-теперь) удовлетворения своей потребности.
Существуют различные признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса, такие как:
Из этого можно увидеть, что стресс оказывает огромное влияние на психическое и физическое состояние человека.
Глава 2. Влияние стресса на человека
2.1. Причины стресса
У каждого человека сформированы свои социальные установки и взгляды на жизнь, а потому факторы, вызывающие стресс, у каждого человека индивидуальны, и стрессовых ситуаций бывает огромное количество. Ситуации, вызывающие стресс организма, называются стресс-факторами. Стресс-факторы связаны не только с негативными ситуациями, но и с яркими положительными моментами. Стресс-фактор, независимо от того, положительный он или отрицательный, может вызывать в нас стресс, но лишь в той мере, или частично в той мере, в какой мы воспринимаем этот фактор. Если мы относимся к женитьбе или покупке дома как к чему-то само собой разумеющемуся, мы испытываем стресс в меньшей мере, чем, если бы это было самым ожидаемым событием в нашей жизни. Или же, если мы принимаем потери и неудачи – как обычный опыт, от которого мы можем чему-то научиться, они не так сильно задевают наше самолюбие, а стресс, который они вызовут, превратится в небольшое волнение, придающее силы для дальнейших свершений.
Причина стресса может быть внешней и внутренней. Внешние причины – это наши жизненные изменения, всё, что не находится под нашим контролем, или же находится в малой степени. А внутренние причины – коренятся в нашем разуме, по большей части являются продуктом нашего мышления. Это разделение делается условно для удобства. Чтобы понять различия между внешними и внутренними причинами, приведем их примеры. К внешним причинам можно отнести трудности на работе, финансовые проблемы, излишняя занятость. А к внутренним – пессимизм, нереалистичные ожидания, негативный внутренний диалог и др.
2.2. Динамика стресса
Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Г.Селье. Первая стадия, которая называется стадия тревоги, характеризует момент столкновения организма со стрессовым воздействием. На этой стадии реакции возникают практически мгновенно и связаны с экстренной подготовкой к действиям в новых условиях. Поскольку изначально характер произошедшего не ясен, то в работу включается заданный природой механизм защитного реагирования "борьба или бегство", требующий прежде всего мощной активизации. За коротким периодом приостановки текущей деятельности, который при чрезмерной интенсивности стресс-фактора может привести к шоку или даже летальному исходу, следует период бурной активности, сопровождающийся сильными эмоциональными реакциями, которые хорошо известны каждому из личного опыта: перехватило дыхание, защемило сердце, пересохло в горле, замер от страха. Эти первичные стрессовые реакции быстро переходят в повышенное возбуждение, гнев, ярость, волнение. На этой стадии резко возрастает мобилизация защитных сил, повышающих сопротивляемость организма. Далее следует стадия резистентности, или устойчивой сопротивляемости стрессу, выражающаяся в стойком повышении уровня адаптационных ресурсов. На этой стадии помимо усиления мобилизации происходит активизация функций внимания, памяти, мыслительных процессов, что дает возможность человеку найти адекватный способ преодоления затруднений и перестроить свое поведение. По сути дела, это стадия продуктивного напряжения. Как только выход из сложной ситуации найден, развитие стресса прекращается, и организм переходит на нормальный режим функционирования.