Стресс и способы совладающего поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:50, реферат

Краткое описание

Проблема стресса совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Совладающее поведение или «копинг» происходит от английского «cope» - преодолевать (реже - бороться, сражаться). Современная жизнь настолько динамична, сложна и противоречива, что человеку постоянно приходится преодолевать разного рода препятствия и сложности, приспосабливаться к ситуациям, находить наиболее выгодные выходы из трудностей. В этой связи человеку необходимо использовать все возможные ресурсы для того, чтобы оставаться адаптивным и чувствовать себя более или менее безопасно.

Содержание

Введение 3
1. Понятие стресса 4
2. Теории и модели стресса 7
3. Общая характеристика стратегий совладающего поведения 11
Заключение 19
Список использованных источников 20

Вложенные файлы: 1 файл

Стресс и способы совладающего поведения.docx

— 40.65 Кб (Скачать файл)

Таким образом, когнитивная  теория стресса основана на положениях о ведущей роли в его развитии:

• психического отражения  явлений действительности и их субъективной оценке;

• познавательных процессов  преобразования информации с учетом значимости, интенсивности, неопределенности событий;

• индивидуальных различий реализации этих процессов и в  оценке субъективной опасности, вредности (степени угрозы) стимулов.

По определению Р. Лазаруса, эта теория наиболее четко отражает наличие взаимозависимых (реципрокных) отношений между стрессом и здоровьем.

Когнитивная теория стресса  отражает преставление о том, что, во-первых, взаимодействие человека и среды  в определенных адаптационных условиях постоянно подвергается изменению. Во-вторых, для того, чтобы взаимосвязь  между этими переменными была стрессовой, должна быть заинтересованность, высокая мотивация в достижении результатов. Иначе говоря, человек  должен представлять, что его взаимодействие (трансакция) с рабочей средой является релевантным к личным целям, имеющим  важное значение. В-третьих, психологический  стресс возникает только тогда, когда  человек оценил, что внешнее и  внутреннее требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят  его ресурсы.

Когнитивная теория психологического стресса получила свое дальнейшее развитие в работах ряда зарубежных исследователей. Прежде всего следует назвать  теорию «пессимистического объяснительного  стиля» С. Peterson и М. Selegman и модель «убеждений о здоровье» J. Rozenctok et a.

Несмотря на то, что когнитивная  теория стресса продолжает развиваться  и совершенствоваться, она постоянно  подвергается критике. S. Hobfoll утверждает, что модель тавтологична, очень сложна и не предусматривает возможных  вариантов, отклонений. Чрезмерным, по его мнению, является внимание процессам  восприятия и осознания ситуаций, что ограничивает понимание роли потребностей в их избегании и  построение стратегий предупреждения стресса, и не отражает значение ресурсов человека в этом процессе. По мнению S. Hobfoll, человеческие ресурсы включают предметную сферу (поведенческая активность), ресурсы состояния, личностные характеристики и энергетические показатели. Психологический стресс развивается при реальной или воображаемой потере части ресурса или задержке с восстановлением потраченного ресурса. В этой теории расход ресурса играет центральную роль. Стрессо-генным является не само по себе жизненное событие (смена работы, обмен жилья, прекращение знакомства и т. п.), а связанная с этим утрата какой-либо жизненной позиции – потеря статуса, заработка или власти, смена привычных средств труда, утрата самоуважения и т. д.

Согласно S. Hobfoll, люди используют различные способы компенсации  потерь: это может быть либо прямое их возмещение, либо компенсация, переоценка ситуации и переключение внимания на выигрышные моменты новой ситуации.

В этой теории привлекательной  является принципиальная возможность  оценить стресс через категорию  потери какого-либо ресурса, однако остаются неясными методические подходы к измерению этого показателя [3].

3. Общая характеристика стратегий совладающего поведения

 

Теория совладающего поведения возникла в психологии во второй половине XX века. Она носит  название копинг поведение (от англ. coping - совладение; to соре - справиться, совладать). Впервые термин «совладание» был  использован Л. Мэрфи в 1962 г. при  исследовании способов преодоления  детьми требований, выдвигаемых кризисами  развития. Введшим и закрепившим  данный термин считают А. Маслоу. В  самом общем понимании совладающее  поведение характеризуется, как  готовность индивида решать жизненные  проблемы. Оно представляет собой  такое поведение, которое направлено на приспособление к обстоятельствам  и предполагает сформированное умение использовать определенные средства для  преодоления эмоционального стресса.

Русский термин совладание происходит от старорусского  «лад», «сладить» и означает «согласие», «мир», «порядок», «устройство», «упорядочивание», «приведение в порядок», «подчинение  себе обстоятельств» (Словарь русского языка С.И. Ожегова). В этой связи  понятно, что основная функция совладающего поведения состоит в адекватном приспособлении, удобном и комфортном для субъекта.

Основываясь на анализе современных зарубежных и отечественных работ можно  сказать, что исследователями описываются  различные стратегии и стили  совладающего поведения, реализуемые  людьми в трудных жизненных ситуациях. Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий  копинг-поведения. Они выделяются исследователями  достаточно произвольно. Однако в зарубежной психологии изучение можно выделить несколько направлений исследований стиля поведения в трудных  ситуациях. Рассмотрим лишь некоторые  из них.

По мнению ведущего специалиста в области  изучения coping styles («способов совладания») Лазаруса Р.С. существует два глобальных типа копинг-стратегий (способов преодоления  стресса) - проблемно-ориентированный  и субъектно-ориентированный [2].

Проблемно-ориентированный  тип направлен на рациональное разрешение трудной ситуации и проявляется  в таких формах поведения, как  самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительных источников информации.

Субъектно-ориентированный  тип преодоления стресса является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождается конкретными  действиями и проявляется в попытках не думать о проблеме вообще, стремлении переложить свои заботы на других и  использовании средств компенсации  отрицательных эмоций, таких, как  алкоголь, сон, еда и т. п. Восстановление эмоционального баланса при помощи пассивных стратегий (не через решение  проблемы) используется более интенсивно, если у человека нет знаний, умений или реальных возможностей снизить давление стрессора.

Лазарус Р. и  Фолкман С. выделяют пять основных задач  копинга как особого адаптивного  поведения: 1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и  повышение возможностей восстановления активности, деятельности; 2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций; 3) поддержание позитивного, положительного образа Я, уверенности в своих  силах; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) установление и сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими  людьми [10].

Данные авторы подчеркивают роль когнитивных конструктов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности. Совладание с жизненными трудностями, как они  утверждают, есть «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие  усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними  требованиями, которые оцениваются  им как подвергающие его испытанию  или превышающие его ресурсы» [9]. Это означает следующее: требования ситуации необычны; они подвергают индивида испытанию; требования ситуации превышают ресурсы индивида; им предпринимаются когнитивные и поведенческие усилия, чтобы справиться с требованиями ситуации. Однако авторы этого определения говорят лишь о попытках, об усилиях человека, т. е. о самом процессе совладания с жизненными трудностями. При этом усилия могут быть успешными, а могут и не дать желаемого результата. Как бы то ни было, задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо просто терпеть их присутствие.

Очевидно, само понятие «совладание с жизненными трудностями» имеет разные значения. Прежде всего, это постоянно изменяющийся процесс. Как считают Уиллс Т. и Шифман С., в данном процессе можно выделить три стадии.

Первая стадия - предупреждающая. Деятельность на этом этапе совладания с негативными  жизненными событиями помогает человеку подготовиться к преодолению  надвигающихся затруднений (например, когнитивное усилие для иной интерпретации  ситуации). Вторая стадия - непосредственно  совладание с проблемой. Здесь осуществляются когнитивные и поведенческие  усилия для решения конкретных задач. На третьей, последней стадии человек  имеет дело с последствиями критического события. Цель данного этапа - ограничить размеры ущерба, быстрее вернуться  в прежнее нормальное состояние. Это восстанавливающая стадия

Согласно  другой трактовке, совладание представляет собой исключительно реакцию  индивида на стресс. Это значит, что  когнитивные и поведенческие  попытки совладания с проблемной ситуацией делаются только тогда, когда  человек переживает стресс. Хотя такой  подход позволяет отличить обычное, рутинное поведение субъекта в повседневной, привычной обстановке от его усилий совладать с негативными жизненными событиями, он не учитывает ряд обстоятельств. Например, данный подход исключает  возможность избегания стресса  индивидом. Кроме того, по этому принципу поведение человека до наступления  стрессовой реакции не может быть рассмотрено как попытка совладания с жизненными трудностями.

Хамер А и  Зейндер М. разработали собственную  классификацию психологических  источников - ресурсов преодоления  сложных жизненных ситуаций, включающую пять областей жизнедеятельности человека, «подпитывающих» его действия в  трудный период: это - сферы 1) познания и представлений, 2) чувств, 3) отношений  с людьми, 4) духовности и 5) физического  бытия. Эффективность обращения  к той или иной сфере обусловлена  содержанием проблемной ситуации.

На сегодняшний  день практически все специалисты  в области совладающего поведения, как зарубежные, так и отечественные, единодушны во мнении, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при совладании с ситуацией он выбирает. Повсеместно указывается на то, что готовность индивида решать жизненные проблемы предполагает сформированное умение использовать определенные средства. Особенности этого умения связаны с такими личностными феноменами, как Я-концепция, локус контроля, рефлексия, эмпатия и другие. Все они является устойчивыми свойствами человека, формирующимися в процессе его социализации, регулирующими поведение, и в совокупности определяющими внутреннюю согласованность или несогласованность личности. Названные личностные характеристики серьезно влияют как на процесс отбора и использования стратегии совладания с неблагоприятным событием, так и на результаты подобной деятельности. Отсюда и трактовка понятия «совладание с жизненными трудностями» как одного из свойств личности. По выбранной стратегии можно судить не только об успешности или неуспешности совладания с ситуацией, но и о личностной успешности в целом.

Понятие «совладающие стратегии» также широко интерпретируется как процесс управления ресурсами. Предполагается, что процесс совладания с жизненными трудностями есть по сути процесс мобилизации личностных ресурсов и ресурсов среды, оптимального их использования.

Получен огромный эмпирический материал о детерминантах  и эффективности разных способов преодоления стрессовых ситуаций. Правда, все эти работы носят сугубо эмпирический характер. Так, Фолкман и Лазарус  со своими сотрудниками разработали  методику «Способов совладания», которая  содержала 67 видов реакций индивида на неблагоприятные события. Факторный  анализ данных позволил выделить 8 дискретных стратегий:

. Стратегия  противостоящего совладания - состоит  из агрессивных усилий человека  изменить ситуацию, проявления неприязни  и гнева в отношении того, что  создало проблему.

. Стратегия  дистанцирования - описывает попытки  индивида отделить себя от  проблемы, забыть о ней.

. Стратегия  самоконтроля - заключается в старании  регулировать собственные чувства  и действия.

. Стратегия  поиска социальной поддержки  - состоит из усилий индивида  найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную  помощь.

. Стратегия  принятия ответственности - заключается  в признании своей роли в  порождении проблемы и в попытке  не повторять прежних ошибок.

. Стратегия  избегания - складывается из усилий  человека избавиться от проблемной  ситуации, уйти из неё.

. Стратегия  планового решения проблемы - состоит  в выработке плана действий  и следования ему.

. Стратегия  позитивной переоценки - описывает  усилие человека придать позитивное  значение происходящему, его попытку  справиться с трудностями путем  интерпретации обстановки в позитивных  терминах.

Все восемь типов  стратегий совладания с жизненными трудностями охватывают совершенно разные ориентации личности. Чтобы  справиться с ситуацией, она либо атакует окружающих, либо пытается получить от них помощь, либо бежит  от этой ситуации, либо отделяет себя от данной проблемы, либо придает ситуации позитивное значение, либо фокусирует внимание на своем эмоциональном  состоянии и поведении (стремление сдерживать свои чувства и в дальнейшем не совершать подобных ошибок), либо, наконец, сосредоточивается на решении  проблемы. В основном эти стратегии  исключают друг друга, но иногда - дополняют. Практика показывает, что каждый второй человек, оказавшийся в трудной  ситуации, использует одновременно несколько  стратегий совладания. По оценке ряда исследователей, эффективно использование  нескольких способов совладания с негативными  событиями, в особенности с применением  практических шагов. Неэффективной  являются стратегия избегания и  позитивная переоценка ситуации. В стратегии позитивной переоценки кризисной ситуации содержится ловушка. Придание позитивного значения затруднительным обстоятельствам уменьшает дистресс и служит эмоциональному приспособлению к стрессу. В то же время, подобный, во многом искусственный, перенос внимания отвлекает от решения конкретных практических проблем. Очевидна и дезадаптивность стратегии избегания.

Информация о работе Стресс и способы совладающего поведения