Структура общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:48, реферат

Краткое описание

Элементарным условием общения является наличие индивидов, которые оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт. Каждый из них может быть объектом или субъектом общения. Человек может одновременно выступать и в той и в другой роли, в таком случае фиксируются не личностные качества индивида и не характер его отношения к партнеру, а различие срезов в общении с точки зрения наблюдателя и исследователя этого процесса. Как субъект индивид познает своего партнера и при этом сам является объектом познания для другого.

Вложенные файлы: 1 файл

Структура общения.docx

— 18.21 Кб (Скачать файл)

 

 Структура общения

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная  характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения:

  • субъекты;
  • средства;
  • потребности, мотивация и цели;
  • способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
  • результаты.

Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения –  это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие  явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров  друг к другу.

Современные социальные психологи  говорят о необходимости уделять  больше внимания именно тем сторонам общения, которые связаны с характеристикой  рефлексии и отношений, складывающихся в ходе взаимодействия и взаимовлияния  людей друг на друга (перцептивная сторона). Д. Майерс всю социальную психологию рассматривает как психологию общения: “как люди думают друг о друге, как  они влияют друг на друга и как относятся друг к другу”.

Каждый подход по-своему верен, однако описывает частные параметры  структуры социально-психологического общения. В качестве обобщенной модели структуры социально-психологического общения можно представить модель, которая предусматривает дифференциацию общения на содержание и форму. Содержательную сторону общения можно рассматривать в коммуникативном аспекте, формальную – в поведенческом, реализуемом в процессе интеракции. Каждая из них, в свою очередь, тоже может восприниматься как со стороны формы, так и содержания.   

Субъект и объект общения

Элементарным условием общения  является наличие индивидов, которые  оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт. Каждый из них может быть объектом или  субъектом общения. Человек может  одновременно выступать и в той  и в другой роли, в таком случае фиксируются не личностные качества индивида и не характер его отношения к партнеру, а различие срезов в общении с точки зрения наблюдателя и исследователя этого процесса. Как субъект индивид познает своего партнера и при этом сам является объектом познания для другого.

Но можно рассматривать понятия  “субъект” и “объект” в другой плоскости: в плоскости отношения  друг к другу общающихся. В широком  смысле слова под субъектом понимают индивидов, активно участвующих  в общении и относящихся к  другому участнику общения как  к интересному и значимому, равноправному  партнеру, а не средству удовлетворения своих потребностей и интересов. Тогда общение носит функционально-ролевой  характер. Объектом общения может  быть человек, природа, животный мир, предметно-вещная среда. Но эти объекты могут выступать  и в качестве субъектов, если отношение  к ним эмоционально окрашено.

Средства общения

Чтобы общение между индивидами стало возможным, необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь. Особая роль принадлежит речи, которой присущи  содержательность и богатство языковых средств, культура и выразительность.

Большое внимание изучению “речевого  общения” уделял А.А. Леонтьев. Психологическая структура процесса речевого общения (по А.А. Леонтьеву) такова:

  • ориентировка
  • планирование
  • исполнение
  • контроль

Также он исследовал функционально-целевые, групповые и ролевые факторы, характеризующие особенности ориентировки в ситуации и собеседнике.

Но все общение не может сводиться  к деятельности (в том числе  и речевой), речь всего лишь инструмент или средство человеческого общения, хотя и очень значимый в виде устного  и печатного слова. Это вербальное средство общения.

Весьма важны и невербальные средства общения: мимика, выражение  глаз, пантомимика (поза, жесты, движения, походка), манера держаться, дистанция  между общающимися. Особенно выразительна человеческая мимика. Например, в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого исследователями найдено 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки. Очень весомыми являются психотерапевтические возможности невербальных средств общения (группы телесной, танцевальной терапии и др.).

Однако восприятие и понимание  человека человеком – это результат  комплексного воздействия вербальных и невербальных факторов; кроме этого, необходимо учитывать физический облик  человека, поведение, внешность.

Любая форма вербальной связи содержит элемент эмоционального значения (подтекст и т. п.). В условиях непосредственного  контакта огромное значение приобретает  невербальное сопровождение информации (например психосоматические движения). Язык всегда взаимодействует с неязыковыми средствами общения: с экспрессивными реакциями, семантикой поведения (смысл и значение поступков) в процессе совместной деятельности.


Информация о работе Структура общения