Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 14:57, лекция
В структуре общения различают:
1) коммуникативную сторону;
2) интерактивную сторону;
3) перцептивную сторону.
В структуре общения различают:
1) коммуникативную сторону;
2) интерактивную сторону;
3) перцептивную сторону.
Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.
Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:
1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;
2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);
5) возможно возникновение
специфических коммуникативных
барьеров социального и
Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:
1) субъект общения – коммуникатор;
2) объект общения – реципиент;
3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;
4) действия общения – единицы коммуникативной активности;
5) средства общения –
операции, с помощью которых
6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.
Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.
Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.
Типы взаимодействия:
1) положительные –
а) кооперация;
б) согласие;
в) приспособление;
г) ассоциация;
2) отрицательные –
а) конкуренция;
б) конфликт;
в) оппозиция;
г) диссоциация.
Факторы, влияющие на тип взаимодействия:
1) степень единства подходов к решению проблем;
2) понимание обязанностей и прав;
3) способы решения возникающих проблем и др.
Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.
Структурные элементы социальной перцепции:
1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;
2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;
3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.
В процессе общения человек выступает как объект и как субъект познания.
Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:
1) особенности субъекта:
а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;
б) возраст;
в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;
г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;
д) психическое состояние;
е) состояние здоровья;
ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;
з) ценностные ориентации;
и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.
2) особенности объекта:
а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;
б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.
3) отношения между субъектом и объектом восприятия;
4) ситуация, в которой происходит перцепция.