Структура общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 14:57, лекция

Краткое описание

В структуре общения различают:
1) коммуникативную сторону;
2) интерактивную сторону;
3) перцептивную сторону.

Вложенные файлы: 1 файл

Структура общение.docx

— 119.47 Кб (Скачать файл)

В структуре общения различают:

1) коммуникативную сторону;

2) интерактивную сторону;

3) перцептивную сторону.

Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.

Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:

1) происходит не только  передача информации, но и её  формирование, уточнение и развитие;

2) обмен информацией сочетается  с отношением людей друг к другу;

3) происходит взаимное  влияние и воздействие людей друг на друга;

4) коммуникативное влияние  людей друг на друга возможно  только при совпадении систем  кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);

5) возможно возникновение  специфических коммуникативных  барьеров социального и психологического  характера.

Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:

1) субъект общения – коммуникатор;

2) объект общения –  реципиент;

3) предмет общения –  содержательная часть отправляемой информации;

4) действия общения –  единицы коммуникативной активности;

5) средства общения –  операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

6) продукт общения –  образование материального и  духовного характера, как итог общения.

Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.

Типы взаимодействия:

1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:

а) кооперация;

б) согласие;

в) приспособление;

г) ассоциация;

2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной  деятельности, создание для неё препятствий:

а) конкуренция;

б) конфликт;

в) оппозиция;

г) диссоциация.

Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

1) степень единства подходов к решению проблем;

2) понимание обязанностей и прав;

3) способы решения возникающих проблем и др.

Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

Структурные элементы социальной перцепции:

1) субъект межличностного  восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;

2) объект восприятия –  тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;

3) процесс познания –  включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

В процессе общения человек выступает как объект и как субъект познания.

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

1) особенности субъекта:

а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;

б) возраст;

в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;

г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;

д) психическое состояние;

е) состояние здоровья;

ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;

з) ценностные ориентации;

и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.

2) особенности объекта:

а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;

б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.

3) отношения между субъектом  и объектом восприятия;

4) ситуация, в которой происходит  перцепция.

 


Информация о работе Структура общения