Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 15:01, реферат
Цель: изучить структурную модель консультирования семьи.
Задачи:
- рассмотреть понятие психологического консультирования;
- рассмотреть основные понятия структурной модели;
- изучить структурную модель консультирования семьи.
Введение...................................................................................................................3
Основная часть.
1.Понятие психологического консультирования.........................................5
2.Основные понятия структурной модели....................................................7
3.Структурная модель консультирования семьи........................................11
Заключение.............................................................................................................19
Список используемой литературы.......................................................................20
Содержание
Введение......................
Основная часть.
1.Понятие психологического
2.Основные понятия структурной
модели........................
3.Структурная модель консультирования
семьи.........................
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами.
Все модели психологического консультирования семьи обычно представляют собой или полемику с положениями каких-либо моделей, или же их расширение. Разумеется, эту полемику не всегда можно заметить сразу. Поэтому и структурную модель консультирования семьи не обязательно противопоставлять основанной на опыте модели. Однако имеет смысл констатировать, что описать опыт, а в особенности популярно, не так уж легко, в то время как описать структуру семьи сравнительно просто. Поэтому эту модель чуть ли не больше всего любят обсуждать в популярной литературе. К представителям данной модели можно было бы причислить довольно много авторов - Б. Монталву, Б. Розмана, Г. Апонте, М. Вальтерса, С. Гринштейна и др.
Актуальность темы заключается в том, что проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Интерес к семье связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а значит настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, тем не менее, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Неуклонно увеличивается число разводов, неполных семей, гражданских браков, возрастают масштабы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение.
Основная цель семейного консультирования - это оказание психологической помощи супругам, то есть разговор с психологом должен помочь паре в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. Поддержка семьи и усиление ее воспитательного потенциала требует от специалиста, работающих с семьей, глубоких системных знаний, умений определять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней.
Цель: изучить структурную модель консультирования семьи.
Задачи:
- рассмотреть понятие психологического
- рассмотреть основные понятия структурной модели;
- изучить структурную модель консультирования семьи.
Структура работы: реферат состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы состоящей из 5 источников.
1. Понятие психологического
Психологическое консультирование как одно из направлений практической психологии возникло сравнительно недавно, в 50-е гг. XX в., то есть много позже появления других отраслей практической психологии - психологической диагностики, психологической коррекции, психотерапии. Четкую грань между понятиями "психологическое консультирование", "психотерапия", "психологическая коррекция" провести невозможно: их цели, задачи, методы тесно переплетены.
Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами.
Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.
Цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими.
В зависимости от типов решаемых проблем выделяют различные виды психологического консультирования из них основными являются:
- психолого-педагогическое (помощь в установлении адекватных детско-родительских отношений, в выборе тактики воспитания и т.п.);
- семейное (консультирование семейных пар с супружескими проблемами; членов семьи, в которых есть дети с отклонениями в развитии, алкоголики, наркоманы и др.);
- личностное (помощь в решении личностных проблем, в самопознании, в достижении целей личностного роста);
- возрастно-психологическое (контроль за ходом психического развития ребенка);
- профессиональное (помощь в профессиональном самоопределении);
- деловое (помощь руководителям в организации деятельности трудового коллектива и налаживании взаимоотношений между людьми).
Это разделение достаточно условно, на практике многие виды консультирования совмещаются (психолого-педагогическое и возрастно-психологическое, семейное и личностное, возрастно-психологическое и профессиональное и т.п.).
Процесс консультирования может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Позиции консультанта в ходе консультирования могут быть различны. Обычно выделяют три основные позиции:
1.Консультант как советчик. Он снабжает клиента информацией по интересующим его вопросам, дает конкретные практические советы (к каким еще специалистам можно обратиться, как вести себя в той или иной ситуации, каковы особенности того или иного возрастного кризиса и т.п.).
2.Консультант как помощник. Его задача - не давать практических советов, а помочь клиенту мобилизовать свои внутренние ресурсы, дать ему почувствовать ответственность за происходящее с ним и принять адекватное решение.
3.Консультант как эксперт. Он показывает варианты решения проблемной ситуации, оценивает вместе с клиентом их эффективность, помогает выбрать лучший.[1]
Вывод: Выбор консультирования как формы психологической помощи зависит от меры ответственности, которую может вынести сам клиент. Это предполагает адекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативной ситуациям, соответствующее эмоциональное состояние и уровень интеллектуального развития, позволяющий выбрать варианты решения проблемной ситуации.
2. Основные понятия структурной модели
К представителям структурной модели можно было бы причислитъ довольно много авторов: Б. Монталву, Б. Розмана, Г. Апонте, М. Вальтерса, С. Гринштейна и др.
С.Минухин, пишет, что структурная модель семьи дает психологу конкретную концептуальную "карту", объясняющую, что происходит в семье и что произойдет в дисфункциональной семье, предлагает ясные идеи, как организовать процесс семейной психотерапии.
В этой модели семья трактуется как непрерывный эксперимент, в котором балансируют на грани стабильности и изменения, закрытости и открытости для воздействий, эксперимент, который проводится в непостоянной, полной видимых и скрытых ловушек среде. Итак, единственная не вызывающая сомнений вещь - семья будет ошибаться, из-за ошибок возникнут конфликты, они получат разрешение, и таким образом семья будет размываться. Действуя сообща, члены семьи будут создавать семейную систему, которая в свою очередь, объединена с другими общинными системами.
Из этих довольно очевидных положений выводятся основные понятия структурной модели: структура семьи, субсистемы семьи, границы структуры.
Структура семьи — сеть требований и функций (соответствующих видам внутрисемейной деятельности), формирующая способы взаимодействия в семье, а также основанные на них постоянные, поддающиеся предсказанию типы (способы) поведения. Фактически, когда говорят о структуре семьи, имеют в виду те правила, которые существуют в семье, по которым семья функционирует.
Структуру семьи, по С.Минухину, "образует невидимая сеть требований и функций, формирующая способы взаимодействия в семье". Это постоянное, повторяющееся, поддающееся предсказанию поведение, которое и позволяет судить, функционирует ли семья. А для того чтобы функционировать, она создает собственную структуру. Это поведение — повторяющиеся способы взаимодействия между членами семьи, а вместе с тем и способы регуляции. Они могут быть отписаны после установления, как, когда и с кем члены семьи взаимодействуют. Следовательно, в структуру семьи входят наборы осознающих и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье. Чтобы этот механизм действовал (правилам следовали, поведение предсказывалось), необходима система поддержания. Она состоит из двух частей. Первой - генетической, которая имеется во всех семьях. Это иерархическая система, основывающаяся на авторитете родителей, который всегда и везде выше, чем авторитет детей. И второй — семейных комплементарных (дополняющих друг друга) ролей (например, если один из родителей более компетентарный, другой - более эмоциональный). Иерархия и роли не всегда четко осознаны, нередко причины их появления забыты, но они непременно сбалансированы и дополняют друг друга. Если этого нет, семья не функционирует, то есть фактически распалась.
Субсистемы семьи следующие: супружеской пары, родителей, детей. Первая - субсистема пары, или супругов, образуется с заключением брака. Одновременно начинается и процесс ее аккомодации (приспособления), когда принимаются или отбрасываются роли, которые супруги будут исполнять, взаимодействуя между собой. Аккомодацию можно оценивать по повышающейся степени независимости от генетической ветви. Так как в новую семью приносят с собой правила основной родительской семьи, пара, которая остается материально, пространственно, психологически зависимой от родителей, испытывает большие трудности приспособления и чаще будет отвергать, чем принимать, те роли, которые ей нужно выучить.
Поэтому для более успешного выбора ролей внутри пары надо выйти из структуры родительской семьи, корригировать навязанные ею роли (например, в традиционной семье муж работает вне дома, а жена на дому. После заключения брака молодая пара пытается копировать традиционные роли. Это редко приводит к успеху, так как дополнение ролей чаще всего не является комплементарностью пары. Задача пары - отыскать приемлемую ей комплемеитарность ролей.
Успешный выбор ролей парой, а это главное, согласно С.Минухину, условие благополучного брака, предполагает согласование и приспособление. Процесс согласования охватывает экспектации, необходимые для выполнения фикций семьи. Процесс приспособления охватывает небольшие и, на первый взгляд, несущественные элементы поведения (например, ритуал обмена приветствиями, желание которую-либо часть дня побыть наедине и др.). Предварительная установка на согласование и приспособление и способности это осуществить связаны с опытом, приобретенным в родительской семье.
Субсистема родителей появляется с трансформацией супружеской пары после рождения ребенка, однако последняя тоже не исчезает, а приобретенный в ней опыт согласования и приспособления является одним из важнейших условий эффективного функционирования субсистемы родителей. Каждый из супругов имеет свое понятие отцовства и материнства. Потребности ребенка (детей) требуют их согласовывать и создавать основанную на авторитете семейную иерархию, в которой дети не являются равными с родителями. Через субсистему родителей они приобретают умение чувствовать авторитет и учатся сотрудничать в ситуации неравных авторитетов. Субсистема родителей изменяется, приспосабливается к возрастным особенностям детей (например, дошкольника родительская субсистема должна "опекать", у подростка воспитывать самостоятельность и ответственность). Кроме того, субсистема родителей обязана учитывать потребности всех растущих в семье детей.
Назначение субсистемы детей - предоставить ребенку возможности быть лишь ребенком (не сыном и не дочерью, не внуком или внучкой) и изучать отношения сверстников, воспитывать способность к согласованию и приспособлению. С. Минухин называет эту субсистему социальной лабораторией, где можно экспериментально общаться без ответственности и компетенции, стесняющих общение взрослых.
Выделение субсистем позволяет более четко обозначить их внутренние и внешние связи, а эти связи характеризуют структуру семьи. Структуру семьи охарактеризовывает и понятие границ. Она в структурной модели семьи помечает правила, которые определяют уровень и род допускаемых контактов.
Границы регулируют отношения между субсистемами, а вместе с тем и внутри них. Следовательно, понятие границы довольно близко понятию нормы общения, тогда, когда речь идет о границе, больше подчеркивается определение неприемлемого, нежелательного поведения.
В семье встречаются три типа границ: четкие, ригидные, диффузные. Наиболее желательный вариант - четкие границы между семейными субсистемами. Благодаря таким границам члены семьи поддерживаются и опекаются, вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между субсистемами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны. Четкие границы к тому же позволяют родителям и детям почувствовать взаимозависимость, но не мешают проявлению их индивидуальностей.
Информация о работе Структурная модель консультирования семьи