Судебно-психологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:37, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение судебно-психологической экспертизы, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
 рассмотреть цели, задачи и виды судебно-психологической экспертизы;
 изучить объекты судебно-психологической экспертизы и материалы, необходимые для исследования;

Содержание

Введение 3
1. Цели, задачи и виды судебно-психологической экспертизы 4
Единоличная и комиссионная экспертизы 4
Экспертизы первичные и повторные 5
Основная и дополнительная экспертиза 6
Экспертиза однородная и комплексная 6
Виды судебно-психологической экспертизы по месту и условиям проведения 6
2. Объекты судебно-психологической экспертизы и материалы, необходимые для исследования 8
3. Типичные вопросы и ответы относительно судебнопсихологической экспертизы 10
Как правильно выбрать эксперта для проведения судебно- психологической экспертизы? Кого можно считать профессионально компетентным для производства психологической экспертизы? 10
В отношении кого проводится судебно-психологическая экспертиза? 11
Какова последовательность действий при назначении и организации судебно-психологической экспертизы? 11
Есть ли какая-то специфика назначения судебно-психологической экспертизы? 12
Сколько времени необходимо для проведения судебно- психологической экспертизы? 12
В каких случаях есть необходимость назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу? 13
С какого возраста ребенок может выступать в качестве подэкспертного при проведении судебно-психологической экспертизы по делам об определении места жительства и порядка общения с ребенком? 13
4. Обязательные требования к структуре заключения судебно- психологической экспертизы. 15
В исследовательской части 17
Заключение 20
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Sudebno-psikhologicheskaya_expertiza_p (1).doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Это означает, что длительность производства экспертизы всякий раз определяется индивидуально и согласуется органом, назначившим экспертизу и экспертами, непосредственно выполняющими экспертизу.

Этапы разворачивания судебно-психологической  экспертизы можно представить в  следующем виде:

    1. Знакомство с материалами уголовного (гражданского) дела, формирование поля психодиагностических гипотез, подбор исследовательских методов и методик для проведения СПЭ
    2. Проведение очной экспертной сессии (как правило, не менее двух раз) с подэкспертным лицом, во время которой проводится экспериментальная работа, наблюдение, диагностические процедуры.
    3. Обработка данных, интерпретация полученных в ходе исследования материалов требует отдельных временных затрат.
    4. Подготовка и написание заключения судебно-психологической экспертизы.
    5. Опыт показывает, что на проведение экспертизы с учетом подготовки, осуществление собственно исследовательских процедур, обработку полученных данных, их интерпретацию и написание заключения затрачивается не менее 15 часов. В сложных случаях - существенно больше, но каждый раз эти затраты определяются экспертами и согласуются с органом, назначившим экспертизу.

В каких случаях есть необходимость назначать комплексную  психолого-психиатрическую экспертизу?

Нередко, искусственно и  без всякого основания соединяются психиатрическая и психологическая экспертиза. Комплексная экспертиза целесообразна только в тех случаях, когда вопрос не может быть решен самостоятельно ни психиатрами, ни психологами, а только при совместной комплексной работе специалистов обеих областей знаний.

С какого возраста ребенок  может выступать в качестве подэкспертного при проведении судебно-психологической  экспертизы по делам об определении  места жительства и порядка общения  с ребенком?

При условии нормального  развития ребенок может выступать в качестве подэкспертного в возрасте 5 лет. Согласно принятым и проверенным в современной психологии данным, в возрасте до пяти ребенок еще эмоционально зависим от взрослого, в полной мере не отделяет себя от взрослого и находится под его влиянием. Вследствие этого, определить характер отношения ребенка, как устойчивую, сложившуюся характеристику не представляется возможным. Эмоциональная картина отношений носит ситуативный, временный характер и обусловлена событиями, разворачивающимися в настоящий момент. По прошествии непродолжительного времени, данная картина может замещаться более эмоционально насыщенной. Соответственно, эмоциональное переживание неустойчиво. Ребенок до 5 лет имеет очень ограниченные представления о причинах и следствиях происходящих с ним событий, в этом смысле реакция ребенка на ситуацию не связана с ее логической обработкой, а связана с ситуативным эмоциональным откликом на отдельные фрагменты ситуации. До пяти лет, по общим закономерностям развития психики все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер. Это означает, что ребенок не может в полной мере контролировать и управлять ими по собственному желанию, с ним, скорее нечто происходит. Он не может сосредоточиться или запомнить - он обращается только к тому, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. В связи с этой особенностью ребенок еще не может воспринимать и сохранять характеристики целостных событий, цепочки событий, связанных с какими-то персонажами, в том числе и составляющими семейную группу.

Сюжеты событий сохраняются  выборочно фрагментарно, в связи  с моментами привлекательности  для ребенка, соответственно следы  в памяти не устойчивы.

4. Обязательные требования к структуре заключения судебно- психологической экспертизы.

Заключение судебно-психологической  экспертизы является итоговым документом всей работы психолога. Заключение является процессуальным документом, в котором  эксперт излагает ход и результаты экспертного исследования. Эксперт даёт заключение в письменном виде, от своего имени, подписывает его и несёт за него личную ответственность.

В соответствии с законом «О государственной  судебно-экспертной деятельности в  Российской Федерации» (ст. 25) не только окончательные выводы, изложенные как итог заключения в конце, но и весь текст заключения (и его фрагменты) как целое имеет доказательственное значение.

В наиболее развернутом виде структура  экспертного заключения дана в ст. 25 Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»:

Статья 25. Заключение эксперта или  комиссии экспертов и его содержание На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт  от своего имени или комиссия экспертов  дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения. В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:

  • время и место производства судебной экспертизы;
  • основания производства судебной экспертизы;
  • сведения об органе или о лице, назначившем судебную экспертизу;
  • сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
  • предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
  • вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
  • объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
  • сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
  • содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
  • оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Сходные требования к  экспертному заключению формулируются  в ст. 204 УПК РФ и ст. 86 ГПК РФ.

В структуре заключения судебно-психологической экспертизы, равно как и в других видах экспертиз, принято выделять три части — вводную, исследовательскую и выводы. [4;143]

Во вводной части приводятся общие сведения об экспертизе:

  • Ее наименование (род, вид) особо оговаривается, если она является дополнительной или повторной, комиссионной, в том числе комплексной;
  • Если экспертиза дополнительная или повторная, приводятся краткие сведения о первоначальной экспертизе — когда, где и кем проведена и какое дано заключение;
  • Указывается номер дела, краткое изложение обстоятельств совершенного преступления, относящегося к предмету экспертизы (или факт, по которому возбуждено уголовное или гражданское дело);
  • Указываются основания для производства экспертизы (постановление следователя, лица, производящего дознание, или определение суда), дата назначения;
  • Время и место ее проведения, сведения о судебно-экспертном учреждении (если экспертиза проводится в учреждении) и об эксперте (экспертах), которым она назначена: фамилия, имя, отчество эксперта, образование, специальность и стаж экспертной работы;
  • Приводятся вопросы, поставленные на разрешение эксперта (экспертов), они должны быть даны точно в той формулировке, в какой указаны в постановлении (определении) о назначении экспертизы;[6;133]
  • Указываются субъекты исследования и материалы дела, представленные эксперту для производства экспертизы (здесь отражаются также ходатайства эксперта о предоставлении ему дополнительных материалов, и результат их рассмотрения);
  • При необходимости приводятся основания производства экспертизы, т. е. кратко излагаются обстоятельства дела;
  • Приводится предупреждение эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения с его подписью (иногда оно оформляется отдельным документом (подпиской эксперта), прилагаемым к заключению);

В исследовательской части

  • При необходимости содержатся комментарии экспертов относительно заданных вопросов. Такая необходимость может возникнуть в случае, если вопросы на судебно-психологическую экспертизу выходят за границы психологической компетентности, либо существенно расширяют рамку исследования и тем самым выходят за границы определенного типа экспертизы; если они сформулированы не в соответствии с принятой терминологией. Если вопросы сформулированы нечетко, не в соответствии с принятой терминологией, однако смысл вопросов понятен, то эксперт вправе указать, как он их понимает, в соответствии со своими специальными знаниями, т. е. фактически переформулировать их (но с обязательным приведением первоначальной формулировки). Если же смысл вопроса эксперту неясен, он должен обратиться за разъяснением к органу или лицу, назначившему экспертизу. При наличии нескольких вопросов эксперт вправе перегруппировать их, изложив в той последовательности, которая обеспечивала бы наиболее целесообразный порядок исследования. Вопросы, поставленные по инициативе эксперта, излагаются после вопросов, указанных в постановлении (определении) о назначении экспертизы.
  • Обязательно указывается, на основании каких теоретических исходных положений, существующих в психологии строится исследование, что будет проверяться в ходе проведения психологической экспертизы, что является предметом исследования.
  • Указывается, с использованием каких специальных средств (методов и методик), проводится исследование, причем обязательно указывается полное принятое в психологии название методики, автор методики, если методика модифицирована обязательно автор модификации или ссылка на литературный источник (используемые методики должны быть стандартными, классическими известными в психологии). Это необходимо для того, чтобы обеспечить возможность следователю и суду убедиться в полноте и научности используемых методик экспертного исследования, правильности их применения.
  • Содержится подробное описание хода и результата исследования, чтобы можно было понять логику и сущность исследования. Указываются используемые методики; даются комментарии относительно стимульного материала; описываются специфические характеристики подэкспертного при выполнении заданий; формальные данные, полученные в ходе исследования, с использованием всех указанных методик и и</spa

Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза