Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 23:09, доклад
В связи с чрезвычайной многосторонностью, сложностью и динамичностью объекта исследования судебно-психологическая экспертиза должна проводиться комиссионно - в составе двух-трех специалистов. В качестве экспертов привлекаются психологи со специальным образованием, имеющие практический опыт психолого-диагностических исследований. В качестве экспертов привлекаются психологи, имеющие специальное образование и опыт психолого-диагностических работ. Безусловно, в составе комиссии необходимо участие специалиста по юридической психологии. В отношении лиц малолетнего возраста в экспертизе важно участие специалиста по детской и возрастной психологии, а в экспертизе лиц преклонного возраста - участие геронтопсихолога.
Тема: Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.
В гражданском процессе одним из источников доказательств является заключение эксперта. Решение гражданских дел по существу в ряде случаев невозможно без судебно-психологической экспертизы.
К компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве относятся:
- установление степени
- выявление у дееспособного
субъекта непатологических
- установление психологической совместимости супругов, возможности снятия эпизодических конфликтов;
- установление психологической совместимости детей с каждым из родителей, усыновителей, опекунов;
- определение возможности
- установление способностей
Участие экспертов-психологов возможно по всем делам, содержанием которых являются межличностные отношения, взаимодействие людей с техникой.
Участие экспертов-психологов (социальных психологов) необходимо и в нормотворческом процессе.
Для определения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями может быть назначена комплексная судебная медико-психологическая экспертиза.
Судебно-психологическая экспертиза назначается постановлением судьи, мотивированным определением суда, в которых указываются лицо, подлежащее экспертному обследованию, его процессуальный статус, кратко описываются обстоятельства дела, мотивируется необходимость назначения судебно-психологической экспертизы, указываются намеченные эксперты, место их работы и вопросы, поставленные на их разрешение.
В связи с чрезвычайной многосторонностью, сложностью и динамичностью объекта исследования судебно-психологическая экспертиза должна проводиться комиссионно - в составе двух-трех специалистов. В качестве экспертов привлекаются психологи со специальным образованием, имеющие практический опыт психолого-диагностических исследований. В качестве экспертов привлекаются психологи, имеющие специальное образование и опыт психолого-диагностических работ. Безусловно, в составе комиссии необходимо участие специалиста по юридической психологии. В отношении лиц малолетнего возраста в экспертизе важно участие специалиста по детской и возрастной психологии, а в экспертизе лиц преклонного возраста - участие геронтопсихолога.
Организация судебной экспертизы состоит из следующих этапов:
- предварительное исследование материалов дела, ознакомление с объектом исследования;
- выяснение обстоятельств, дающих возможность экспертного исследования;
- экспериментальное исследование или длительное наблюдение,
- использование
- составление заключения; оглашение заключения на суде, допрос эксперта.
Судебно-психологическая экспертиза обычно проводится амбулаторно, а комплексная психолого-психиатрическая, как правило - стационарно. Эксперты-психологи, осуществляя судебно-психологическую экспертизу, используют всю систему методов и процедур психологической диагностики, различные личностные методики, методики отдельных сфер поведения и общих психолого-динамических характеристик деятельности. И, как правило, на заключительном этапе делаются выводы об общей психологической структуре личности.
Как правило, в случае кратковременных психических расстройств может быть назначена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, необходимость которой зависит и от конкретной нормы права, так как психологический элемент, содержащийся в этой норме, должен иметь самостоятельное значение. На основании этого критерия можно выделить дела о признании недействительными сделок, заключение которых связано с пороками воли; дела по спорам о праве на воспитание детей и по другим делам, связанным с личными семейными отношениями; дела о причинении вреда гражданином, не способным понимать значения своих действий или руководить ими, дела по регрессивным искам о возмещении вреда и т.д. Наличие «порока воли», в частности, устанавливает суд, однако свое решение он принимает на основе доказательств и на основе материалов судебно-психологической экспертизы. Поводом для ее назначения служат обоснованные сомнения в возможностях конкретной стороны правильно воспринимать существенные элементы сделки при ее совершении.
Судебно-психологическая экспертиза может быть назначена по делам, возникшим вследствие деликтов, гражданских правоотношений, по делам, связанным с возмещением ущерба, вытекающим из обязательственных правоотношений. Во всех этих случаях встает вопрос о вине и мере юридической ответственности участников материального правоотношения, которое стало предметом судебного разбирательства.
Заключение судебно-психологической экспертизы излагается письменно в требуемом законом порядке. В нем выделяются три части: вводная, исследовательская и заключительная. Судебно-психологическая экспертиза может быть проведена лишь при желании лица, направленного на экспертизу. Заключение судебно-психологической экспертизы подлежит судебной оценке. Возможен допрос эксперта в суде в целях получения разъяснений и дополнений по этой экспертизе.
В практической деятельности применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и расследования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших преступления. Судебно-психологические знания в правоохранительной деятельности применяются по-разному, и в первую очередь непосредственно оперативными работниками и работниками органов предварительного следствия, обеспечивая правильную диагностику личности, индивидуальный подход к человеку, выбор и применение наиболее соответствующих ситуациям тактических приемов и решений. Однако не во всех случаях сами правоохранительные органы и лица, представляющие правосудие, могут использовать все данные и методы сегодняшней психологической науки. Поэтому в связи с большой сложностью вопросов и необходимостью использовать для их решения специальные знания по уголовному делу назначается судебно-психологическая экспертиза, в процессе которой эксперт-психолог, используя свои специальные познания и методы, получает новые факты, необходимые для установления объективной истины по делу.
Как правило, предметом психологической экспертизы является не установление достоверности показаний обвиняемых, подсудимых, свидетелей и потерпевших (это входит в компетенцию следствия и суда), а выяснение возможности допрашиваемого лица в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию.
Судебно-психологическая экспертиза является одним из видов судебных экспертиз и, следовательно - одним из средств установления истины в судопроизводстве, источником доказательств по делу. Закон определяет, что проведение экспертизы обязательно: 1) для установления причин смерти и характера телесных повреждений; 2) для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости и способности к моменту производства по делу отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими; 3) для определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; 4) для установления возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют.
Следователь должен распознавать поводы и правильно формулировать вопросы для экспертного разрешения, а для этого ему и необходимо знать предмет, возможности и компетенцию данного вида экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших, свидетелей. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы судебно-психологическая исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, то есть не являющиеся патологическими.
В основе деятельности следователя по назначению судебно-психологической экспертизы лежит организаторская работа (подбор объектов для исследования, выбор определенного экспертного учреждения и т.д.). Решение вопроса о назначении экспертизы в большинстве случаев зависит от усмотрения самого следователя и относится к его компетенции. Отказ от проведения судебно-психологической экспертизы в то время, когда она объективно необходима, может привести к невосполнимой утрате доказательств, к тому, что преступление не будет своевременно раскрыто, а виновные лица уйдут от наказания.
Специальные знания необходимы следователю и для понимания заключения эксперта-психолога, сделанных им выводов, оценки конкретных методов исследования. По наиболее сложным уголовным делам целесообразно предварительно проконсультироваться с экспертом, обсудив, какие материалы, объекты требуется представить для исследования, как лучше и четче сформулировать вопросы в постановлении о назначении судебно-психологической экспертизы.
В ходе назначения и производства данной экспертизы существенную роль играют психологические взаимоотношения между следователем и экспертом. Во взаимоотношениях следователя и эксперта должны царить уважение, деловое сотрудничество и доверие. В случае необходимости следователь имеет право указать эксперту на его ошибки, например, попытки решать вопросы правового характера и т.д.
Анализ следственной практики свидетельствует, что необходимость проведения судебно-психологической экспертизы чаще всего возникает при расследовании преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против собственности, против общественной безопасности и общественного порядка, а также при расследовании некоторых дорожно-транспортных происшествий и преступлений несовершеннолетних.
К компетенции эксперта-психолога относится определение аффективных состояний, которые, если они вызваны неправомерными действиями потерпевшего, являются либо смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалификацию отдельных составов преступлений. Исследования интенсивности, длительности и механизма аффектного состояния методами судебно-психологической экспертизы обеспечивают научную обоснованность и достоверность выводов предварительного следствия.
К компетенции судебно-психологической экспертизы относится исследование и других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления. К числу их, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, сильного страха, большого горя, депрессии и т.п. В частности у следователя могут возникнуть сомнения в уровне умственного развития человека и в том, может ли он сознавать значение своих действий.
Наибольшая потребность в помощи эксперта-психолога возникает при расследовании таких опасных преступлений, как убийства, изнасилования. Так, например, одним из признаков изнасилования, предусмотренного законом, является использование преступником беспомощного состояния потерпевшей. Следственной практике известно немало случаев, когда в действиях потерпевшей не было явных признаков сопротивления, потерпевшая вела себя пассивно. В подобного рода ситуациях и назначается судебно-психологическая экспертиза.
ПРИМЕР:
«Поздно вечером на улице Чернов, находившийся в нетрезвом состоянии, встретил 15-летнюю Исаеву, и угрожая ей ножом, заставил следовать за ним. По дороге, когда появлялись встречные прохожие Чернов вновь доставал из кармана нож и угрожал потерпевшей убийством, если она попробует позвать на помощь. Обвиняемый привел Исаеву к себе домой, где находились его отец и мать. Он пригрозил Исаевой, что любая попытка с ее стороны обратиться к ним «кончится для нее плохо». Чернов провел Исаеву в свою комнату, и совершил с ней насильственный половой акт. Исаева в течение нескольких часов находилась в доме обвиняемого, никакого активного сопротивления ему не оказывала, за помощью не обращалась. Следователь назначил судебно-психологическую экспертизу, поставив на ее разрешение следующий вопрос: «Учитывая индивидуально-психологические особенности Исаевой, эмоциональное состояние во время совершения с ней указанных действий, содержание сложившейся ситуации, могла ли она оказать сопротивление обвиняемому?» В распоряжение эксперта-психолога были представлены материалы уголовного дела, содержащие, в частности, показания родителей, учителей, школьных подруг потерпевший, характеристики. Он также беседовал с ее родителями, учителями. В экспертном заключении говорилось, что сложившуюся ситуацию несовершеннолетняя потерпевшая воспринимала как реальную угрозу для своей жизни. Недостаток жизненного опыта, несложившийся характер, пассивность, ослабленность волевых процессов, недостаточно развитые самостоятельность и активность мышления, состояние очень сильного испуга и растерянности — все это еще более усугубляло для потерпевшей сложившуюся ситуацию, делало для нее невозможным активное сопротивление. С учетом индивидуально-психологических особенностей Исаевой, ее эмоционального состояния, во время совершаемых с нею действий и сложившейся ситуации она не могла оказать сопротивления.»
Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать вывод. Предметом судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе являются закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.
Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе