Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:08, практическая работа
Супруги, особенно молодые, обычно драматизируют любую спорную ситуацию и считают, что единственный путь выхода из такой ситуации – развод. Конфликтными супружескими союзами называют такие, в которых между супругами имеются постоянные ссоры, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные эмоциональные состояния.
Глава 1. Теоретические основы проблемы.
1.1 Супружеские конфликты и ссоры.
1.2 Причины семейных конфликтов.
1.3 Функции семьи.
1.4 Структура семейных ролей.
1.5 Внешние и внутренние границы.
1.6 Семейные правила.
1.7 Диагностические материалы для использования психологом.
Глава 2. Программа помощи семье.
2.1.1 Помочь супругам осознать функции, правила, роли семьи;
2.2.1 Беседа;
2.2.2 Анкета «Семейные роли»;
2.2.3 Опросник ролевые ожидания и притязания в браке.
2.3 Психотерапия и психокоррекция:
2.3.1 Инсценировка.
2.3.2 «Семейная скульптура» и «Семейная хореография».
2.3.3 «Ролевая карточная игра»
Анализ границ семьи включает в себя:
• определение семейной иерархии, которая тесно связана с распределением между членами семьи ролей и функций;
• определение норм, ценностей и правил поведения, регулирующих взаимоотношения между членами семьи и между ними и их социальным окружением;
• оценку основных каналов передачи информации между членами семьи и между ними и их социальным окружением.
С определением границ семьи
в практике семейной психотерапии тесно
связано также определение
Другим принципом, используемым специалистом при системной оценке семьи и тесно связанным с понятием границ, является определение степени открытости семейной системы и того, с какой интенсивностью протекают процессы энергоинформационного обмена внутри системы, а также аналогичные процессы между ней и окружающей средой. Границы семьи всегда в той или иной степени проницаемы, благодаря чему она может расти и развиваться. Чем в большей мере семейная система закрыта для поступления новой энергии и информации, тем меньше ресурсы, необходимые для удовлетворения ее постоянно растущих потребностей. Оценка степени открытости семьи сопряжена с определением возможности ее роста и удовлетворения потребностей ее членов, а также ее следования внешним требованиям. Подобная оценка предполагает получение сведений о том:
• насколько гибкими являются границы семьи;
• каким образом осуществляется «фильтрация» информации – как входящей в семью, так и исходящей из нее;
• кто из членов семьи является источником новой информации или занимается ее обработкой и передачей;
• каким образом семья поддерживает свою целостность.
В нормально функционирующих семьях границы между подсистемами ясно очерчены и проницаемы. В дисфункциональных семьях наблюдаются либо слишком жесткие, либо размытые границы. В первом случае коммуникация между подсистемами резко ограничена; не происходит обмена информацией. Во втором – стрессы, переживаемые в одной подсистеме, легко иррадиируют в другие (Минухин, Фишман, Эйдемиллер и др.,).
Если внешние границы
жесткие (семья живет очень замкнуто,
гости приходят редко, по конкретным
поводам и только по приглашению),
то у членов семьи нередко возникает
страх перед окружающим миром, не
формируются навыки общения с
другими людьми. В результате внутренние
границы между подсистемами становятся
размытыми. Например, в таких семьях
родители могут посвящать детям
много времени и нередко берут
на себя ответственность за их дела.
Возникает поведенческое
Существует определенная
закономерность: чем в большей
степени закрыты внешние
Функциональные коалиции – это супружеская подсистема и детская подсистема. Остальные варианты коалиций, как правило, дисфункциональны. Дисфункциональные коалиции, указывающие на наличие проблем в семье, – это, например, подсистема мамы и детей, с одной стороны, и папы – с другой. Или мама с одним ребенком против папы с другим ребенком. Или жена со своими родителями в коалиции против мужа с его родителями. Семейные коалиции указывают на структуру и иерархию в семье, а также на семейную проблему (Минухин, Фишман).
1.6 Семейные правила.
Семью можно рассматривать
как систему, функционирующую по
определенным правилам. Ее члены ведут
себя в соответствии с организационной
моделью повторяющихся
Правила, заданные социумом и культурой, разделяют многие семьи, а бывают правила уникальные для данной семьи. Культурные правила семейной жизни известны всем: например, все знают, что родители не должны заниматься любовью на глазах у детей. Уникальные правила известны только членам семьи.
Правила касаются самых разных сторон семейной жизни – от распределения ролей, функций и мест в иерархии до распорядка дня и позволения открыто выражать свои мысли и чувства. Правила показывают, что в семье можно делать, а что нет, что считается хорошим и плохим, то есть они представляют собой элемент семейной идеологии.
Правила передаются в новую
семью – правила ведения
Правила возникают на разных
стадиях жизненного цикла, нередко
противоречат друг другу, и поэтому
близкие постоянно должны о них
договариваться. Бывает и так, что
своим неконструктивным поведением
члены семьи провоцируют
Закон гомеостаза требует сохранения семейных правил в постоянном виде. Их изменение – болезненный момент для всех членов семьи. Если кто-то из семьи или посторонних людей (гость, учитель) нарушит правило, он может стать нежелательной персоной и даже врагом семьи.
Ригидные (жестко заданные и трудно изменяемые) правила нарушают семейное функционирование. Там, где их можно менять, где можно заново договориться, – семейная дисфункция наступает реже. Отсутствие семейных правил и норм также представляет серьезную опасность для психического здоровья. Многие дети и подростки с делинквентным поведением – выходцы из таких семей. Нечеткость правил и норм, их противоречивость, непроговоренность способствуют росту тревоги, вызывают замешательство, ведут к неустойчивости личности и семьи.
Семейные правила
1.7 Диагностические материалы для использования психологом.
Назначение методики: выявление ролевой структуры семьи. Опросник является модификацией психотерапевтической техники "Ролевая карточная игра" (авторы техники Джина Огден и Энн Зевин, 1970) и помогает определить вклад каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности), а также типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли взаимодействия). Кроме того, опросник позволяет косвенно оценить статус членов семьи и степень их влияния на принятие семейных решений.
Таким образом, результаты
данной методики позволяют
Описание методики
Методика "Ролевые
ожидания и притязания в браке"
Глава 2. Программа помощи семье.
2.1.1 Помочь супругам осознать функции, правила, роли семьи;
2.2.1 Беседа;
2.2.2 Анкета «Семейные роли»;
2.2.3 Опросник ролевые ожидания и притязания в браке.
2.3 Психотерапия и психокоррекция:
2.3.1 Инсценировка.
В ходе инсценировки терапевт
помогает членам семьи взаимодействовать
между собой в его присутствии,
чтобы вжиться в реальность семьи,
соответствующую ее определению. Затем
он реорганизует эти данные, усиливая
и изменяя их смысл, вводит новые
элементы и предлагает альтернативные
способы действия, которые реализуются
в терапевтической системе. При
фокусировании терапевт, отобрав
существенные для терапевтических
изменений элементы, организует сведения
о взаимодействиях внутри семьи
вокруг какой-то темы, придающей им
новый смысл. Усиливая напряженность,
терапевт повышает эффективность терапевтического
воздействия. Он выдвигает на первый
план частую повторяемость
Инсценировка — это такой прием, когда терапевт предлагает семье исполнить свой “танец” в его присутствии. В ходе сеанса терапевт создает межличностный сценарий, по которому разыгрываются дисфункциональные взаимодействия между членами семьи. Взаимодействие происходит в контексте сеанса, в настоящем времени и при участии терапевта. Способствуя таким взаимодействиям, терапевт получает возможность наблюдать за тем, как члены семьи обмениваются вербальными и невербальными сигналами и определяют диапазон допустимых взаимодействий. Терапевт может вмешиваться в этот процесс, повышая его интенсивность, продлевая время взаимодействия, вовлекая других членов семьи, подсказывая альтернативные решения и проводя зондирование, что помогает и ему, и семье получить информацию о характере проблемы, о степени гибкости внутрисемейных взаимодействий при поиске решений и о возможности альтернативных способов справиться с ситуацией в рамках терапевтической структуры.
2.3.2 «Семейная скульптура» и «Семейная хореография». Эти методики относятся к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей. Они представляют психологу следующие возможности:
Методики содержат в себе элементы личностной проекции и идентификации: чувства, установки поведенчески выражаются в межличностном взаимодействии и таким образом становятся доступными изучению и изменению.