Суть семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Особенности воспитания детей в неполных семьях связаны с недостатком мужского влияния. Роль отца высока как для мальчиков, так и для девочек. Матери необходимо постараться представить положительные мужские образы для примера. Ребенок должен иметь возможность наблюдать взрослых мужчин, иногда разговаривать с ними.

Содержание

Введение 3
1.1. Суть семейного воспитания 6
1.2. Типы взаимоотношений в семье 8
1.3. Методы семейного воспитания 15
2.1. Неуправляемый ребенок 21
2.2. Детские истерики 23
2.3. Детская агрессия 26
Заключение 36
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Семейное воспитание.docx

— 74.14 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Семья является самым первым и самым важным воспитателем ребенка.

Именно здесь закладываются все основные представления о жизни и формируется поведение ребенка.

Воспитание детей в семье не следует сравнивать со школьным воспитанием, так как оно основано на взаимоотношениях совершенного другого уровня.

Члены семьи общаются с ребенком непрерывно, поэтому семейное воспитание характеризуется неограниченными возможностями воздействия на него.

Важнейшей особенностью воспитания детей в семье является то, что оно основывается на чувствах: именно чувства, установленные между членами семьи, играют решающую роль в становлении личности маленького человека. Если чувственный мир семьи гармоничен, то для ребенка он служит защитой от любых внешних проблем, а также дает ему чувство уверенности в собственной значимости.

Особенности воспитания детей в семье зависят от многих факторов. В идеале рядом с малышом должны быть оба родителя, любящие бабушки и дедушки, а также сестры и братья. Такие большие дружные семьи помогают ребенку вырасти приверженцем традиционных духовных ценностей, уверенным в себе человеком, способным добиваться поставленных целей. Но жизнь вносит свои коррективы в самые идеальные планы.

Особенности воспитания детей в неполных семьях связаны с недостатком мужского влияния. Роль отца высока как для мальчиков, так и для девочек. Матери необходимо постараться представить  положительные мужские образы для примера. Ребенок должен иметь возможность наблюдать взрослых мужчин, иногда разговаривать с ними. Лучше всего для общения подойдут близкие родственники малыша – дедушка, дядя, старший брат.

 Иногда у ребенка  есть и мама, и папа, но нет  и не планируется ни братьев, ни сестер. Особенности воспитания  детей в таких семьях немногочисленны. Главная ошибка родителей –  чрезмерная опека и  забота. Единственный ребенок сильно рискует вырасти инфантильной личностью с завышенной самооценкой. Такому человеку может быть трудно в дальнейшем поддерживать нормальные отношения со сверстниками, коллегами, супругом. Воспитывая единственного ребенка, помните об этих опасностях. Важно обеспечить малышу компанию сверстников с ранних лет. Самым лучшим  способом борьбы с эгоизмом и самовлюбленностью у детей является рождение еще одного ребенка.

 Особенности воспитания  детей в семье иногда непредсказуемы  и изменчивы. Меняются жизненные  обстоятельства, здоровье, материальные  возможности родителей. Подчас нелегко найти индивидуальный подход к каждому малышу. Все вышесказанное определяет актуальность данного исследования.

Предмет исследования – воспитание в семье.

Объект исследования – проблемы воспитания в семье.

Цель данного курсового исследования заключается в следующем: выявление и характеристика основных проблем. Возникающих в семейном воспитании.

Исходя из данной цели, ставим ряд задач:

- определить суть семейного  воспитания;

- охарактеризовать основные  типы взаимоотношений «ребенок-родитель»;

- выявить методы семейного  воспитания;

- рассмотреть проблему  «непослушный ребенок» и наметить  пути ее решения;

- выяснить причины детской  истерики и определить, как с  ней справляться;

- понять основу детской  агрессии.

Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на подпункты, заключения и списка использованной литературы.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Семейное воспитание

    1. Суть семейного воспитания

Семья представляет собой группу людей, объединенных родством, общим хозяйством и сложными уровнями взаимоотношений [1, с.9]. Это некая самоорганизующаяся система, встроенная в культуру общества, в котором она функционирует. С одной стороны, несомненно, на становление семьи действует окружающая среда, вынуждая ее считаться с предметом и содержанием этого действия. С другой стороны, семья как общность обладает внутренними резервами и источниками формирования своих членов[2, с.2].

Одним из назначений семьи является воспроизводство жизни и изменение ее к лучшему. Реализовать эту цель в полной мере можно только при наличии детей, потому что брак — это только первый этап создания семьи. По-настоящему семейные отношения между мужем и женой становятся полными и гармоничными с появлением ребенка. Ребенка можно родить и вне брака — достаточно мимолетной близости мужчины и женщины. Но только в процессе совместной жизни родители способны передать ребенку свои обоюдные ценности, воспроизвести культуру интимно-родственных отношений.

В отличие от общества семья общается с ребенком каждодневно, поэтому располагает неограниченными возможностями воздействия на него. Именно в семье складываются основы нравственности, терпимости, духовности ребенка. В семье начинает формироваться личность ребенка, семейное воспитание оказывает наиболее сильное влияние на него. Семья, с одной стороны, предстает как самостоятельная и в некоторых случаях достаточно закрытая общественная единица, а с другой, являясь компонентом социальной воспитательной системы, тесно связана с педагогическими общественными институтами. От взаимосвязи семьи и школы в наибольшей степени зависят развитие и формирование детей.

Не вызывает сомнения тот факт, что в последние годы семьей утеряны многие ценности семейной педагогики и она не всегда готова взять на себя всю ответственность за воспитание детей. С одной стороны, это объясняется социальными катаклизмами и экономическими трудностями, с другой — безусловно, нежеланием родителей активно заниматься воспитанием детей, уделять им внимание и относиться серьезно к их маленькой, но очень важной жизни.

Семья обладает системой функций, позволяющей ей функционировать в индивидуальном режиме, присущем только данной семье[2, с.3]. Прежде всего, всех членов семьи, живущих вместе, связывает экономическая деятельность. Каждая семья — это клеточка экономического потенциала страны, поскольку каждый работающий «вливает свой труд в труд своей республики»[2, с.3]. Все работающие члены семьи озабочены ее благосостоянием. На это работают семейный уклад и дух семьи. Финансовое обеспечение семьи складывается по-разному. В одной семье все члены «сбрасываются», и деньги идут на обеспечение жизни каждого члена в соответствии с решением «семейного клана» и целесообразностью покупок и оплат. В другой семье приняты другие правила: каждый член семьи дает какую-то часть в общий котел, оставляя себе индивидуальный запас. В третьей могут по-другому распределять получаемые средства. Но в любом случае функция экономического обеспечения каждого члена семьи — одна из важнейших ее функций. Но самое главное заключается в том, что семья является первым институтом социализации ребенка.

Семья — это первый и самый важный воспитатель ребенка. Семейное воспитание имеет свою специфику и значительно отличается от школьного воспитания. Дело в том, что воспитание в семье основано на чувстве[11, с.14]. Именно чувство определяет тип, стиль, тон взаимоотношений членов семьи. Чувственный мир семьи является неким гарантом для ребенка. Он защищает его от внешних неблагоприятных воздействий и дает чувство уверенности в своей нужности в этом мире. Ребенок в семье включается в разнообразные виды деятельности, в ходе которой родители влияют на формирование ценностных ориентации и идеалов своих детей. Причем это процесс бесконечный, длящийся всю жизнь, и результаты родительского влияния видны далеко не сразу.

Семья, являясь по сути «разновозрастной группой», имеет возможность влиять на ребенка с точки зрения различных поколений. Наличие бабушек, дедушек, других близких родственников благотворно воздействует на формирование качеств личности при наличии гармоничных отношений между членами семьи. Но если семья «одинока», ребенок вырастает некоторым образом обделенным родственными связями. Ему никто не может подсказать и показать, как действовать в разных ситуациях, кроме родителей. Он ощущает родственную пустоту. Такое положение влияет на жизнь ребенка, поскольку в его будущей семье тоже будет ощущаться нехватка старшего поколения. Результаты семейного воспитания зависят в большой степени и от умения членов семьи качественно выстраивать взаимоотношения.

    1. Типы взаимоотношений в семье

 

Семейные отношения — особый вид взаимодействия людей. Люди взаимодействует по разным основаниям. Это могут быть бытовые, деловые, профессиональные, личные, интимные, сексуальные и другие взаимодействия. В семье же все они фокусируются на «маленьком пространстве» семейных отношений. В силу близости и каждодневного взаимодействия эти отношения являются специфическими и очень отличаются от таких же по характеру, но присущих чужим людям отношений, которые пронизывают всю нашу жизнь.

Характеризуя отношения между членами семьи, обратимся к психологии. В современной социальной психологии можно найти разные виды отношений между людьми. Это сотрудничество, соревновательность, паритет, антагонизм, конкуренция. Сами названия отношений определяют их суть[15, с.117].

Сотрудничество — самый продуктивный вид семейных отношений. В этом случае все члены семьи связаны нравственными и духовными узами. Взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимоуважение — вот основные элементы взаимодействия между ее членами. Как правило, все поколения связаны между собой независимо от того, живут они вместе или раздельно. Причем связь эта, прежде всего, духовная. Именно такая связь предполагает и нравственную, и материальную поддержку престарелых членов семьи.

Соревнование в семье при нравственных условиях — прекрасный тип отношений, поскольку он активизирует прежде всего молодое поколение на овладение необходимыми для жизни знаниями и умениями. Ожидание результатов деятельности, их сравнение, сделанное в доброжелательной манере, развивает потенциал всех членов семьи, овладевающих новыми видами деятельности.

Конкуренция может тоже иметь положительный оттенок, если главной ее целью является доброжелательное соперничество. Человек, обладающий амбициями, воспитанный в нравственно-духовном мире семьи, не может превратить конкуренцию в «выживание сильнейшего»[15, с.17]. Но, если члены семьи хотят главенствовать, невзирая на то, обладают ли они для этого главенства необходимым потенциалом, такая конкуренция ведет к подавлению одного члена семьи другим.

Антагонизм рассматривается как резкое противоречие между членами семьи. Как правило, он ведет к конфликтами. Конечно, члены семьи, вынужденные жить вместе, «смиряются» с предложенными обстоятельствами. Но это только на время. При любом удобном случае противоречие обостряется и семья переходит на новый виток внутрисемейных конфликтов.

Характерно то, что есть семьи, в которых совершенно ясно и отчетливо проявляется тот или иной тип отношений.

В других семья эти типы могут быть на переходной грани. К примеру, сотрудничество может включать элементы здоровой соревновательности и конкуренции. А паритет легко переходит в антагонизм. Конечно, самым благоприятным для развития семьи типом является «сотрудничество», но еще Л.Н. Толстой в своем знаменитом романе «Анна Каренина» сказал, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые — несчастны по-своему». Не берясь спорить с классиком, однако же, хочется заметить, что обстоятельства, формирующие как счастье, так и несчастья, бывают разными. А значит, мы можем с полной долей уверенности говорить о том, что похожих семей не бывает. В каждой семье есть свой «скелет в шкафу», но разница заключается в том, что одни умеют преодолевать невзгоды, противостоять разрушительным силам. А другим это не удается[19, с.100].

В системе отношений, связывающих членов семьи, значительная роль принадлежит тем позициям, которые эти члены семьи занимают. Естественно, нас интересует прежде всего позиция ребенка в семье.

Вот система типичных для современных семей позиций родителей по отношению к своим детям. Это «Ребенок-сберкнижка», «Ребенок-собственность», «Ребенок-обуза», «Ребенок-не­удачник», «Ребенок-должник», «Ребенок-божество», «Ребенок — маленький друг»[19, с.100].

«Ребенок-сберкнижка» — весьма распространенная форма любви и отношения родителей к своим детям. В ее основе жесточайший родительский эгоизм. Он выражается в том, что родители рожают и воспитывают ребенка для себя в будущем. Причем трагедия этого типа заключается в том, что родители, рассчитывая на высокие «проценты» отдачи любви, уважения, долга в будущем, зачастую пренебрегают настоящим. В итоге вместо радости открытия ребенка в каждой совместно прожитой минуте — мучительное ожидание отдачи.

 Такие родители крайне  придирчиво присматриваются к  ребенку, все ли у него так, как они заложили, взлелеяли, ожидали. Виды деятельности для ребенка  выбираются исключительно из  видения родителями результатов  этой деятельности, без учета интересов, склонностей и способностей ребенка. Нередки в такой семье патетические восклицания типа «Я тебе всю жизнь отдала, а ты..!»; «Ты только нам, своей семье всем обязан за свою жизнь и удачи!» и т. п. Ребенок растет с мыслью, что семья — это некий тотем, достойный поклонения, а не теплый очаг, «начало начал»[20 ,с.5].

«Ребенок-собственность» — один из самых опасных видов отношения к ребенку со стороны родителей. Такие родители уподобляются герою повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», сказавшему своему сыну Андрию: «Я тебя породил, я тебя и убью». В этом случае ребенок рассматривается как собственность того или иного родителя, принадлежащего ему по праву. Причем следует отметить две крайние тенденции, характеризующие этот тип отношения к ребенку. Если он живет в любящей семье и является ее кумиром, то все проблемы решаются родственниками. Основной девиз такой семьи «У ребенка не должно быть никаких проблем»[20, с.5]. Безоговорочное рабство покупается за счет благ в виде хороших игрушек, красивой одежды, вкусной еды.

Если же этот тип отношений реализуется в семье, пренебрегающей нравственными ценностями, или в семье с пьющими родителями, то для ребенка наступает сущий ад. Он становится либо забитым, со страхом взирающим на каждого взрослого, либо убегает из дома и скитается где придется. Плоды такой позиции мы можем наблюдать в нашем обществе повсеместно. Как правило, дети, выросшие в такой семье, сами становятся или тиранами, или «слабаками», готовыми подчиняться любому более сильному и властному всю оставшуюся жизнь.

Информация о работе Суть семейного воспитания