Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:45, реферат
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных
уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или
письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции,
манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе
взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет
невербальных средств выражения и только 20 – 40% информации передается
с помощью вербальных
Введение
1. Вербально общение
1.1 Виды вербального общения
1.2 Семантика
1.3 Умение слушать
2. Невербальное общение
2.1 Особенности невербального общения
2.2 Проксемические особенности невербального общения
2.3 Визуальный контакт
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный Университет им.
Н.И. Лобачевского»
Факультет управления и предпринимательства
Реферат на тему:
«Сущность вербального и невербального общения».
г. Нижний Новгород
2014 год
Содержание
Введение
1.1 Виды вербального общения
1.2 Семантика
1.3 Умение слушать
2.1 Особенности невербального общения
2.2 Проксемические особенности невербального общения
2.3 Визуальный контакт
Заключение
Список литературы
Введение
Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 – 40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого. Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.1. Вербальное общение
1.1 Виды вербального общения
Вербальная коммуникация – это взаимодействие людей с помощью речи; это взаимодействие, построенное на лексически выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (текстовое).
Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь еще разговорной. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разговорной речи, как правило, требует естественный ответ на побуждение собеседника или существует как реакция на происходящее вокруг.
Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Обычно это развернутая, подготовленная речь (например, лекция, доклад, выступление и т.п.).
Вербальная коммуникация является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час. Способность к эффективному обмену информацией является отличительным свойством человека и одним из главных условий его бытия как существа социального. Недаром еще древние греки определяли варвара как человека без языка, то есть без достаточной способности к словесному контакту.
-познавательное (когнитивное)
– осуществляется с целью
- убеждающее – ставит
цель вызвать у партнеров по
общению определенные чувства
и сформировать ценностные
- экспрессивное – осуществляется с целью сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию;
- суггестивное – ставит
цель оказать внушающее
-ритуальное – ведется для закрепления и поддержания конвенциональных отношений, регуляции социальной психики в группах, сохранения ритуальных традиций фирмы, корпорации и др.
При анализе вербальной коммуникации важно всё время иметь в виду, что это общение, которое ведут между собой личности, обладающие определёнными намерениями, то есть диалог представляет собой активный, двусторонний характер взаимодействия партнёров. Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации – понимание смысла того, что говорит другой, в конечном счёте – понимание, познание другой личности.
Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга. Само воздействием может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, то есть прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнёра.
1.2 Семантика
Вступая в информационный контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания.
К используемым нами
символам относятся слова, жесты
и интонации. Именно этими символами
обмениваются люди в процессе
общения. Отправитель кодирует свое
сообщение с помощью
1.3 Умение слушать
Эффективное общение возможно, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. К несчастью, немногие научились слушать с той степенью эффективности, которая в принципе в наших силах. Выслушивание фактов и чувств – это выслушивание сообщения полностью.Поступая так, мы расширяем свои возможности понять ситуацию и даем знать об уважительном отношении к тому, что в действительности говорящий человек пытается передать нам.
Профессор Кит Дэвис приводит 10 правил эффективного слушания:
1.Перестаньте говорить. Невозможно слушать, разговаривая.
2.Помогите говорящему
раскрепоститься. Создайте у человека
ощущение свободы. Это часто называют
созданием разрешающей
3.Покажите говорящему, что вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно. Слушая, старайтесь понять, а не искать поводов для возражений.
4.Устраните раздражающие моменты. Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги. Будет ли спокойнее в кабинете, если закрыть дверь?
5.Сопереживайте говорящему.
Постарайтесь встать в
6.Будьте терпеливыми. Не
экономьте время. Не прерывайте
говорящего. Не порывайтесь выйти,
не делайте шагов по
7.Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек придает словам неверный смысл.
8.Не допускайте споров и критики. Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться. Не спорьте. Именно победив в споре, вы проиграете.
9.Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете.
10.Перестаньте говорить! Это наставление идет и первым, и последним, ибо все остальные зависят от него.
Помимо умения эффективно слушать существуют другие способы совершенствования искусства общения. - Необходимо прояснение собственных идей перед их передачей, т.е. нужно систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы или идеи, которые вы хотите сделать объектом передачи. - Нужно быть восприимчивыми к потенциальным семантическим проблемам. Не жалеть сил на то, чтобы исключить из обращения двусмысленные слова и утверждения. Употребляя точные слова, а не общего характера, вы выигрываете в результативности.
2. Невербальное общение
Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.
Невербальная коммуникация выступает одним из средств репрезентации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Является дополнительным источником информации к собственно вербальной коммуникации.
Невербальная коммуникация не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики (позы), через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Чувства так же, как и информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов.
2.1 Особенности невербального общения
Весь мир – театр, и люди в нем актеры, И каждый не одну играет роль. В. Шекспир. Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинесики. Рассмотрим только некоторые из этих кинесических составляющих. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга.
Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны – они хмурятся, когда сердятся – у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает «да» или утверждение. Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь. Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации.
Следует отметить, что
наиболее распространенным
Культурные нормы значительно регламентируют тактильные контакты. Прикосновение остается знаком, прежде всего выражающим чувства к партнеру по общению. Грубые, болевые контакты сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, не болевые контакты сигнализируют о доверии и симпатии к партнеру. Большинство культур накладывают множество ограничений на прикосновения.
В каждом обществе
складываются представления о
том, как, когда, кого и кому можно
трогать. Если собрать список
прикосновений, то мы увидим, что
в разных культурных слоях
они осуществляются по-разному. Например,
удар является актом агрессии,
но шутливое похлопывание по
спине, даже весьма чувствительное,
старых приятелей
Информация о работе Сущность вербального и невербального общения