Сущность и особенности социально-психологических явлений в среде осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 14:07, реферат

Краткое описание

Формирование личности осуществляется в определенных условиях, которые постоянно воздействуют на нее, определяя характер и формы ее деятельности. Совокупность материальных условий и общественных отношений, активно взаимодействующих друг с другом, образует социальную среду. Она является объективным социальным окружением не только для отдельной личности, но и для групп. Социальная среда включает в себя и микросреду - совокупность ближайших материальных, идеологических и социально-психологических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью. Необходимым условием возникновения и развития социальной среды является деятельность как способ социального бытия человека, а также прямое или опосредованное общение личности с другими людьми и группами.

Вложенные файлы: 1 файл

КР Юр псих.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

При разработке мер активного противодействия слухам возникает проблема: либо не замечать их (что равносильно поощрению), либо активно опровергать (что косвенно может их усилить). Наиболее эффективно подавление слухов фактами, идущими вразрез со слухами. Прямое опровержение результативно при условии, если слух был абсолютно недостоверный, а источник информации - авторитетный для осужденных. К сожалению, пока еще редко используется такой эффективный способ пресечения слухов, как выступление в сатирической форме.

Слухи подразделяются на несколько видов:

слух-желание (якобы перед праздником будет проводиться дополнительное отоваривание);

слух-ожидание (например, ожидание амнистии);

слух-пугало (в частности, о том, что осужденные, подпадающие под некоторые статьи, будут переведены на более строгий режим содержания);

агрессивный слух.

Слухи в ИУ во многом формируют групповое мнение осужденных. Так, в одном из учреждений осужденный П. объявил себя "вором". В камере приняли его с уважением. Когда прошел слух, что П. работал в хозяйственной группе той колонии, откуда он прибыл, все осужденные в камере изменили мнение о нем.

К статичным социально-психологическим явлениям в среде осужденных относятся традиции. Традиции выступают для любой общности людей тем социально-психологическим механизмом, который скрепляет ее в единое целое. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Человек усваивает привычки и обыденные представления об общественном бытии, характерные для его социального окружения, также естественно и незаметно для самого себя, как ребенок усваивает родной язык. Статичным социально-психологическим явлением в среде осужденных считаются обычаи.

Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, образ действий, обычаи).

Традиции - это неписаные законы, нормы, в которых проявляются интересы и воля той или иной общности людей Исправительно-трудовая психология. Рязань, 1985).

Обычай - это установившееся вследствие неоднократного применения в течение длительного времени правило, которое регулирует поведение людей.

Традиции и обычаи, закрепленные в групповом мнении, используются в качестве основных форм контроля за поведением членов малых отрицательных групп. Тюремные традиции и обычаи существовали еще в царских острогах, тюремных замках и тюрьмах. Каждый вновь поступающий в острог обязан был внести так называемую "влазную", которая делилась поровну между арестантами. Проводились обряды посвящения в "арестантство". Новички подвергались проверке, терпели различного рода оскорбления и пытки.

Новичков вовлекали в игру "прокатить на оленях". Два человека становились плотно друг к другу спиной и около пояса связывали себя полотенцем, потом каждый наклонялся в свою сторону. Их накрывали одеялом - и "олени" готовы. Старые арестанты садились на них поочередно и катались по камере. Доходила очередь до новичка. Но как только он садился на "оленей", те распрямлялись и начинали зажимать его между собой, как в тисках, а остальные - избивать жгутами. После подобных "обрядов" новичку определялось место в среде заключенных и присваивалась кличка. В его жизнь органически вплетались тюремные порядки, язык-жаргон, нецензурная брань.

Традиции и обычаи могут касаться поведения, как всех членов асоциальной группы, так и отдельных стратификационных групп осужденных ("обиженный", "вор в законе"). Осужденных, нарушивших требования внутригрупповых норм, переводят в низшие касты, избивают, подвергают насилию. Давление норм "другой жизни" бывает настолько сильным, что способно вызвать специфические для ИУ формы отклоняющегося поведения (членовредительство, побег и др.).

Прописка - это своего рода инициация, то есть обряд введения новичка в тюремное сообщество.

Традиции и обычаи регулируют поведение осужденных и стабилизируют внутригрупповые отношения. Традиции сопровождаются определенными ритуалами, которые придают им психологическую заразительность и эмоциональную привлекательность. В среде осужденных широко распространен обычай "прописки", позволяющий определить статус новичка и отнести его к той или иной группе (слою). Цель "прописки"-проверка новичка на опытность, "бывалость", сообразительность, находчивость, выносливость, силу, умение постоять за себя. Новичку задаются вопросы, и по тому, как он отвечает, судят о его знании жизни в ИУ и "бывалости". Широко используются розыгрыши. Так, если вошедший в камеру новичок видит на полу полотенце, то в соответствии с правилами игры он должен вытереть ноги. Если же он поднимет полотенце, значит, "прописку" прошел неудачно и получает низкий статус в колонии.

Жестокая игра-проверка "посчитать звезды" заключается в следующем. Новичку завязывают глаза, ставят на табурет, заставляют делать определенные движения, затем выбивают у него из-под ног табурет и спрашивают, сколько звезд он увидел при падении. В соответствии с названной цифрой он получает количество "морковок", то есть ударов мокрым полотенцем, свернутым жгутом. Естественно, что знающий этот обычай еще до начала игры предупредит, что ни одной звезды не увидит, и будет освобожден от проверки.

Если после испытаний новичок зачисляется в разряд "чуханов", ему под угрозой расправы предлагается на выбор либо почистить парашу (если она есть), либо съесть кусочек мыла. Если он соглашается на первое предложение, его зачисляют в разряд "помоек", "ложкомоек", если на второе - в разряд "чушкарей". Кличку "чушкаря" он получает и в том случае, если поднимет и съест что-либо из продуктов, упавших на пол, или станет есть в тот момент, когда кто-то оправляется. Кстати, если кому-то нужно оправиться, то закрывается все съестное.

В этот момент не рекомендуется даже открывать рот. Лицо, нарушившее этот обычай, также может получить кличку "чушкаря".

В.Ф. Пирожков (1988) выделяет в "прописке" следующие типы "приколов": а)"приколы-единоборства" связаны с проверкой физической силы, ловкости и смелости новичка; б)"приколы-загадки" направлены на проверку его сообразительности и находчивости; в) провокационные задания, например: распишись на потолке (правильный ответ - подставь лесенку); сколько углов в камере (правильный ответ - пять углов вместе со мной); г)"приколы-игры"; д)"приколы-испытания" используются для проверки готовности переносить боль, защищать интересы группы; е)"приколы-розыгрыши" (посылают, например, к начальнику колонии); ж) шантаж имеет целью закабалить новичка, подчинить себе.

Существует много форм "прописки", но их суть одна - подавление воли у новичков, приобщение к преступным традициям, подчинение власти камерных "авторитетов". Действует закон круговой поруки: никто не сообщает о фактах проведения "прописки", боясь личной ответственности. Впоследствии осужденные, которые подвергались "прописке", сами начинают проводить подобные процедуры над новичками.

В ряде воспитательных колоний (Брянской, Валуйской и др.) существует традиция "ломать корянку", которая заключается в том, что при приеме пищи хлеб до конца не дорезается. Все члены группы по кусочкам отщипывают от одной порции (ломают корочки). "Ломавшие корянку" становятся назваными "братьями", "кентами". К этой процедуре не допускаются "обиженные" и "чушки". Если кто-либо нечаянно отломит больше, чем все, то он попадает в разряд "проглотов" и исключается из братства. См.: Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 2001.

В других ВК есть традиция, запрещающая "вожаку" участвовать в игре на сцене (в спектакле). Он должен управлять людьми, а не паясничать и веселить их со сцены.

В своеобразной форме сохранились прежние тюремные обычаи в следственных изоляторах. Особенно это касается процедуры встречи и испытаний правонарушителей, вновь прибывших в камеру. Бывалые молодые преступники разработали систему испытаний, с помощью которой устанавливают, знает ли подросток-новичок правила поведения в определенных ситуациях камерной жизни. Совокупность обычаев и правил поведения, знание которых свидетельствует о близости субъекта к преступной среде, называется "подлянкой". С новичком, знающим "подлянку", камерные "авторитеты" держатся как с равным - новичок, не знающий "подлянки", подвергается унижениям.

В "подлянке" существуют обычаи, с помощью которых лидеры обирают подростков. Намереваясь попросить новичка подать что-либо из ящика для продуктов, более опытный сокамерник кладет там, например, сахар так, чтобы он при открывании дверцы упал и таким образом "опоганился". Взамен "опоганенного" сахара он требует возвращения в многократном размере. В этих же целях вновь прибывших стараются вовлечь в азартные игры. Новички довольно часто проигрывают, поэтому вынуждены расплачиваться одеждой либо продуктами. Лица, пытающиеся оказать сопротивление этим "правилам", нередко подвергаются физической расправе.

Изучение прибывшего в камеру подростка начинается с расспросов о нем: кто его родители, с кем он дружил, есть ли у него кличка. Наличие клички само по себе обусловливает определенное позитивное отношение "авторитетов" к пришедшему. Если клички нет, то применяется обычай "кидать на решетку", то есть кричать в окно: "Тюрьма, дай кликуху". Если новичок соглашается на эту процедуру, всем становится ясно, что он неопытный человек, и ему дается, как правило, презрительная кличка. Это первый шаг к подавлению и даже травле неопытного новичка. Другой прием проверки - реагирование, например, на брошенное полотенце, одежду. Знающий "подлянку" не только не поднимет этот предмет, но и наступит на него или вытрет о него ноги. Он также не поднимет упавшее мыло. Иногда при передаче мыла новичку "подлянщик" специально роняет его. Если новичок поднял, то тем самым "поклонился" (покорился). Обычай гласит: "Не я ронял, не я должен поднимать".

Следующий этап проверки новичка проходит под видом различных игр, как правило, сопряженных с физическим воздействием. Наиболее распространена игра "хитрый сосед", состоящая в следующем: испытуемому завязывают глаза, предупредив его, что кто-то из двоих сокамерников будет бить его книгой по голове до тех пор, пока он не узнает кто. Однако бьет третий.

По мнению начальников отрядов, наиболее распространенными традициями являются "проводы" и "встречи". При освобождении из колонии осужденный устраивает чаепитие для своих земляков, членов "семьи". Таким же образом встречают из ШИЗО или ПКТ. Устраивается чаепитие в ночное время, когда надзор ослаблен. Существует так называемый "подогрев", когда осужденным, находящимся в ШИЗО или ПКТ, по нелегальным каналам связи доставляют продукты питания, сигареты. Прочно утвердился обычай, когда "шестерки" обслуживают "авторитетов" (стирают их одежду, убирают их спальное место, отдают им все лучшее). Другой обычай состоит в том, что "авторитеты" занимают самые удобные места. В столовой лидеры сидят за столом у стены. Места "чушек" - у прохода. В отношении долгов действует так называемый "счетчик". К традициям также относятся "сказки" и употребление жаргона.

Основная сущность тюремных традиций и обычаев заключается в уклонении от участия в труде и общественной работе; ведении праздного образа жизни; увлечении азартными играми; употреблении спиртного, наркотиков; гомосексуализме; противодействии администрации исправительного учреждения в ее работе по разложению преступных группировок и ресоциализации правонарушителей.

В среде осужденных существуют также обряды и ритуалы, которые обозначают внешнюю сторону соответственно обычая и традиции. Так, для того чтобы перевести осужденного в касту "опущенных", его можно изнасиловать или совершить ритуал (посадить заключенного на парашу с куском хлеба, облить водой из параши и т.д.).

В структуру традиций и обычаев составной частью входит так называемая система мелких исключений, своего рода табу, нарушение которых не одобряется осужденными. Например, табу, связанные разными цветами и формой предметов. Красный цвет вызывает осужденных ассоциацию с мужскими или женскими половыми органами. Запрещается носить красную майку и красные трусы, курить сигареты в красной пачке, иметь красные мыльницы и красные зубочистки и др. (В.Ф. Пирожков, 2000).

Формирование в отрядах, бригадах осужденных социально-положительных традиций и обычаев связано с преодолением традиций уголовной среды.

Социальный эксперимент по внедрению системы А.С. Макаренко в исправительно-трудовых учреждениях Вологодской области, проводившийся в 70-х годах, позволил выработать следующие положительные традиции и обычаи в коллективах осужденных См.: Детков М.Г. Психолого-педагогические вопросы деятельности ИТУ: Лекция. Домодедово, 1992. :

каждый осужденный должен быть членом первичного коллектива;

он должен быть торжественно принят в состав коллектива на собрании звена;

за каждым вновь прибывшим в колонию осужденным закрепляется активист, который знакомит новичка с традициями и порядками, существующими в коллективе, контролирует его поведение до первой ступени исправления;

подведение итогов соревнования между коллективами осужденных проводится с вручением переходящих вымпелов;

коллективы отрядов посещают концерты и другие массовые мероприятия в клубе в порядке занятых ими мест в соревновании;

ежегодно проводятся смотры полезных дел коллективов осужденных с участием представителей общественности городов и районов области.

Особое внимание надо уделять лицам, осужденным к длительным срокам лишения свободы и ставшим активистами, которые обычно являются носителями и продолжателями положительных традиций. В соответствии с обычаями и традициями осужденного "принимают" в группу лиц, поддерживающих положительный образ жизни.

Обычаи и традиции не только сближают, но и противопоставляют осужденных друг другу. Осознание группой осужденных, ведущих отрицательный образ жизни, себя как "мы" неизбежно связано с осознанием других групп осужденных (например, активистов, сотрудников) как "они". В связи с этим зарождается скрытый конфликт, на фоне которого разворачивается общение между ними. Отрицательные обычаи и традиции обусловливают стихийное размежевание осужденных на категории и группы, представители которых отличаются по положению, объему неформальной власти, характеру обязанностей, выполняемым ролям, материально-бытовым льготам. Это создает благоприятные условия для нарушений режима отбывания наказания в исправительном учреждении.

 

 

§ 4. Основные направления работы с социально-психологическими явлениями в среде осужденных

Существует три основных направления работы с социально-психологическими явлениями в исправительном учреждении См.: Наприс А.В. Социально-психологические явления в среде осужденных. Лекция. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2005.С. 39-42. :

профилактика;

позитивная переориентация социально-психологических явлений;

пресечение.

Профилактический подход. Любое негативное явление всегда легче предотвратить, чем в дальнейшем изменить, либо искоренить. Это особенно касается таких устойчивых явлений как традиции и обычаи.

Профилактика конфликтов предполагает:

Получение достоверной информации о социально-психологическом климате в среде осужденных.

Психологическое прогнозирование, моделирование и планирование жизни осужденных.

Формирование положительных неофициальных и официальных традиций, обычаев и других социально-психологических явлений.

Информация о работе Сущность и особенности социально-психологических явлений в среде осужденных