Сущность и проблемы социально-психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:57, реферат

Краткое описание

Каждая из названных здесь черт научного исследования имеет специфику в социальной психологии. Модель научного исследования, предлагаемая в логике и методологии науки, обычно строится на примерах точных наук и прежде всего физики. Вследствие этого многие существенные для других научных дисциплин черты оказываются утраченными. В частности, для социальной психологии необходимо оговорить ряд специфических проблем, касающихся каждой из названных черт.

Вложенные файлы: 1 файл

MSPI_sem_1.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

2. Результаты  психологических исследований должны  быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать. 

3. Разрешаются  публикации научных отчетов за  подписью психолога в научных  журналах с целью ознакомления других психологов с применением специальных процедур, методик или других средств. Разрешается участие психологов в имеющей просветительную цель информации в прессе, по радио или телевидению, если роль психолога при этом ограничивается сообщением фактических данных и не преследует рекламных целей. 

4. Психолог обязан  уважать своих коллег и не  должен необъективно критиковать  их профессиональные действия. В случаях, вызывающих сомнение, перед началом психотерапевтического вмешательства следует проконсультироваться с врачом о наличии физического заболевания и необходимости медицинского вмешательства. С согласия пациента психолог может сообщить свои наблюдения врачу. По желанию пациента, психолог может привлечь к лечению своего коллегу. 

5. Психолог не  должен своими действиями способствовать  вытеснению коллеги из его  сферы деятельности или лишению его работы. Прежде чем принять на себя профессиональные обязательства, психолог должен оговорить их прекращение в случае, если его коллега уже взял их на себя. Если психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен в первую очередь указать ему на это конфиденциально. Если психолог выступает в роли нанимателя своего коллеги, он должен предложить ему контракт, соответствующий его профессиональному реноме. В случае совместной публикации, должны быть сделаны ссылки на первоисточники, и порядок имен авторов должен отражать их вклад в работу. 

Д) нормы  отношения психолога с клиентом

1. Только Психолог  осуществляет непосредственную  работу с Клиентом в форме  беседы, анкетирования, интервьюирования, тестирования, электрофизиологического исследования, психотерапии, тренинга и др. или опосредованную - в форме биографического метода, метода наблюдения, изучения продуктов деятельности Клиента и др. 

2. Участие в  психологических экспериментах  должно быть добровольным. Клиенты  должны быть проинформированы в понятной для них форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, чтобы они могли самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан удостовериться в том, что достоинство и целостность личности Клиента не пострадают. Он должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия испытуемых и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска. 

3. Психологические  исследования зависят от участия  в них людей в качестве испытуемых. Психолог должен осознавать специфику  взаимодействия между исследователем и Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых выступают наркоманы или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента. Выбор методов исследования часто требует добросовестного соотнесения научных и вненаучных задач, в частности, соблюдения гуманитарных, экономических и культурных интересов обследуемых или экономного расходования материальных ресурсов. 

4. Клиенту должно  быть сообщено о любой форме  скрытого наблюдения. В тех случаях,  когда исчерпывающая информация противоречит проводимому исследованию, специальные меры предосторожности должны быть приняты для обеспечения благополучия испытуемых, в частности, должно быть сделано общее разъяснение о невозможности предоставления полных сведений о проводимой программе. В тех случаях, когда это возможно и не несет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента. То же самое распространяется на скрытое наблюдение. 

5. Психологи  не должны подвергать испытуемых  воздействиям, приводящим к постоянному  вреду или риску в физическом  или психологическом отношении. Эксперимент должен быть немедленно прекращен, если со стороны Клиента возникает неожиданная стрессовая реакция. При возникновении любых нежелательных последствий участия в эксперименте психолог должен принять меры к их устранению. Психологические эксперименты должны проводиться только в соответствующих условиях. 

6. Опыты на животных являются неотъемлемой частью психологических исследований. Основополагающее обязательство психолога уважать человеческую жизнь применимо и здесь. Необходимым условием проведения исследований на животных является не только знакомство с техникой проведения таких экспериментов, но и знания о содержании и уходе за животными, а также информированность о юридической стороне дела. Психологи, работающие '' с животными, должны стремиться свести '' боль, стресс и лишения к минимуму. 

Е) главные этические принципы и правила деятельности психолога

Принцип ненанесения ущерба Клиенту  
Принцип ненанесения ущерба Клиенту требует от Психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили Клиенту вреда его здоровью, состоянию или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений Психолога с Клиентом и Заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения. Клинический психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими пациентами (например, сексуальные отношения). Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению или даже представляет собой риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство. Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога к преждевременному прекращению работы с Клиентом, что может отрицательно сказаться на его состоянии, он должен обеспечить продолжение работы с Клиентом. 

1. Правило взаимоуважения  психолога и Клиента  
Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с Клиентом допускается только после получения согласия Клиента в ней участвовать, после извещения его о цели работы с ним, о применяемых методах и способах использования полученной информации. В случае если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в эксперименте, такое решение должно быть принято его законными представителями. 

2. Правило безопасности для Клиента применяемых методик  
Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования. Психолог должен сообщать клиенту или пациенту о всех важных шагах или лечебных действиях. В случае лечения в клинике, психолог должен привлечь внимание пациента к возможному риску и к альтернативным методам лечения, включая непсихологические. 

3. Правило предупреждения  опасных действий Заказчика относительно  Клиента  
Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между Психологом и Заказчиком, и которые могли бы ухудшить положение Клиента. Психолог информирует Клиента о характере передаваемой Заказчику информации и делает это только после получения согласия Клиента. 

Принцип компетентности психолога  
Согласно принципу компетентности Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование. В своей работе он руководствуется научными и профессиональными стандартами и применяет апробированные и проверенные методики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Психолог может взяться за выполнение только такой работы, которая дает возможность соблюдения вышеперечисленных обязательств. В соответствии со своей компетенцией в психологических вопросах он действует на свою ответственность и независимо. Психолог обязан путем добросовестной подготовки быть информированным в новейших достижениях науки, знать предписания, регулирующие его профессиональную деятельность. 

1. Правило сотрудничества  Психолога и Заказчика  
Психолог обязан уведомить Заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных Заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить Заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие Заказчика руководствоваться ими в процессе работы. Психологи не могут предлагать специальные процедуры, методики или другие средства, которыми они не владеют или эффективность которых подвергается профессиональному или научному сомнению. Если какие-либо возможности приписываются психологу, который их не имеет, он должен опровергнуть такую информацию. Психологи не должны давать Заказчику сведения, преувеличивающие эффективность их услуг. 

2. Правило профессионального общения Психолога и Клиента  
Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с Психологом. Взаимоотношения психолога с клиентом или пациентом имеют особый характер в силу необходимости установления доверия между ними. Психолог вправе отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств или прекратить их выполнение в случае прекращения доверительных отношений. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы Клиента. 

3. Правило обоснованности  результатов исследования Психолога  
Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу. 

Принцип беспристрастности Психолога  
Принцип беспристрастности Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Недопустимо влияние положительного или отрицательного отношения Заказчика к Клиенту на формулирование выводов о Клиенте. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться только на основании данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое производит Клиент, его социальное положение не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога. 

1. Правило адекватности методик, применяемых Психологом  
Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых. 

2. Правило научности  результатов исследования Психолога  
Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к Клиентом определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог. 

3. Правило взвешенности  сведений, передаваемых Заказчику  Психологом  
Психолог передает Заказчику Результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчик у, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности Клиента вне тех задач, которые были поставлены перед Психологом. Психолог руководствуется только интересами дела, и не передает Заказчику никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение и состояние Клиента, Заказчика, коллектива, в котором они сотрудничают. 

Принцип конфиденциальности деятельности психолога  
Принцип конфиденциальности деятельности Психолога означает, что материал, им полученный в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий. Результаты исследования должны быть таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать ни Клиента, ни Заказчика, ни Психолога, ни психологическую науку. Клиническим психологам запрещается, помимо своего профессионального окружения, применять иностранные или технические термины. Психодиагностические данные, полученные относительно студентов при их обучении, должны рассматриваться как конфиденциальные, как и сведения о клиентах или пациентах. При демонстрации конкретных случаев следует заботиться о защите достоинства и благополучии Клиента, в отношении которого должны соблюдаться правила конфиденциальности. 

1. Правило кодирования сведений психологического характера  
Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества Испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из произвольного набора цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество Клиента, и соответствующий ему код, известный только Психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается Заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы. 

2. Правило контролируемого  хранения сведений психологического  характера  
Психолог должен предварительно согласовать с Заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим Клиента, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения. 

3. Правило корректного  использования Результатов исследования  
Психолог несет ответственность за предвидимые научные и социальные последствия своей работы, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие или непосредственно затронутые исследованием, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях. Психолог должен достичь соглашения с Заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения Клиенту результатов его исследования, которые могут его травмировать. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных Психологом. 

Информация о работе Сущность и проблемы социально-психологического исследования