Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:24, творческая работа
Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? В литературе, как зарубежной, так и отечественной, нет единой трактовки, и ближе всего по смыслу находится самосознание. Но Я-концепция —значение менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Южно-Сахалинский |
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Общая психология |
Тема |
Сущность и проявление Я-концепции |
Фамилия студента |
Семыкина |
Имя студента |
Дарья |
Отчество студента |
Сергеевна |
№ контракта |
05400090701170 |
Сущность и проявление Я-концепции
«Я-концепция» (self-concept) — восприятие индивидом самого себя и его размышления по поводу своего «Я», собранные воедино и представляющие своеобразный центр управления внутри человека.
Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? В литературе, как зарубежной, так и отечественной, нет единой трактовки, и ближе всего по смыслу находится самосознание. Но Я-концепция —значение менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости.
Я-концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.
Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются человеком сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, воспитания, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-природные детерминанты. С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно в них и через них проявляется человек и соответственно преломляется его Я-концепция. В свою очередь и она служит для них значимой обратной связью. В отличие от ситуативных я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в каждый данный момент), Я-концепция создает у человека ощущение своей постоянной определенности, самотождествленности. Так выглядит в общих чертах диалектика становления и проявления противоречивых, всегда незавершенных представлений о собственном Я — Я-концепции с ее интеллектуальным, эмоциональным, поведенческим компонентами.
Психологи в составе человеческой личности, т. е. нашего Я, выделяют два компонента, а именно Я-концепцию (мысли о себе) и самооценку (чувства по отношению к себе и оценка себя). Иногда две составные части — мысли о себе и оценку себя — не разводят, а сводят воедино. Получившееся целое как раз и называют Я-концепцией. В связи с этим в психологической литературе можно встретить определение этого феномена, ставшее уже классическим: «Я-концепция» представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно.
Структура Я- концепции. До сих пор не существует ни универсального определения, ни единства в терминологии относительно этого понятия. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов.
Существует, по крайней мере, три основные модальности самоустановок:
Большинство авторов при изучении Я-концепции учитывают эти модальные различия. Нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. Хочется отметить, что у индивида, реальное Я и социальное Я должны быть согласованы по содержанию. Но, с другой стороны, между содержанием реального Я и содержанием идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному намерению.
Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек — это отдельный и отделенный от других людей индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве. При формировании Я-концепции происходит развитие представлений о самом себе. Я-концепция — это то, что видит индивид, когда смотрит на себя с различных точек зрения, когда определяет свои внешние данные, личностные качества, черты, роли и социальный статус. В этом смысле Я-концепция — система установок по отношению к самому себе. Такова идентичность «Эго», или личная идентичность индивида, которая является совокупностью самоопределений или образов «Я».
На формирование Я-концепции
большое влияние оказывает
Затем самопознание усиливается, углубляется, одновременно усиливаются его дифференцированность и обобщенность, и уже к 15—16 годам у подростков складывается представление о себе как цельной личности, отличной от других людей, формируется «Я-образ», или «Я-концепция».
На основании представления
о себе как личности у подростка
к 16 - 17 годам возникает особое личностное
новообразование — психологичес
Способность размышлять о себе необходима подросткам для формирования ядра личности, которую ученые называют его Я-концепцией. Больше других ее исследованием занимаются психологи. Юному человеку приходится формулировать некоторые убеждения относительно себя, например: «Я симпатичный», «У меня хорошие способности к учебе» или «Я популярен». Множество суждений относительно своей личности переплетаются в сложную картину, охватывающую все стороны взаимоотношений с внешним миром. Это и есть Я-концепция.
Наше поведение в соответствии с той или иной ролью не исчерпывает содержания личности. Социальная роль — проявление внешнего, или официального Я. Кроме него существует внутреннее Я. Таков тезис о двойственности человеческой натуры. Наше внешнее Я формируется обществом, социальной иерархией, многочисленными институтами и организациями. Оно принудительно навязано нам часто вопреки нашему желанию. Наше внутреннее Я — это прибежище нереализованных желаний и возможностей, то, какими мы желали бы стать, не будь принудительных обстоятельств. Таким образом, внешнее Я — это тот образ, каким нас хотели бы видеть окружающие, а внутреннее Я — это то, какими мы хотели бы видеть себя сами. Они и противостоят, и дополняют друг друга. То, что было отнято и не реализовано в первом, восполняется и реализуется вторым. Ядро человеческого Я всегда прикрыто социальной маской, подобающей случаю. Если внутреннее Я составляет то, что можно назвать нравственным стержнем или ядром личности, то оно должно представлять собой нечто целостное, единое. В то же время внешнее Я, постоянно приспособляющееся к изменяющимся ситуациям, правилам игры, моде и вкусам, должно представлять собой исполнителя множества ролей, которые приходится разыгрывать человеку в данное время. Психологи уверены, что у каждого человека как минимум два Я, которые находятся то в гармонии, то в конфликте друг с другом. Философы утверждают, что их может быть больше. Каждое Я — целостная система принципов, суждений, нравственных норм, целей, мотиваций.
1. «Субъективное» (пристрастное) Я — это уровень притязания, мотивация достижений, стремление реализовать свой потенциал, а также преувеличенная оценка своих способностей.
2. «Отраженное Я». Оно
возникает в процессе
3. «Идеальное Я» — это то, каким бы я хотел быть. В качестве ориентира берутся не все окружающие, а лишь избранная часть их. Они называются референтной группой. Такая группа включает в себя тех людей, на кого мы хотели бы походить. Поскольку идеал никогда полностью не осуществляется, у индивида отмечается постоянное напряжение, которое возникает из-за того, что «Реальное Я» расходится с «Идеальным Я». Общая тенденция такова: чем больше этот разрыв, тем больше психологическое напряжение и неудовлетворенность собой. С возрастом оно ослабевает. Но не потому, что с годами мы все больше приближаемся к своему идеалу, а потому, что мы все больше перестаем ориентироваться на него.
4. «Ожидаемое другими Я» — это то, что хотели бы видеть во мне другие, то, что они ожидают от меня, по моему мнению. Чаще всего сферу «Ожидаемого Я» определяют родители. Как правило, «Ожидаемое другими Я» строится с ориентацией на самого авторитетного для нас человека. Им может выступать отец, мать, кто-то из родственников, друзей, а иногда учитель. Причем чем сильнее авторитет, тем сильнее ориентация на его ожидания. Чем больше эмоциональная привязанность к авторитету, тем сильнее собственные ожидания подчиняются его ожиданиям.
5. «Выставочное Я», или
«Демонстративное Я», — это совокупность
поведенческих актов,
6. «Домашнее Я». Оно
проявляется, когда человек
7. «Интимное Я» —
еще более потайная часть «
Формирование Я - концепции сложный и разносторонний процесс, который никогда не заканчивается. Основы закладываются еще в детстве, но на протяжении всей жизни человек может корректировать свою Я-концепцию.
Я-концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.