Сущность и содержание процесса формирования самооценки курсантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 19:27, научная работа

Краткое описание

Анализ военно-педагогической теории и практики показывает, что в комплексе проблем формирования личности курсанта ВУЗа существенная роль принадлежит проблеме его самосовершенствования. Как показало проведенное диссертационное исследование, центральное место в процессе самосовершенствования занимает самооценка личности, предполагающая познание себя, а также систему оценочных отношений к себе. Будущему защитнику Отечества необходимо знать себя, свои силы, возможности, свои качества, правильно оценивать их для того, чтобы составить планы на будущее своей учебной, профессиональной деятельности, межличностных отношений с однокурсниками и другими людьми. Как свидетельствует практика, все эти знания, умения и навыки не могут быть достаточно развиты, если курсант оценивает себя неадекватно. Как правило, самооценка в

Содержание

1. Проблема самооценки в психолого-педагогической теории и практики
1.1Сущность и содержание процесса формирования самооценки курсантов в СО
2. Анализ практики формирования самооценки у курсантов СО
2.1. Обоснование критериев и показателей эффективности процесса формирования самооценки курсантов
2.2. Опытно-экспериментальная проверка результативности формирования самооценки курсантов в СО
3 Формирование и курсантом гуманистических взаимоотношений между преподавателем
3.1. Развитие самостоятельности как путь формирования самооценки курсантов СО
3.2. Стимулирование оценочных суждений курсантов

Вложенные файлы: 1 файл

пип.docx

— 20.83 Кб (Скачать файл)

1. Проблема самооценки в психолого-педагогической теории и практики

1.1Сущность и содержание процесса формирования самооценки курсантов в СО 

2. Анализ практики формирования самооценки у курсантов СО

2.1. Обоснование критериев и показателей эффективности процесса формирования самооценки курсантов

2.2. Опытно-экспериментальная проверка результативности формирования самооценки курсантов в СО

3  Формирование  и курсантом гуманистических взаимоотношений между преподавателем

3.1. Развитие самостоятельности как путь формирования самооценки курсантов СО

3.2. Стимулирование оценочных суждений курсантов

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема самооценки в психолого-педагогической теории и практики

Анализ  военно-педагогической теории и практики показывает, что в комплексе проблем формирования личности курсанта ВУЗа существенная роль принадлежит проблеме его самосовершенствования. Как показало проведенное диссертационное исследование, центральное место в процессе самосовершенствования занимает самооценка личности, предполагающая познание себя, а также систему оценочных отношений к себе. Будущему защитнику Отечества необходимо знать себя, свои силы, возможности, свои качества, правильно оценивать их для того, чтобы составить планы на будущее своей учебной, профессиональной деятельности, межличностных отношений с однокурсниками и другими людьми. Как свидетельствует практика, все эти знания, умения и навыки не могут быть достаточно развиты, если курсант оценивает себя неадекватно. Как правило, самооценка влияет на к сформированность у курсанта уверенности в себе, умение увидеть перспективу своего развития и активно включиться в сферу деятельности и межличностного общения. 
Адекватная, объективная и устойчивая самооценка является одним из важных критериев формирования личности курсанта, который должен стать высококвалифицированным, дисциплинированным и исполнительным офицером, способным успешно выполнять служебные обязанности в мирных и боевых условиях, обладать навыками обучения и воспитания личного состава. По результатам анализа научных источников, не может быть эффективным процесс саморазвития у курсанта с низким уровнем самоуважения, с неудовлетворенной потребностью в понимании и принятии себя со стороны других людей. Как свидетельствует анализ практики, из числа курсантов, систематический нарушавших воинскую дисциплину (неуставные взаимоотношения, употребление спиртных напитков и др.) 5 84% имели неадекватную само оценку, как правило, завышенную. 97% из числа тех курсантов, которые плохо адаптируются в коллективе, имеют конфликты во взаимоотношениях с товарищами и испытывают трудности в выполнении служебных обязанностей, также оценивают себя неправильно. Анализ психолого-педагогических исследований проблемы самооценки, равно как и механизмов регуляции и само регуляции поведения личности, обнаруживает, что в поле зрения исследователей включались в основном только ее психологические и социально-психологические аспекты. Особое значение на современном этапе имеют психолого-педагогические исследования, посвященные вопросам формирования самооценки учащихся: этапам развития самооценки (Чамова П.Р.), механизмам ее формирования в условиях учебной деятельности, (Захарова A.B.), трудовой деятельности (Подоляк Л.Г.), межличностном общении (Софиева Г.Н.) . Если вопросы структуры, функций и развития самооценки нашли достаточное освещение в психолого-педагогической литературе, то этого нельзя сказать об исследованиях, посвященных управлению процессом ее формирования. 
     Стимулирование у курсантов оценочных суждений являлось еще одним путем совершенствования процесса формирования адекватной самооценки курсантов, педагогическими условиями реализации которого выступали: ознакомление курсантов со структурой умения оценивать работу других людей; мотивирование оценочных суждений курсантов; вооружение их едиными критериями оценки знаний, умений и навыков; актуализация сопоставительного анализа курсантами своих собственных работ с работами, выполненными их однокурсниками.

Дальнейшее исследование проблемы целесообразно осуществлять по следующим  направлениям: формирование самооценки курсантов в процессе их профессиональной деятельности; психолого-педагогические проблемы формирования адекватной самооценки курсантов ВУЗов; оптимизация деятельности структур воспитательной работы по формированию адекватной самооценки курсантов; формирование адекватной самооценки курсантов с целью повышения их профессиональных качеств и др.

 
 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность и содержание процесса формирования самооценки курсантов