Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 19:27, научная работа
Анализ военно-педагогической теории и практики показывает, что в комплексе проблем формирования личности курсанта ВУЗа существенная роль принадлежит проблеме его самосовершенствования. Как показало проведенное диссертационное исследование, центральное место в процессе самосовершенствования занимает самооценка личности, предполагающая познание себя, а также систему оценочных отношений к себе. Будущему защитнику Отечества необходимо знать себя, свои силы, возможности, свои качества, правильно оценивать их для того, чтобы составить планы на будущее своей учебной, профессиональной деятельности, межличностных отношений с однокурсниками и другими людьми. Как свидетельствует практика, все эти знания, умения и навыки не могут быть достаточно развиты, если курсант оценивает себя неадекватно. Как правило, самооценка в
1. Проблема самооценки в психолого-педагогической теории и практики
1.1Сущность и содержание процесса формирования самооценки курсантов в СО
2. Анализ практики формирования самооценки у курсантов СО
2.1. Обоснование критериев и показателей эффективности процесса формирования самооценки курсантов
2.2. Опытно-экспериментальная проверка результативности формирования самооценки курсантов в СО
3 Формирование и курсантом гуманистических взаимоотношений между преподавателем
3.1. Развитие самостоятельности как путь формирования самооценки курсантов СО
3.2. Стимулирование оценочных суждений курсантов
1. Проблема самооценки в психолого-педагогической теории и практики
1.1Сущность и содержание процесса формирования
самооценки курсантов в СО
2. Анализ практики формирования самооценки у курсантов СО
2.1. Обоснование критериев и показателей эффективности процесса формирования самооценки курсантов
2.2. Опытно-экспериментальная проверка результативности формирования самооценки курсантов в СО
3 Формирование и курсантом гуманистических взаимоотношений между преподавателем
3.1. Развитие самостоятельности как путь формирования самооценки курсантов СО
3.2. Стимулирование оценочных суждений курсантов
Анализ
военно-педагогической теории и практики
показывает, что в комплексе проблем
формирования личности курсанта ВУЗа
существенная роль принадлежит проблеме
его самосовершенствования. Как показало
проведенное диссертационное исследование,
центральное место в процессе самосовершенствования
занимает самооценка личности, предполагающая
познание себя, а также систему оценочных
отношений к себе. Будущему защитнику
Отечества необходимо знать себя, свои
силы, возможности, свои качества, правильно
оценивать их для того, чтобы составить
планы на будущее своей учебной, профессиональной
деятельности, межличностных отношений
с однокурсниками и другими людьми. Как свидетельствует практика,
все эти знания, умения и навыки не могут
быть достаточно развиты, если курсант
оценивает себя неадекватно. Как правило,
самооценка влияет на к сформированность
у курсанта уверенности в себе, умение
увидеть перспективу своего развития
и активно включиться в сферу деятельности
и межличностного общения.
Адекватная, объективная и устойчивая
самооценка является одним из важных критериев
формирования личности курсанта, который
должен стать высококвалифицированным,
дисциплинированным и исполнительным
офицером, способным успешно выполнять
служебные обязанности в мирных и боевых
условиях, обладать навыками обучения
и воспитания личного состава. По результатам
анализа научных источников, не может
быть эффективным процесс саморазвития
у курсанта с низким уровнем самоуважения,
с неудовлетворенной потребностью в понимании
и принятии себя со стороны других людей.
Как свидетельствует анализ практики,
из числа курсантов, систематический нарушавших
воинскую дисциплину (неуставные взаимоотношения,
употребление спиртных напитков и др.)
5 84% имели неадекватную само оценку, как
правило, завышенную. 97% из числа тех курсантов,
которые плохо адаптируются в коллективе,
имеют конфликты во взаимоотношениях
с товарищами и испытывают трудности в
выполнении служебных обязанностей, также
оценивают себя неправильно. Анализ психолого-педагогических
исследований проблемы самооценки, равно
как и механизмов регуляции и само регуляции
поведения личности, обнаруживает, что
в поле зрения исследователей включались
в основном только ее психологические
и социально-психологические аспекты.
Особое значение на современном этапе
имеют психолого-педагогические исследования,
посвященные вопросам формирования самооценки
учащихся: этапам развития самооценки
(Чамова П.Р.), механизмам ее формирования
в условиях учебной деятельности, (Захарова
A.B.), трудовой деятельности (Подоляк Л.Г.),
межличностном общении (Софиева Г.Н.) .
Если вопросы структуры, функций и развития
самооценки нашли достаточное освещение
в психолого-педагогической литературе,
то этого нельзя сказать об исследованиях,
посвященных управлению процессом ее
формирования.
Стимулирование у курсантов
оценочных суждений являлось еще одним
путем совершенствования процесса формирования
адекватной самооценки курсантов, педагогическими
условиями реализации которого выступали:
ознакомление курсантов со структурой
умения оценивать работу других людей;
мотивирование оценочных суждений курсантов;
вооружение их едиными критериями оценки
знаний, умений и навыков; актуализация
сопоставительного анализа курсантами
своих собственных работ с работами, выполненными
их однокурсниками.
Дальнейшее исследование проблемы целесообразно осуществлять по следующим направлениям: формирование самооценки курсантов в процессе их профессиональной деятельности; психолого-педагогические проблемы формирования адекватной самооценки курсантов ВУЗов; оптимизация деятельности структур воспитательной работы по формированию адекватной самооценки курсантов; формирование адекватной самооценки курсантов с целью повышения их профессиональных качеств и др.
Информация о работе Сущность и содержание процесса формирования самооценки курсантов