Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:35, контрольная работа
Перемены, возникающие на нашем жизненном пути, непременное условие нашего существования, а, следовательно, возникающие конфликты могут быть источником или двигателем нашего духовного и профессионального роста. Конфликт – это высшая степень развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, общества в целом. Конфликт характеризуется противоборством, имеющим своей целью устранение этих противоречий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3.
Сущность и специфика юридических конфликтов…………….4.
Стратегии поведения в конфликтах. Пять основных тактик (стилей) поведения……………………………………………….6.
Практическое задание……………………………………………10.
План.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………...…..12.
ВВЕДЕНИЕ.
У каждого бывают в жизни ситуации, когда мы вступаем в противоречие, разногласие с окружающими нас людьми. Причиной разногласия может быть простое непонимание другого человека, но если это разногласие или противостояние переходит в острую форму, грозящую осложнениями столкновение, спор – это уже конфликт.
Причины и источники межличностных конфликтов
находятся в сфере потребностей человека:
потребности в пище, безопасности, любви
и привязанности, самоуважении и т.д. Напряжение
и конфликты между людьми появляются при
подавлении или угрозе удовлетворения
этих потребностей.
Перемены, возникающие на нашем жизненном пути, непременное условие нашего существования, а, следовательно, возникающие конфликты могут быть источником или двигателем нашего духовного и профессионального роста. Конфликт – это высшая степень развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, общества в целом. Конфликт характеризуется противоборством, имеющим своей целью устранение этих противоречий.
Очень часто непосредственной причиной
возникновения конфликта служит
недостаточная психологическая
компетентность участников столкновения,
отсутствие навыков правильного
поведения в сложной ситуации.
Люди, как правило, в подобной ситуации
начинают вести себя как бы стихийно, они
«идут» за конфликтом, а не управляют им.
Пути выхода из создавшейся конфликтной
ситуации могут быть как эффективными
и продуктивными, так и неэффективными
и деструктивными. Выделяют пять основных
стилей поведения в конкретном конфликте:
уклонение, приспособление, конфронтация,
компромисс, сотрудничество. Выбор стиля
зависит от того, чьи интересы Вы хотите
удовлетворить .
Юридическая конфликтология обобщает и изучает те особенности, которые характеризуют конфликт с позиций права. Теоретическое значение такого подхода состоит в возможности сопряжения конфликтов с государственными институтами (а право – один из них) и, следовательно, рассмотрения конфликтов не в абстрактном социальном пространстве, а в реальной связи с действующими правовыми инструментами и структурами. Отсюда и практический смысл такого подхода: установить, могут ли нормы права воздействовать на зарождение, развитие и разрешение конфликта, и если могут, то, как повысить эффективность этого действия.
Ознакомление с конфликтами разного рода приводит к выводу, что с правовой точки зрения они весьма неоднородны. Наиболее полно правовой аспект выражен в тех конфликтах, которые возникают и развиваются в связи с объективно существующими противоречиями между двумя или несколькими правовыми нормами, относящимися к одному и тому же предмету. Это юридические конфликты в строгом (или) узком смысле слова. Интересы противостоящих сторон и мотивы их поведения в таком конфликте определяются смыслом и значением правовых норм, от которых прямо зависят действия участников. Подобный конфликт и начинается, и заканчивается с использованием юридических средств и процедур. В значительной мере он носит когнитивный характер, поскольку спор идет о понимании права, но за этим спором часто просматриваются и другие, вполне практические интересы сторон.
Однако большинство конфликтов возникает вне юридической сферы и лишь впоследствии, в процессе развития, обрастает юридическими признаками, приобретая тем самым переходный или смешанный характер. Мотивация таких конфликтов изначально далека от юридической сферы и связана с экономическими, национальными, социальными – личными или общественными интересами. Это в полном смысле слова «конфликт интересов», постепенно приобретающий юридическую форму. Правовой элемент в конфликте интересов может быть выражен с различной степенью интенсивности. Бывают случаи, когда такой элемент выражен очень слабо и преобладают другие побудительные мотивы. Например, в мотивации межличностного конфликта, возникшего на почве ревности, юридическую роль могут играть, пожалуй, лишь смутные опасения кого-либо из участников конфликта, что дело может закончиться криминальными последствиями и потому следует избегать чрезмерно бурного развития событий. В основном же здесь преобладают эмоции, действуют нравственные, а нередко и религиозные нормы.
Совсем другое значение юридический элемент имеет в наследственных спорах и вообще в любом споре о праве собственности, когда два индивида или учреждения, ссылаясь на закон, отстаивают свои действительные или мнимые права. Возможны и переходные случаи, в которых правовой элемент в конфликтных взаимоотношениях сторон выражен с разной степенью интенсивности.
Юридический конфликт — ситуация, в которой две или более стороны противостоят друг другу, спорят по поводу юридических прав, обязанностей. Юридический конфликт может возникнуть по поводу признания, восстановления, нарушения юридических прав, неисполнения юридических обязанностей. Юридическим следует считать любой межгосударственный конфликт, даже если стороны не связаны договором, т.к. отношения любых государств подпадают под действие норм международного права. Юридическими по своей природе являются все трудовые, многие семейные, производственные, бытовые и межнациональные конфликты, если они затрагивают конституцию страны, соглашения между регионами или ветвями власти, статус наций и народностей.
Юридический конфликт является разновидностью социального конфликта. Это значит, что в возникновении, развитии и даже разрешении юридических конфликтов можно обнаружить следы действия общих закономерностей зарождения, вызревания и разрешения социального конфликта. Хотя уже в силу того, что юридический конфликт возникает только между людьми, ими же раздувается, в основе юридических конфликтов лежат извечные устремления людей к не менее известным ценностям — богатству, власти, статусу. Вместе с тем юридический конфликт, является самостоятельным видом социального конфликта, и не может не иметь особенностей.
Субъектами юридического конфликта являются участники правоотношений, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями.
Объектами (то есть тем, по поводу чего возникает юридический конфликт) выступают различные материальные и нематериальные блага и интересы, находящиеся в сфере правового регулирования.
Изложенное позволяет
Очень многие конфликты имеют смешанный характер и содержат как правовые, так и неправовые элементы. Весьма важный аспект всякого конфликта – пути и способы его предупреждения, прекращения и разрешения.
Если исходить из способов предупреждения,
разрешения или прекращения конфликтов,
то почти каждый из них можно назвать юридическим,
ибо не бывает, по-видимому, такого случая,
когда нельзя было бы с помощью юридических
норм и институтов вмешаться в развитие
тех или иных событий (возможно, редким
исключением был бы когнитивный конфликт).
Иначе говоря, можно утверждать, что не
каждый конфликт юридический, но практически
каждый может завершиться той или иной
юридической процедурой. Юридические
возможности предотвращения, разрешения
или прекращения конфликта в принципе
шире, чем правовая природа конфликта.
Однако в большинстве случаев для юридического
вмешательства в конфликт с самого начала
существуют правовые основания.
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уклонение, приспособление, конфронтация, компромисс, сотрудничество). Часто отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.
Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим соперником (дружба, любовь, партнерство и т.д.) не представляют никакой ценности, поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.
1. Уклонение (избегание,
игнорирование) означает пассивное
не сотрудничество, характеризующееся
нежеланием пойти навстречу оппоненту
и защищать собственные интересы. Человек
просто игнорирует конфликтную ситуацию,
делая вид, что ее не существует. Многие
предпочитают сохранить худой мир, который,
как известно, лучше доброй ссоры. Такая
стратегия оптимальна, когда ситуация
не особенно значима для вас и не стоит
того, чтобы тратить на нее свои силы и
нервы. Бывает, что лучше не связываться,
так как шансы что-либо изменить, близки
к нулю.
Психологи считают уход от конфликта правильной
стратегией в том случае, если есть основания
полагать, что дальнейшее развитие событий
будет благоприятным для участника конфликтного
взаимодействия или, принеся ему, успех
без особых усилий, либо улучшив расстановку
сил в его пользу, предоставит ему более
выгодные возможности для решения ситуации.
Но уклонение не всегда оправданно, не
всегда реализуется в сознательной (рациональной)
форме. Чаще проявляется бессознательное
(иррациональное) бегство от трудноразрешимых
обстоятельств. Нередко психологически
зависимый человек в ответ на конфликтное
противостояние, предъявленные требования
или обвинения переводит разговор на другую
тему, не берет на себя ответственность
за решение проблем, не видит спорных вопросов,
не придает значения разногласиям. Он
отрицает наличие конфликта, считает его
бесполезным, старается не попадать в
ситуации, которые провоцируют противостояние.
При этой стратегии поведения действия
конфликтолога должны быть направлены
на то, чтобы помочь защищающейся стороне
выйти из ситуации, не уступая, но и не
настаивая на своем, воздерживаясь любым
способом от вступления в споры и дискуссии,
от высказываний своей позиции.
2. Приспособление (уступчивость,
сглаживание) предполагает послабление
оппоненту вплоть до полной капитуляции,
отличается склонностью смягчить конфликтное
взаимодействие, сохранить гармонию существующих
отношений. Данная стратегия демонстрирует
добрую волю приспосабливающейся стороны,
ведет к сбережению ресурсов эмоциональных
сил, снятию напряжения, сохранению отношений,
к мирному сосуществованию различных
систем. Подобное поведение хорошо прослеживается
в политике, где примером могут служить
коалиционные правительства, союзы разнородных
политических партий и т.д.
Уступка демонстрирует добрую волю и служит
позитивной моделью для оппонента, а нередко
становится переломным эпизодом в напряженной
ситуации, меняющим ее течение на более
благоприятное. Уступая партнеру в признании
правоты, сторона конфликта производит
впечатление разумного, справедливого
спорщика. Умный гору обойдет - таков девиз
разумного приспособления.
Однако уступка может сослужить
и плохую службу и быть воспринята оппонентом
как проявление слабости, что чревато
эскалацией его давления и требований.
Другая сторона в этом случае встает на
путь соперничества, а не поиска взаимоприемлемого
решения. После первой уступки оппонент
готов усилить нажим, рассчитывая на мягкосердечие
или податливость уступившего. Можно легко
обмануться, полагаясь на взаимность этой
стратегии. Личность или группа, имеющая
в своем конфликтном репертуаре только
эту стратегию, становится пассивной,
не получает полной самореализации, а
кроме того, не достигая желаемого результата
и систематически не удовлетворяя свои
интересы, теряет в самооценке.
Действия конфликтолога в ситуации конфликта
должны быть направлены на сохранение
или восстановление хороших отношений,
на обеспечение удовлетворенности другого
лица путем сглаживания разногласий. Ради
этого оппонента необходимо убедить уступить,
пренебречь своими интересами, поддержать
другого, не задеть его чувств, учесть
его аргументы. «Не стоит ссориться, так
как все мы - одна команда, находящаяся
в одной лодке, которую не следует раскачивать»
- ключевой довод менеждера по конфликтам.
3. Конфронтация (соперничество,
конкуренция) - это активное и самостоятельное
поведение, направленное на удовлетворение
собственных интересов без учета интересов
другой стороны, а то и в ущерб им. Если
одна сторона выбирает эту стратегию,
она добивается удовлетворения своих
притязаний и старается убедить или принудить
другую сторону пойти на уступки. Противоборство
предполагает восприятие ситуации либо
как победы, либо как поражения, занятие
жесткой позиции и проявление непримиримого
антагонизма в случае сопротивления партнера.
Такая стратегия часто является вполне
логичной, например, в спортивных соревнованиях,
при поступлении по конкурсу в вуз, при
трудоустройстве. Но иногда противостояние
приобретает деструктивный характер во
имя «победы любой ценой», и в этом случае
применяют нечестные и жестокие приемы.
Среди большинства руководителей существует
убеждение, что даже при полной уверенности
в своей правоте не ввязываться в конфликтную
ситуацию вообще или отступить лучше,
чем вступить в откровенную конфронтацию.
Однако если речь идет о деловом решении,
от правильности которого зависит успех
дела, подобная уступчивость оборачивается
ошибками в управлении и другими потерями.
Действия менеджера по конфликтам при
этой стратегии должны быть направлены
на то, чтобы помочь одной стороне отстоять
свои интересы путем открытой борьбы,
применения власти, принуждения. Перспективным
считается путь решения конфликта через
вынесение проблемы на всеобщее обозрение.
Это дает возможность свободно обсуждать
ее с привлечением максимального количества
участников конфликта (по существу это
уже не конфликт, а трудовой спор), вступать
в конфронтацию с проблемой, а не друг
с другом, чтобы выявить и устранить все
недостатки. Цель конфронтационных заседаний
- свести людей вместе на невраждебном
форуме, который способствует общению.
Публичное и откровенное общение - одно
из средств управления конфликтом.
Информация о работе Сущность и специфика юридических конфликтов