Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 07:55, контрольная работа
Психология личности сложна, многопланова, структурна. Сложность ее описания связана с тем, что речь здесь идет об идеальной, невидимой и неосязаемой, а не о материальной структуре, части, элементы которой описываются сравнительно легко. Кроме того, у каждого из нас имеется множество способностей, задатков, разнообразных психических свойств, которые используются далеко не полностью, неэффективно, а иногда и вовсе не используются и поэтому не проявляются вовне. Описание невидимой субстанции, то есть психики является сложным процессом. Тем не менее благодаря длительным усилиям ученых в современной психологии сложились некоторые устойчивые представления о структуре человеческой психики. Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологические школы представлены в работах И. П. Павлова, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова и др.
Теоретические вопросы
1.Сущность и структура психологии личности……………..3
2.Врожденные и приобретенные качества личности……….5
Тестовое задание……………………………………………...9
Список использованной литературы…………………………10
Содержание:
Теоретические вопросы
1.Сущность и структура психологии личности……………..3
2.Врожденные и приобретенные качества личности……….5
Тестовое задание……………………………………………...9
Список использованной литературы…………………………10
Теоретические вопросы
1.Сущность и структура психологии личности.
Личность понимается как сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенные общественные функции. Личность моложе индивида, так как человек рождается индивидом, а личностью он становится в процессе социализации, усвоения социального опыта.
Психология личности сложна, многопланова, структурна. Сложность ее описания связана с тем, что речь здесь идет об идеальной, невидимой и неосязаемой, а не о материальной структуре, части, элементы которой описываются сравнительно легко. Кроме того, у каждого из нас имеется множество способностей, задатков, разнообразных психических свойств, которые используются далеко не полностью, неэффективно, а иногда и вовсе не используются и поэтому не проявляются вовне. Описание невидимой субстанции, то есть психики является сложным процессом. Тем не менее благодаря длительным усилиям ученых в современной психологии сложились некоторые устойчивые представления о структуре человеческой психики. Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологические школы представлены в работах И. П. Павлова, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова и др.
В советской психологии сложилась традиция различения индивида и личности. Больше всего в направлении этого различения сделали два советских психолога – Б. Г. Ананьев и А. Н. Леонтьев. При некоторых различиях в понимании личности и при общих различиях или подходах эти авторы определяли природу и свойства индивида и проводили линию различия («демаркационную линию») в одном и том же месте. Индивид, по их мнению, есть существо природное, биологическое, обладающее как врожденными, так и прижизненно сформированными свойствами. Личность – социально сформированное качество.
Человек, по мнению А. Н. Леонтьева, как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной деятельности, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей.
Характеризуя человека как индивида, Б. Г. Ананьев писал, что имеются основания для выделения двух основных классов индивидуальных свойств:
1) возрастно-половых;
2) индивидуально-типических.
В первый класс входят:
1) возрастные свойства, которые развертываются в процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции), и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим стадиям;
2) конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии-асимметрии, функционирования парных рецепторов и эффекторов). Определяя указанные свойства как первичные, а психофизические функции и органические потребности – как вторичные, названные авторы отмечают, что в темпераменте и задатках происходит высшая интеграция всех этих свойств. Определяя отличие личности от индивида, А. Н. Леонтьев писал, что личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих отношения субъекта. В качестве фундаментального отличия личности он называл специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности.
Для Б. Г. Ананьева исходным моментом структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе, где складывается и формируется данная личность.
А. Н. Леонтьев считает, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
Наиболее
широкое признание получила
- Врожденные свойства, данные человеку природой уже при рождении. Они биологически обусловлены. Это так называемые биологические или по-другому натуральные свойства. Как показал исторический опыт, преувеличение их роли влечет за собой опасные социальные последствия, вплоть до мировых войн. Одной из идейных предпосылок последней из них стала как известно, расовая теория, проповедовавшая изначальное превосходство одной расы над другой.
- Приобретенные свойства, внеприродные, социальные, «культурные». Эти качества человек накапливает в течение всей своей жизни. Вопрос о том, какая из этих двух групп свойств психики человека является решающей, главной – один из острейших вопросов современной философии и психологии.1
2.Врожденные и приобретенные качества личности.
Решение вопроса о соотношении врожденного (биологического) и приобретенного (социального) часто неоправданно связывается с глобальным вопросом «Чего в личности больше - врожденного или приобретенного?». Истина же лежит в ответе на другой вопрос: «О каких свойствах и качествах личности идет речь?» при ответе на него становится ясным, что соотношение врожденного и приобретенного не есть постоянная величина для личности. В разных свойствах и качествах их соотношения различно. Чем выше иерархический уровень психологической сферы личности, тем больше измененного, прижизненно приобретенного, опосредованного социально. Направленность и морально-психологические особенности главным образом определяют в личности ее социальное качество, а именно в них доля приобретенного в жизни безусловно доминирует (в убеждениях, взглядах, жизненных целях вообще трудно найти какие-либо врожденные предпосылки). Значит, когда речь идет о личности, а не о человеке, как организме, очевидно безусловное преобладание в ее главных свойствах и качествах приобретенного в ходе жизни, социального. Доля врожденного, биологического значительно выше в психофизиологической сфере, темпераменте. Но психофизиология не имеет решающего значения для характеристики человека как личности, его социального качества, поведения и роли в обществе. Люди разных темпераментов могут быть выдающимися личностями, а одного темперамента - и выдающимися, и безликими. Неслучайно некоторые теоретики ставят под сомнение правильность включения темперамента в структуру свойств личности.
Врожденные качества личности.
К группе врожденных, биологически обусловленных качеств личности обычно относят следующие:
- половые,
или гендерные, особенности личности,
особенности психологии
- возрастные особенности личности, которые специально исследуются такими областями психологии развития, как детская, юношеская психология.
- врожденный
психический склад, психотип, или
темперамент, в современной психологии
утвердилось предложенной
Приобретенные качества личности.
Из этой группы наиболее важными являются следующие:
- уровень
образования личности, характер
и объем накопленных знаний, умений
и навыков. В современном обществе,
которое справедливо называют
информационным, значение этого
качества в психологическом
- накопленные человеком в течение жизни привычки, как хорошие (трудолюбие, честность, доброжелательность) так и плохие (лень, стяжательство, эгоизм).
- важнейшей
из характеристик
Немаловажное значение для любого человека имеет умение различать в людях характерные врожденные и приобретенные качества. Особенно это важно при налаживании отношений с людьми. Если рассматривать деятельность какого-либо специалиста, то в его ситуации это будет проявляться в подборе кадров и их распределении. Ему прежде всего необходимо учитывать врожденные качества людей, а также обратить внимание на то, что их в принципе нельзя существенно изменить. Что касается приобретенных или социально обусловленных качеств, то их можно изменить, регулировать, как у себя, так и у других людей. Конечно, изменить их можно не беспредельно, и с учетом первой группы свойств человека. Чтобы сделать это, нужно хорошо знать те социальные условия, которые будут благоприятно влиять на личность в процессе ее социализации.2
Тестовое задание
Структура личности включает:
а) направленность
б) знания, умения, навыки
в) целостность
г) индивидуально-типологические способности
д) верны все варианты ответов
Ответ: Д
Все варианты ответов верны так, как направленность личности – важнейшее свойство личности, в котором выражаются динамика развития человека как социального и духовного (или бездуховного) существа, главные тенденции его поведения. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (к примеру, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.
Знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания. Умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях. Навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности. Целостность личности заключается в теснейшей взаимосвязи психических процессов и свойств, образующих единую структуру личности. Индивидуально-типологические особенности - проявляются в способностях, темпераменте, характере, волевых качествах. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1
Иванова В.Д. «Клиническая психология».[Электронный
ресурс].-Режим доступа: http://www.vash-psiholog.info/
2
Салов Ю.И. «Психолого-педагогическая
антропология»: Учебное пособие для вузов
(гриф). – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС.[Электронный
ресурс].-режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/
3 Свободная энциклопедия «Википедия».[Электронный ресурс].-режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/, доступ свободный, (дата обращения 23.04.2014).
Информация о работе Сущность и структура психологии личности