Сущность эмоций и чувств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов..
Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

сущность эмоций и чувств.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

     Вступление

       Эмоции - одни из наиболее древних  по происхождению психических состояний и процессов..

     Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в  его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

     Эмоции  и чувства, как и другие психические  явления, представляют собой различные  формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие - огорчают или вызывают отвращение, третьи - оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято называть эмоциями и чувствами.

     Чем отличается «чувство» от «эмоции»? Неужели это не одно и то же, спросите вы, полагая что всё, что человек  испытывает – чувства, что это  и есть эмоции. Нет, не одно и то же. «Чувство» и «Эмоция» – это  причинно-следственная связь.

     Определение эмоций и чувств. 

     Эмоции особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей.

Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.

Эмоции генетически  связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции - чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками.

     Если  в восприятии, ощущениях, мышлении и  представлениях отражаются многообразные  предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

     В эмоциях и чувствах проявляется  также удовлетворенность или  неудовлетворенность человека своим  поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

     Эмоции  и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

     Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают  в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

     Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая  деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних  и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый до утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставлять пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения.

     Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера.

     С изменением какого-либо из этих компонентов  меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение  человека к действительности.

     Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Порой трудно рассказать о чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

     Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним выражением играет вторая сигнальная система, то есть образующиеся в коре головного мозга нервные связи под влиянием слова. 

     Разведение  эмоций и чувств.

В ряде учебников (Психология, 1948; Общая психология, 1986; Психология, 1998) наблюдается обратная картина. В них имеется только глава «Чувства», в которой говорится о различных формах переживания чувств — настроении, эмоциях, аффектах, страсти и даже о собственно чувствах. Следовательно, авторы этих глав (А. М. Шварц, А. В. Петровский и др.) идут вслед за В. Вундтом, который говорил о чувствах как классе эмоциональных явлений. Такова же позиция и Г. А. Фортунатова, относящего к эмоциям чувственный тон, эмоциональные процессы и состояния (собственно эмоции), аффекты, настроение, которые служат для выражения чувств человека.

Если следовать  этому определению, то придется признать, что эмоций без чувств не бывает. Таким образом, чувства, с точки  зрения вышеуказанных авторов, выступают  как родовое понятие для эмоций.

     Следует отметить, что у ряда авторов попытки  развести эмоции и чувства выглядят не очень убедительными. Так, Л. В. Благонадежина  пишет, что отдельные эмоции и  чувства могут обозначаться одним  и тем же словом, но их происхождение  и роль в жизни человека различны. Автор утверждает, что страх в условиях опасности для жизни — это эмоция. Но страх оказаться в смешном положении, потерять уважение людей — это чувство. Очевидно, что при этом разделении автор руководствовалась положением, что все эмоции, связанные с социальными потребностями человека, следует считать чувствами.

     Но  ряд специалистов придерживается мнения, что понятия эмоции и чувства  следует разделять. Наиболее четкое разделение эмоций и чувств дано А. Н. Леонтьевым (1971). Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т. е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный «предметный» (объектный) характер. Существенно и замечание А. Н. Леонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева). 

     Г. А. Фортунатов (1976) тоже считает, что не следует отождествлять понятия «чувство»» и «эмоция». Например, нельзя чувство патриотизма, ответственность за порученное дело или чувство любви матери к детям называть эмоцией, хотя эти чувства проявляются через эмоциональные переживания. 

     В. А. Крутецкий (1980), Чувство — это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоция же — более простое, непосредственное переживание в данный момент.

     К. К. Платонов (1972) полагает, что чувство — это форма отражения, возникшая из сочетания понятийной формы психического отражения с эмоциями. Так, чтобы у человека возникло чувство любви к Родине, он должен овладеть понятием «Родина», т. е. знать и понимать, что это такое и какие переживания могут быть у человека в связи с этим понятием.  

     А. Г. Маклаков (2000), рассматривая чувства как один из видов эмоциональных состояний, в качестве дифференцирующих эмоции и чувства признаков декларирует следующие.

     1. Эмоции, как правило, носят характер  ориентировочной реакции, т. е.  несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны

     2. Эмоции в большей степени связаны  с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой.

     3. Эмоции в большей степени связаны  с областью бессознательного, а  чувства максимально представлены  в нашем сознании.

     4. Эмоции чаще всего не имеют  определенного внешнего проявления, а чувства имеют.

     5. Эмоции кратковременны, а чувства  длительные, отражают устойчивое  отношение к каким-либо конкретным  объектам. 
 
 
 
 

     Классификация эмоций и чувств. 

     

     Интеллектуальные  чувства – чувства, связанные  с познавательной деятельностью  человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. 

     Нравственные  чувства – чувства, в которых  отражается отношение человека к  требованиям общественной морали. Они  связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями. 

     Эстетические  чувства – это чувства, возникающие  у человека в связи с удовлетворением  или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся  чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т. д. 

     Стенические чувства – это чувства, активизирующие деятельность человека. 

     Астенические  чувства – это чувства, вызывающие пассивность. 

     И стенические, и астенические чувства  одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от определенного рода обстоятельств.

     Существует  еще один вид чувств- праксические (от греч. praxis - опыт, практика) чувства, возникающие в практической деятельности (труде, учении, спорте и проч.).

     Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

     Всякая  деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам  достижения. В процессе антропогенеза  у человека сформировалась потребность  в труде, эмоциональное отношение  не только к результатам, но и к  процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности.

     Особенно  эмоциональны те виды труда, которые  связаны с творчеством, поиском  нового. В труде человек удовлетворяет  свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

     Роль  и функции чувств и эмоций.

  1. Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болельщиков же команды соперника - радость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции. Недаром в народе говорят: "На вкус и цвет товарища нет". Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).
  2. Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом:
    1. Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.
    2. Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.
    3. Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.
    4. Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).
    5. Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.
  3. Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.
  4. Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная - с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые - явиться поводом для самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.

Информация о работе Сущность эмоций и чувств