Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:01, курсовая работа
Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов..
Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Вступление
Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов..
Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Эмоции
и чувства, как и другие психические
явления, представляют собой различные
формы отражения реального
Чем отличается «чувство» от «эмоции»? Неужели это не одно и то же, спросите вы, полагая что всё, что человек испытывает – чувства, что это и есть эмоции. Нет, не одно и то же. «Чувство» и «Эмоция» – это причинно-следственная связь.
Определение
эмоций и чувств.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей.
Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.
Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.
Эмоции генетически
связаны с инстинктами и
Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.
В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый до утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставлять пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения.
Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера.
С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Порой трудно рассказать о чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.
Особо
важную роль в управлении эмоциями и чувствами
и их внешним выражением играет вторая
сигнальная система, то есть образующиеся
в коре головного мозга нервные связи
под влиянием слова.
Разведение эмоций и чувств.
В ряде учебников (Психология, 1948; Общая психология, 1986; Психология, 1998) наблюдается обратная картина. В них имеется только глава «Чувства», в которой говорится о различных формах переживания чувств — настроении, эмоциях, аффектах, страсти и даже о собственно чувствах. Следовательно, авторы этих глав (А. М. Шварц, А. В. Петровский и др.) идут вслед за В. Вундтом, который говорил о чувствах как классе эмоциональных явлений. Такова же позиция и Г. А. Фортунатова, относящего к эмоциям чувственный тон, эмоциональные процессы и состояния (собственно эмоции), аффекты, настроение, которые служат для выражения чувств человека.
Если следовать этому определению, то придется признать, что эмоций без чувств не бывает. Таким образом, чувства, с точки зрения вышеуказанных авторов, выступают как родовое понятие для эмоций.
Следует отметить, что у ряда авторов попытки развести эмоции и чувства выглядят не очень убедительными. Так, Л. В. Благонадежина пишет, что отдельные эмоции и чувства могут обозначаться одним и тем же словом, но их происхождение и роль в жизни человека различны. Автор утверждает, что страх в условиях опасности для жизни — это эмоция. Но страх оказаться в смешном положении, потерять уважение людей — это чувство. Очевидно, что при этом разделении автор руководствовалась положением, что все эмоции, связанные с социальными потребностями человека, следует считать чувствами.
Но
ряд специалистов придерживается мнения,
что понятия эмоции и чувства
следует разделять. Наиболее четкое
разделение эмоций и чувств дано А. Н. Леонтьевым
(1971). Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный
характер, т. е. выражает оценочное отношение
к наличной или возможной в будущем ситуации,
а также к своей деятельности в ситуации.
Чувство же носит отчетливо выраженный
«предметный» (объектный) характер. Существенно
и замечание А. Н. Леонтьева, что эмоции
и чувства могут не совпадать и даже противоречить
друг другу (например, глубоко любимый
человек может в определенной ситуации
вызвать преходящую эмоцию неудовольствия,
даже гнева).
Г.
А. Фортунатов (1976) тоже считает, что
не следует отождествлять понятия «чувство»»
и «эмоция». Например, нельзя чувство патриотизма,
ответственность за порученное дело или
чувство любви матери к детям называть
эмоцией, хотя эти чувства проявляются
через эмоциональные переживания.
В. А. Крутецкий (1980), Чувство — это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. Эмоция же — более простое, непосредственное переживание в данный момент.
К.
К. Платонов (1972) полагает, что чувство
— это форма отражения, возникшая из сочетания
понятийной формы психического отражения
с эмоциями. Так, чтобы у человека возникло
чувство любви к Родине, он должен овладеть
понятием «Родина», т. е. знать и понимать,
что это такое и какие переживания могут
быть у человека в связи с этим понятием.
А. Г. Маклаков (2000), рассматривая чувства как один из видов эмоциональных состояний, в качестве дифференцирующих эмоции и чувства признаков декларирует следующие.
1.
Эмоции, как правило, носят характер
ориентировочной реакции, т. е.
2.
Эмоции в большей степени
3.
Эмоции в большей степени
4.
Эмоции чаще всего не имеют
определенного внешнего
5.
Эмоции кратковременны, а чувства
длительные, отражают устойчивое
отношение к каким-либо
Классификация
эмоций и чувств.
Интеллектуальные
чувства – чувства, связанные
с познавательной деятельностью
человека. Они возникают в процессе
учебной и научной работы, а также творческой
деятельности в различных видах искусства,
науки и техники.
Нравственные
чувства – чувства, в которых
отражается отношение человека к
требованиям общественной морали. Они
связаны с мировоззрением человека,
его мыслями, идеями, принципами и традициями.
Эстетические
чувства – это чувства, возникающие
у человека в связи с удовлетворением
или неудовлетворением его
Стенические
чувства – это чувства, активизирующие
деятельность человека.
Астенические
чувства – это чувства, вызывающие
пассивность.
И стенические, и астенические чувства одинаково значимы. Их правильная оценка зависит от определенного рода обстоятельств.
Существует еще один вид чувств- праксические (от греч. praxis - опыт, практика) чувства, возникающие в практической деятельности (труде, учении, спорте и проч.).
Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.
Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности.
Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.
Роль и функции чувств и эмоций.