Сфера семейных отношений правовой аспект семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель: Знакомство подростка с его правами и обязанностями в аспекте семейных отношений.
Материал: доска, мел (ватман, маркер)
Основные понятия:
Семья
Право
Обязанность
Правовое отношение

Вложенные файлы: 1 файл

Семейные отношения.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

    ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

    Введение

    Этический аспект семейных отношений связан с такими функциями семьи, как воспитательная и духовная (функция культурного общения). Семья выступает первичным институтом социализации личности, формируя ее нормы и ценности, представления о добре и зле, о том, что такое «хорошо», и что такое «плохо», своими действиями подтверждая или опровергая предлагаемые принципы и нормы. Семья наделяет ребенка совокупностью взглядов, системой ценностей, характерной для всего общества в целом.

    Возвращаясь из мест заключения, подросток становится объектом перевоспитания со стороны общества, ему приходится усваивать нормы и ценности, ставшие для него «чужими», и семья в перевоспитания играет ведущую роль. Выходя «на свободу», подросток является носителем системы ценностей, в корне отличающейся от той, которую ему предлагала семья на протяжении всего периода воспитания. Кроме того, система ценностей молодых людей в возрасте 14 – 18 лет является еще крайне неустойчивой и потому подверженной различного рода вмешательствам и переформированиям.

    В сознании подростка – правонарушителя  существует представление о жизни  «по понятиям», и очевидно, что  эти «понятия» являются чуждыми  для его семьи (конечно, если речь не идет о династиях преступников) как носителя системы ценностей общества в целом. Нормы, понятные и приятные освободившемуся подростку, становятся предметами многих конфликтов с членами семьи, а затем –возможно являются причинами новых преступлений.

    Суть  таких конфликтов заключается, видимо, в снижении ценности самой семьи, родственных отношений, понятий, усвоенных в процессе общения с родителями.

    Задача  в работе с этическим аспектом семейных отношений состоит в  формировании у подростка установки  на семью, на близкие и глубокие родственные  отношения.

    Цель: повышение ценности семьи в сознании подростка

    Основные  понятия:

  • Семья
  • Мораль
  • Норма
  • Ценность
  • Ценность семьи

    Методическое  обеспечение ведущего: Декларация прав человека

    План:

    1. Дискуссия по проблеме, которая  может проводиться с помощью  вопросов:

  • Какая мораль правильная, а какая – нет?
  • Кому принадлежит моя мораль?
  • Я достоин семьи или нет?
  • Как мне жить без семьи и как семье жить без меня?
  • Что такое семейное счастье?
  • Кто мне сказал, что хорошо, а что – плохо?
  • Достоин ли я любви и уважения своих родственников?
  • Уважаю ли я своих родственников?
  • Что такое жизнь «по понятиям»?
  • По чьим «понятиям» я живу?

    2. Основная часть.

    3. Заключение. Результат работы предполагает  принятие подростком семьи как  ценности, формирование установки  на внутрисемейное сотрудничество.

    Ход занятия:

    Занятие проводится в форме тренинга, в  основу которого  положен принцип  построения семейной скульптуры. Участники, сначала по кругу, описывают образ  идеальной семьи, в которой все  друг друга понимают, возможно, указывают  основные функции членов семьи, подчеркивая их значение для всей семьи.

    Затем группа предлагает список из 5 – 10 ценностей  семьи, которые будут расположены  в порядке их значимости. Ценности записываются ведущим на ватмане  и обсуждаются.

    Затем – группа делится на 3 – 4 подгруппы, каждая из которых выбирает свою ценность и «строит» ее образ, групповую скульптуру (желательно, чтобы в ее построении участвовали все участники). В процессе выполнения задания ведущий может обращать внимание участников на их особенности взаимодействия друг с другом, а также представления, исходя из которых они «строят» свои скульптуры. Это возможно с помощью уточняющих, проясняющих вопросов, а также с помощью поощрений инициативы и творческих идей у участников. Таким образом, мы получаем несколько скульптур семейных ценностей, каждая из которых может двигаться, говорить, звучать и т.д. Важно, чтобы участники могли показать значение каждой ценности в жизни членов семьи.

    На  следующем этапе возможно построение общей скульптуры семейных ценностей, которая, в конечном счете, должна стать скульптурой ценности семьи. Важно, чтобы все «ценности», находясь в одной скульптуре, смогли найти точки соприкосновения, «ужиться» вместе.

    Заключение  может проводиться с помощью  вопроса «Как сочетать свою систему  ценностей и ценности семьи?», фиксируется внимание участников группы на более эффективных способах, отмечаются попытки к нахождению путей взаимодействия.

    Примерами семейных ценностей могут быть:

  • Любовь
  • Понимание
  • Семейное счастье
  • Доверие
  • Взаимоуважение
  • Жизнь и т.д.
 

    ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

    Введение

    Семья как институт социализации личности оказывает влияние не только на социальное, но также и на эмоциональное развитие ребенка. Будучи включенным в систему  внутрисемейных отношений, ребенок  узнает весь спектр эмоциональных состояний, сопровождающих установление межличностных контактов.

    Необходимость изучения семейных отношений в свете  проблемы ресоциализации подростков –  преступников обусловлена четырьмя факторами:

  1. Подростковому возрасту характерна повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов.
  2. В подростковом возрасте происходит перенос центра социализации из семьи в группу сверстников, что приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми. Ослабление влияния родителей отражается не на всех формах поведения,  взглядах и установках. Хотя у многих подростков родители как центр ориентации и  идентификации  отступают  на  второй план, это относится далеко не ко всем областям жизни. Несмотря на уменьшение влияния семьи в период взросления, она по-прежнему остается важной референтной группой. Это, в свою очередь, приводит к усилению протестных реакций и эмансипированного поведения  со  стороны старшеклассников, и к попыткам усилить контроль со стороны их родителей.
  3. Особенности эмоционального взаимодействия подростков со взрослыми людьми в закрытых учреждениях: ограниченность эмоциональных контактов, однозначность, регламентированность.
  4. Эмоциональные особенности личности подростка – правонарушителя: запрет на проявление чувств, депрессивные состояния, апатия, агрессивность, безразличие, злость и т.д.

    Очевидно, что подросток, возвращаясь в  семью, чувствует, с одной стороны, радость освобождения, а с другой стороны, не знает, что делать со свободой, которая его иногда пугает. Кроме того, противоречивыми оказываются чувства членов семьи по отношению к освобожденному, обуславливающие нагнетание напряжения.

    Действительно, семья играет особую роль для подростка, вернувшегося из мест заключения, поскольку становится для него почвой восстановления способности к переживанию близости, любви, гармонии в отношениях. Однако семья, напротив, может стать также фактором дальнейшего развития склонности к преступному поведению. Такое возможно в случае агрессивного отношения к подростку со стороны членов семьи, его игнорирования, гиперопеки и других форм проявления нарушения семейных связей. Очевидно, что каждая из описанных семейных реакций может послужить увеличению протеста со стороны подростка, свойственного его возрасту, способом выражения которого зачастую выступает новое преступление.

    Итак, возможно несколько вариантов эмоциональных  отношений внутри такой семьи:

  1. Агрессивность со стороны родственников, обвинение в несчастьях всей семьи
  2. Дистанцированность, отдаленность родственников
  3. Гиперопека, жалость
  4. Принятие, помощь в адаптации
  5. Излишний контроль со стороны родственников
  6. Предоставление излишней свободы со стороны родственников
  7. Игнорирование ситуации заключения

    Важно помочь подростку понять, что именно в семье он может накопить тот необходимый опыт установления эмоциональных связей (пусть не всегда этот опыт будет положительным), который обеспечит эффективность его межличностных отношений вне криминального мира, а затем поможет в создании собственной благополучной семьи.

    Цель: осознание своего отношения к членам семьи и к семье в целом

    Основные  понятия:

  • Семейные отношения
  • Чувства
  • Эмоциональная близость
  • Переживания
  • Конфликт
  • Эмоциональные реакции (агрессия, протест, депрессия и т.д.)

    Методическое обеспечение ведущего: Методика «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи»

    План:

  1. Вступительная часть, которая может проводиться с помощью вопросов:
  • Чем отличаются семейные отношения от отношений с друзьями?
  • Зачем мне семья?
  • Чему она меня научила?
  • Чему она может меня научить?
  • Что меня пугает при возвращении в семью?
  • Раздражают ли меня мои родственники? Когда? Почему?
  • Будут ли меня любить так же, как и тогда?
  • Как мне себя вести с родителями?
  • Чего мне хочется от родителей?
  • Что мне дает моя семья?
  • Что я даю ей?
  • Могут ли мои родители мне доверять?
  • Как восстановить доверие со стороны родственников?
  1. Основная часть, которая проводится с помощью методики «Рисунок семьи» или «Кинетический рисунок семьи»
  1. Заключение, задачей которого является отреагирование чувств, возникших в каждом случае, при работе с каждым рисунком. Заключение возможно с помощью, например, таких слов: «Как вы поняли, семья – это действительно ваши близкие люди, которые готовы принять вас настолько, насколько вы это им позволите. Те чувства, которые возникли сегодня у вас – они не случайны, они, возможно, многое прояснили вам о ваших отношениях к каждому члену вашей семьи, и в том числе, к самому себе. Поэтому, возвратившись в семью, постарайтесь оценить и принять те отношения, которые есть в вашей семье. Не будьте слишком требовательны к родственникам, и тогда вы почувствуете, что сами можете достигнуть своих целей».

    Материал: листы формата А4 по количеству участников, цветные карандаши

    Ход работы:

    Работа  проводится в несколько этапов:

    1. Проведение процедуры «Рисунок семьи». Каждому участнику дается задание нарисовать свою семью. Если занятие проводится с помощью методики «Кинетический рисунок семьи», то задание должно прозвучать следующим образом: «Нарисуйте свою семью, где каждый член семьи занимается своим обычным делом». Задание должно быть дано наиболее неопределенно, чтобы каждый из участников смог понять его по – своему. В процессе выполнения задания участники могут задавать вопросы типа «Как рисовать?», «Я не умею рисовать», «Кого рисовать?», «Рисовать себя или нет?» и т.д. Ведущему стоит отвечать на эти вопросы наиболее неопределенно, не задавая рамок и границ. В то же время, важно поддерживать участников в процессе выполнения задания, что можно сделать с помощью высказываний типа: «Попробуй все же нарисовать», «Я думаю, у тебя получится» и т.д. Время выполнения – 25 – 30 минут.

Информация о работе Сфера семейных отношений правовой аспект семейных отношений