Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 16:56, реферат
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за
воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка.
1.Введение.
2.Основная часть.
1.Общая характеристика игровой деятельности.
2.Роль игры в развитие ребенка.
3.Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
а) предпосылки возникновения
б) игровые отношения детей
в) сюжет и содержание игры
г) взаимоотношения детей в ситуации игры
4.Значение игры для психического развития ребенка.
3.Заключение
1.Вывод
В совместной игре дети учатся языку общения ,взаимопонимания и взаимопомощи , учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющие знания , обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее.
Реальные взаимоотношения детей могут возникать перед игрой ,когда дети только договариваются между собой , но могут протекать в скрытом виде и в ходе самой игры. Они могут совпадать с возможной логикой сюжетных отношений. Игровые взаимоотношения могут быть осложнены реальными , если инициатор игры берет на себя подчиненную роль ,но реально продолжает руководить игрой.
С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел ,планировать совместную деятельность ребенок подходит к необходимости найти место среди играющих , наладить с ними связи , понять их желания и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности. Уже при вступлении в игру дети обнаруживают индивидуальные особенности. Одни стремятся занять позицию лидера ,другие спокойно со всем соглашаются , третьи могут показать свое нежелание подчиняться. В этом случае возникает конфликт. Если дети не сумеют договориться между собой ,игра распадается. Интерес к игре ,желание участвовать в ней приводят к тому , что дети идут на взаимные уступки.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка , складываются другие виды деятельности ,которые потом приобретают самостоятельное значение.
4.Значение игры для психического развития ребенка.
Многие педагоги и психологи, занимавшиеся изучением игры, подчеркивали значение игры для психического развития ребенка. Большое значение предавал игре выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский. Он писал: «Для дитяти игра — действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает . Интересней она для ребенка потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Исследования, проведенные А.П. Усановой и ее учениками, выявили следующие уровни становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства: — уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (ребенок отнимает игрушки, ломает постройки и т. д.). Главным образом такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют играть; однако в последнее время тенденции к агрессивному поведению и разрушению наблюдаются у большого числа и более старших детей — даже среди старших дошкольников встречаются дети с поведением, характеризующим первый уровень; — уровень одиночных игр характеризуется тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что малыш сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм; — уровень игр рядом проявляется в том, что двое трое детей могут играть за одним столом, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня в том, что у ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого. На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих детей; — уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие предметы, игрушки. Но замысел еще не устойчив, в ходе игр дети могут изменить его или забыть о нем. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать ее. Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока еще не чувствуют своей связи и зависимости от общей деятельности; — уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры. Ребенок обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Длительность игры связана с заинтересованностью детей. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересный сюжет, организовать игру и долго играть; — уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия. Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета – он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет – заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами – заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются и ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом , игра в большей мере способствует тому , что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-заместители , так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними , создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане. Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование ,конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Рисуя , ребенок часто разыгрывает сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой , догоняют друг друга , ветер срывает висящие яблоки т т.д. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность ,которая позднее становится ведущей деятельностью. Элементы учения вводит взрослый ,они не возникают непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться играя – к учению он относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Выполняя эти правила , ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. У дошкольника появляется желание учиться и складываются первоначальные умения. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки ,мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями ,а также с действиями , поступками ,мотивами других людей. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия ,предвидя реакцию других людей. Игра при соответствующей ее организации создает благоприятные условия для развития и усовершенствования движений ребенка-дошкольника. Сложные двигательные умения усваиваются ребенком не в игре, а путем прямого обучения, но именно игра создает благоприятные условия для их дальнейшего совершенствования. Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и совершенствование новых движений. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем появляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно. Таким образом, игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие. На начальных этапах развития ролевой игры ребенок на основе слова уже имеет мысли о предмете, однако действовать в мыслительном плане он может только при опоре на реальные предметы. Развитие игровых действий с предметами идет по линии их сокращения и обобщения. Это составляет основу для перехода к умственным действиям (обобщение предметов, сравнение их, отвлечение понятия от предмета, воображение). Игра готовит ребенка к предстоящему школьному обучению, которое заключается в формировании конкретных форм умственных действий. Ролевая игра имеет важное значение не только для развития отдельных форм психической деятельности ребенка-дошкольника, но и для формирования его личности. Выполнение ребенком взятой на себя роли взрослых связано с его эмоциональными побуждениями. По ходу игры возникает много мимолетных желаний, в основном вызываемых привлекательностью других предметов, не находящихся в распоряжении ребенка, или ролей, которые выполняют другие дети. Но ребенок должен отказаться от этих случайных желаний в пользу основного побудительного мотива. «В процессе разрешения этого конфликта, имеющего место почти во всякой ролевой игре, происходит формирование двух важных особенностей мотивационной сферы ребенка: во-первых, здесь формируется соподчинение мотивов, подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким; во-вторых, здесь формируются сами мотивы более высокого типа, связанные с выполнением взятых на себя обязанностей». (Д.Б. Эльконин). В игре развивается не только мотивационно-потребностная сфера ребенка. В процессе осуществления определенных задач, игровых по форме, но отражающих определенное социальное содержание, детьми осваиваются общественные функции, общественные отношения и общественно-выработанные нормы поведения. Таким образом, в игре происходит формирование важнейших сторон личности ребенка-дошкольника как члена общества. Игру называют «королевой детства» (Д.Б. Эльконин).
III.Заключение
1.Вывод
При умелом использовании она может стать незаменимым помощником взрослого в развитии ребенка. Игра — особая сфера человеческой активности, в которой не преследуется других целей, кроме получения удовлетворения. Природа создала детские игры для разносторонней подготовки к жизни, в ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, умения, способности, происходит интеллектуальное развитие. Игра — средство многостороннее: это и самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности, и средство сплочения детской общности, и метод организации других видов деятельности, и способ общения.
Полученные данные побуждают поставить вопрос о формировании более серьёзного и ответственного отношения к игре дошкольников - как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения. Ведь произвольность - это не только сохранение позы неподвижности, и не только действия по правилам. Это осознанность своего поведения, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение останется ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых. Стратегия дошкольного воспитания должна быть направлена не на форсирование сроков начального обучения, а прежде всего на полноценное развитие сюжетно-ролевой игры, поскольку именно в ней зарождаются и первоначально развиваются главные личностные образования. Это общеизвестное теоретическое положение приобретает сегодня особо острое практическое значение.
Список литературы.
Эльконин Д.Б. «Детская психология: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений». — М.: Издательский центр
«Академия», 2004.
В.С.Мухина « Возрастная психология Феноменология развития , детство ,отрочество “ Москва АСАДЕМА 2004 год
Кулагина И.Ю., Колютский В.Н. «Возрастная психология:
Полный жизненный цикл развития человека. Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений». — М.:
ТЦ Сфера, 2005.
Першина Л.А. «Возрастная психология: Учебное пособие
для вузов». — М.: Академический Проект, 2004.
Крутецкий В.А. «Психология: Учебник для учащихся
педучилищ». — М.: «Просвещение», 1986.
Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка». —
М.: Московский психолого-социальный институт,
Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001.
Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника