Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 20:53, практическая работа
Особенности физического и когнитивного, психосоциального развития, общения человека в разные периоды возрастного развития. Новообразования каждого из возрастов, кризисы.
Таблица возрастного развития человека
Период возрастного развития |
Ведущая деятельность |
Социальная ситуация развития |
Особенности физического и когнитивного развития |
Психосоциальное развитие |
Особенности общения |
Возрастной кризис |
Новообразование возраста |
Младенчество (0-1г.) |
Непосредственное |
Полная биологическая |
Потребность в общении. Эмоциональное отношение. | ||||
Ранний детский возраст (1-3г.) |
Предметно-манипулятивная деятельность. |
Зависим от взрослых психологически (внимание, одобрения, образцов действий). |
Моторная память, константное восприятие, наглядно действенное мышление, автономная речь. |
Отношение к людям становится избирательным. |
Противостояние взрослому: «Я сам!», «Нет!», «Буду!». |
Речь и наглядно-действенное | |
Дошколь-ный возраст (3-7л.) |
Сюжетно-ролевая игра. |
Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: «ребенок-взрослый», «ребенок-дети». |
Сенсорное развитие, развивается непроизвольное и произвольное внимание, развиваются тои вида мышления: наглядно-действенное, образное и словесно-логическое. |
Информативное, познавательное: «почемучки». Интимно-эмоциональное и ситуативно-деловое. |
Подражание взрослому.
|
Потребность в общественно-значимой
и общественно оцениваемой | |
Младший школьный возраст (7-11л.) |
Учение. |
Социальный статус школьника: освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности |
Увеличивается вес головного мозга, особенно лобные доли, усиливаются тормозные процессы в коре головного мозга. Формируются все изгибы позвоночника. Формируется самоконтроль на основе определенных познавательных действий. |
«УЧЕНИК-ТОВАРИЩ» |
Трудолюбие либо инфантильность. |
Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. | |
Подростковый возраст (11-15л.) |
Деятельность общения в |
Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственно взрослости. Освоение норм и отношений между людьми. |
Половое созревание – вызывает бурный рост в длину, диспропорции тела, неловкость. |
Признание равенства, верность другу, исполнение обещаний, взаимопомощь, правдивость, общность взглядов и интересов. |
Стремление к самовыражению, самоутверждению и самовоспитанию. |
Стремление к «взрослости», самооценка, подчинением нормам коллективной жизни. | |
Ранний юношеский период (15-18л.) |
Учебно-профессиональная деятельность. |
Первоначальный выбор |
Завершение полового и созревания и физического развития, рост тела в длину замедляется. Нарастает мускульная сила. |
оценка взрослых и сверстников. |
Осознание себя самостоятельной личностью и отторжение авторитета взрослых при опоре на мнение товарищей. |
Мировоззрение, профессиональные интересы. Готовность к самоопределению. | |
Поздняя юность (18-20….л.) |
Профессиональная. |
Профессиональная учеба, освоение профессионально-трудовых умений. Освоение норм отношений между людьми, ситуация выбора жизненного пути. |
Усиливается развитие всех психических функций, особенно памяти и мышления, долговременной памяти. |
Близость с себе подобным, друг как второе «Я». |
Четкая или не уверенная идентификации личности. |
Создание смысловых систем, жизненных принципов и реальных профессиональных планов, поиск интимности и утверждения себя в другом. | |
Ранняя зрелость (20-40л.) |
Выбор спутника жизни, создание семьи, утверждения себя в профессии, выбор жизненного пути. |
Физическая сила достигает своего максимума, выносливость, восстановление функций органов после болезней и травм. |
Переоценка пройденного пути и возможностей дальнейшего развития, потребность в ощутимых переменах. |
Осуществления жизненных планов и стратегий. | |||
Средняя зрелость (40-60л.) |
Полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых. |
Изменяется внешность: морщины, седины, облысение, лишний вес, снижение сексуальности, менопауза, климакс, различные заболевания. Ослабление слуха, обоняния, зрение. |
Вопрос о смысле жизни: «…Что выйдет из всей моей жизни?». |
Мудрость. | |||
Поздняя зрелость (старость) |
Пенсионер |
Переориентация социальной активности и адаптация к новой жизни пенсионера. |
Нервная система становится все более ригидной. Уменьшается физическая сила и работоспособность. Снижается иммунная защита организма. Ломким становятся кости. Утрачивается острота зрения, слуха, обоняния. |
Огромную пользу приносит общение с внуками, |
Прекращение профессиональной деятельности забытости. Разрыв социальных связей, вдовство, одиночество. |
Реконструирует прошлое и |