Творческое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:24, доклад

Краткое описание

Сегодня психологи убеждены: научить мыслить творчески можно любого умственно нормального человека. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Среди способностей к творческому мышлению наиболее важны способности:
к генерации идей;
к логической проработке идей;
к оценке и выбору среди множества возможных идей наиболее вероятных.

Вложенные файлы: 1 файл

тв-ое мышление.docx

— 22.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по психологии

на тему:

Творческое мышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

  Студентка 2курс

  хореографическое Творчество

Ритюнская Ирина

Творческое мышление – самостоятельное решение человека новых, ранее не известных ему задач, которое совершается как с опорой на уже известные ему знания, так и с привлечением новых данных, способов и средств, необходимых для их решения.

Сегодня психологи убеждены: научить мыслить творчески можно любого умственно нормального человека. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Среди способностей к творческому мышлению наиболее важны способности:

к генерации идей;

к логической проработке идей;

к оценке и выбору среди множества возможных идей наиболее вероятных.

Эти способности могут быть реализованы на разном материале и в различной форме. Каждая из способностей складывается из некоторого количества психологических умений. Например, образная форма материала, которая необходима при изобразительном и музыкальном творчестве, требует развития таких умений, как выделение свойств и признаков предметов, сочетание отдельных частей образов в единое целое, нахождение общих и различных признаков предметов и т.п. Задания на развитие этих умений обычно даются в форме рисунков, фрагментов музыкальных произведений. Речевой материал требует развития причинно-следственного мышления, формирования «чувства языка», умения композиционно выстраивать текст. В этом случае задания представлены в форме сказок, историй, стихов.

Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству.

1. Конформизм  — желание быть похожим на  другого. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых или сверстников.

2. Цензура  — внутренняя критика любой  собственной идеи. Люди с жесткой  внутренней цензурой предпочитают  ждать естественного разрешения  проблемы или пытаются переложить  ответственное решение на кого-то  другого. Подобная безынициативность  обычно формируется у детей, родители  которых придерживаются авторитарного  стиля воспитания и склонны  критиковать действия ребенка  по любому поводу.

3. Ригидность  — трудность переключения с  одной стереотипной точки зрения  на другую. Ригидность не позволяет  совершенствовать готовые решения, «видеть» необычное в обычном, знакомом.

4. Желание  найти ответ немедленно. Было  замечено, что наилучшие решения  приходят во время «творческой  паузы», когда человек дает себе  возможность отвлечься от упорного  сидения над проблемой, отдохнуть. Если же человек стремится  решить проблему сразу, во что  бы то ни стало, то риск преждевременного, непродуманного решения очень  велик.

 

Сегодня исследователи более четко характеризуют компоненты творческого стиля мышления:

 

1.     Созерцательность. Наслаждение от  созерцания в его примитивной  форме у ребенка связано с  первыми объектами, давшими наслаждение, - прежде всего, с матерью. Дальнейшее  смещение фокуса созерцания психологи  связывают, как правило, с институтом  внутренней цензуры, который сохраняет  интерес к созерцанию как процессу, но изменяет его направленность;

2.     Умение видеть проблемы, умение  выявлять противоречия, чувствительность  к дефициту в знаниях, чувствительность  к смешению разноплановой информации;

3.     Беглость, умение видеть в проблеме  множество разных сторон и связей;

4.     Гибкость как умение понять  новую точку зрения и отказаться от усвоенной точки зрения;

5.     Стремление к отходу от шаблона

6.     Способность к перегруппировке идей и связей;

7.     Умение находить решения на уровне идеальных;

8.     Умение прогнозировать варианты развития решений;

9.     Способность рисковать.

            Таким образом, можно обозначить  акценты традиционного и творческого  мышления. Традиционное мышление  в первую очередь ориентировано  на правильность, корректность идей, на аналитичность, комплексное представление о деталях, последовательность, активное отрицание того, что признано неверным. Если исходные данные ошибочны или на одном из этапов была совершена ошибка, решение будет ошибочным. Творческое мышление более интуитивно, ориентировано на рождение большого количества идей независимо от их первоначальной применимости, осуществляется сразу в нескольких направлениях, акцентирует процесс, а не результат, выбирает неочевидные решения, которые могли находится «на периферии» сознания, избегает использования отрицания. Результативность носит вероятностный характер. То есть при неверных исходных данных и ошибках в процессе результат за счет интуитивного схватывания может быть оптимальным.

Творческое мышление имеет свои отличительные черты:

пластичность, то есть творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;

подвижность, то есть для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения;

оригинальность, то есть порождаются неожиданные, небанальные, непривычные решения.

Каждый нормальный человек обладает творческим потенциалом. Но реализация этого потенциала зависит от того, какие возможности предоставит окружение. Как отмечает психологи, "творческие способности не создаются, а высвобождаются". Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют "высвобождению" творческих возможностей учащихся.

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев, который разработал структурно-уровневую модель творческого мышления. Верхний уровень в этой модели занимает логическое мышление (за ним простирается сфера строго логического мышления современных электронных вычислительных машин). Нижний уровень занимает интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Межу ними находятся промежуточные уровни. Во время решения творческой мыслительной задачи, человек начинает с логического уровня, затем спускается на интуитивный, а затем снова поднимается на логический уровень.

Творческий акт в его модели состоит из четырех этапов:

Подготовка (сознательная работа) - постановка задачи, попытки ее решить известными способами, ознакомление с условиями решения проблемы;

Созревание (бессознательная работа) - решение проблемы откладывается, но человек носит ее в себе, периодически думает о ней;

Вдохновение или инсайт (переход из бессознательного в сознание) - человеку приходит в голову идея решения проблемы пока в виде предположения;

Проверка гипотезы и оформление решения (сознательная работа).

На основе различных экспериментов была установлена последовательность творческого мыслительного процесса. Данный процесс начинается со столкновения со сложной проблемой, которая не решается традиционными способами. Далее человек на некоторое время откладывает решение этой проблемы, но она переходит на бессознательный уровень. Если жизнь подбрасывает человеку какой-то образ, наводящий на решение данной проблемы, то возникает озарение. Человек выдвигает идею, на основе которой он на сознательном уровне доводит эту идею до реального воплощения. Таким образом, в творческом мышлении взаимодействуют как интуитивное, так и логическое мышление, хотя они во многом противоположны друг другу.


Информация о работе Творческое мышление