Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:37, реферат
Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что именно вымысел поднимает человека над животным, потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается [4, с. 335] подлинное воображение. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире
Глава 1. Воображение
1.1 Определение воображения
Воображение - особая форма психики,
которая может быть только у человека.
Оно непрерывно связано с человеческой
способностью изменять мир, преобразовывать
действительность и творить новое. Прав
был М. Горький, говоря, что именно вымысел
поднимает человека над животным, потому
что только у человека, который, являясь
существом общественным, преобразует
мир, развивается [4, с. 335] подлинное воображение.
Обладая богатым воображением, человек
может жить в разном времени, что не может
себе позволить никакое другое живое существо
в мире. Прошлое зафиксировано в образах
памяти, а будущее представлено в мечтах
и фантазиях. Всякое воображение порождает
что-то новое, изменяет, преобразует то,
что дано восприятием. Эти изменения и
преобразования могут выразиться в том,
что человек, исходя из знаний и опираясь
на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину
того, чего в действительности никогда
сам не видел. Например, сообщение о полете
в космос побуждает наше воображение рисовать
картины фантастической по своей необычности
жизни в невесомости, в окружении звезд
и планет.
Воображение может, предвосхищая будущее,
создать образ, картину того, чего вообще
не было. Так космонавты могли в своем
воображении представить полет в космос
и высадку на Луну тогда, когда это было
только лишь мечтой, еще не осуществленной
и неизвестно, осуществимой ли. Воображение может,
наконец, совершить и такой отлет от действительности,
который создает фантастическую картину,
ярко отклоняющуюся от действительности.
Но и в этом случае оно в какой-то мере
отражает эту действительность. И воображение тем
плодотворнее и ценнее, чем в большей мере
оно, преобразуя действительность и отклоняясь
от нее, все же учитывает ее существенные
стороны и наиболее значимые черты. Для
исследования познавательной роли воображения
необходимо выяснить его особенности
и выявить его действительную природу.
В научной литературе существует очень
много подходов к определению воображения.
Обратимся к некоторым из них и определим
основные особенности воображения.
С.Л.Рубинштейн пишет: Воображение - это
отлет от прошлого опыта, это преобразование
данного и порождение на этой основе новых
образов. Л.С. Выготский считает, что воображение не
повторяет впечатлений, которые накоплены
прежде, а строит какие-то новые ряды из
прежде накопленных впечатлений. Таким
образом, привнесение нового в наши впечатления
и изменение этих впечатлений так, что
в результате возникает новый, раньше
не существовавший образ, составляет основу
той деятельности, которую мы называем
воображением. Согласно Е.И.Игнатьеву,
основной признак процесса воображения
заключается в преобразовании и переработке
данных и материалов прошлого опыта, в
результате чего получается новое представление. А
Философский словарь определяет воображение как
способность создавать новые чувственные
или мыслительные образы в человеческом
сознании на основе преобразования полученных
от действительности впечатлений. Как
видно из определений, существенным признаком
воображения считается способность субъекта
создавать новые образы. Но этого недостаточно,
потому что нельзя тогда провести различия
между воображением и мышлением. Ведь мышление
человека (создание познавательных образов
посредством выводов, обобщений, анализа,
синтеза) не может быть просто отождествлено
соображением, потому что создание новых
знаний и понятий может происходить и
без участия воображения. Многие исследователи
отмечают, что воображение есть процесс
создания новых образов, протекающий в
наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к
формам чувственного отражения, другая
же считает, что воображение создает не
только новые чувственные образы, но и
продуцирует новые мысли. Одна из черт,
характерных для воображения, состоит
в том, что оно связано не только с мышлением,
но и чувственными данными. Воображения
нет без мышления, но оно не сводится и
к логике, так как в нем всегда предполагается
преобразование чувственного материала. Таким
образом, очевидно, что воображение есть
и создание новых образов, и преобразование
прошлого опыта, и то, что такое преобразование
совершается при органическом единстве
чувственного и рационального. [2,с.103]
1.2 Функции воображения
Люди так много мечтают потому,
что их разум не может быть «безработным».
Он продолжает функционировать и тогда,
когда в мозг человека не поступает новая
информация, когда он не решает никаких
проблем. Именно в это время и начинает
работать воображение, остановить которое
человек по своему желанию не может.
В жизни человека воображение выполняет
ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять
действительность в образах и иметь возможность
пользоваться ими, решая задачи. Эта функция
воображения связана с мышлением и органически
в него включена.
Вторая функция воображения состоит в
регулировании эмоциональных состояний.
При помощи своего воображения человек
способен хотя бы отчасти удовлетворять
многие потребности, снимать порождаемую
ими напряженность. Данная жизненно важная
функция особенно подчеркивается и разрабатывается
в психоанализе.
Третья функция воображения связана с
его участием в произвольной регуляции
познавательных процессов и состояний
человека, в частности восприятия, внимания,
памяти, речи, эмоций. С помощью искусно
вызываемых образов человек может обращать
внимание на нужные события. Посредством
образов он получает возможность управлять
восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения
состоит в формировании внутреннего
плана действий - способности выполнять
их в уме, манипулируя образами.
Пятая функция - это планирование и программирование
деятельности, составление таких программ,
оценки их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения мы можем управлять
многими психофизиологическими состояниями
организма, настраивать его на предстоящую
деятельность. Известны также факты, свидетельствующие
о том, что с помощью воображения, чисто
волевым путем человек может влиять на
органические процессы: изменять ритмику
дыхания, частоту пульса, кровяное давление,
температуру тела. [2, c. 104]
1.3 Виды воображения .
Рассмотрим теперь различные формы и виды
человеческого воображения.
Отношение человека к процессу воображения
непосредственно определяет существование
различных уровней воображения. На низших
уровнях смена образов происходит непроизвольно,
на высших - в ней все большую роль играет
сознательное человека к формированию
образов.
В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется
в непроизвольной трансформации образов,
которая совершается под воздействием
мало осознанных потребностей, влечений
и тенденций, независимо от какого-то сознательного
вмешательства субъекта. Образы воображения
как бы самопроизвольно всплывают перед воображением,
помимо воли и желания человека, а не формируются
им. В чистом виде такая форма воображения
лишь в очень редких случаях на низших
уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще
называют пассивным воображением. В высших
формах воображения, в творчестве, образы
сознательно формируются и преобразуются
в соответствии с целями. Пользуясь ими,
человек по собственному желанию, усилием
воли вызывает у себя соответствующие
образы творческой деятельности человека.
Эта форма воображения носит название
активной.
Различают также воображение
В репродуктивном
воображении ставится задача воспроизвести
реальность в том виде, какова она есть,
и хотя здесь также присутствует элемент
фантазии, такое воображение больше напоминает
восприятие или память, чем творчество.
Так, с репродуктивным воображением
Продуктивное воображение
Воображение, как известно, тесно связано
с творчеством (об этом подробнее речь
пойдет ниже). И как ни странно, эта зависимость
обратная, т.е. именно воображение формируется
в процессе творческой деятельности, а
не наоборот. Специализация различных
видов воображения является результатом
развития различных видов творческой
деятельности. Поэтому существует столько
специфических видов воображения, сколько
имеется видов человеческой деятельности
- конструктивное, техническое, научное,
художественное, музыкальное и так далее.
Но, конечно, все эти виды составляют разновидность
высшего уровня - творческого воображения.
Во всех этих случаях воображение играет
положительную роль, но есть и другие виды
воображения. К ним относятся сновидения,
галлюцинации, грезы и мечты.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных
и непроизвольных форм воображения. Подлинная
их роль в жизни человека до сих пор не
установлена, хотя известно, что в сновидениях
человека находят выражение и удовлетворение
многие жизненно важные потребности, которые
в силу ряда причин не могут получить реализации
в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические
видения, не имеющие, по- видимому, почти
никакой связи с окружающей человека действительностью.
Обычно они, являясь результатом тех или
иных нарушений психики или работы организма,
сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы, в отличие от галлюцинаций,- это
вполне нормальное психическое состояние,
представляющее собой фантазию, связанную
с желанием.
Мечтой называют форму особой внутренней
деятельности, заключающуюся в создании
образа того, что человек желал бы осуществить.
Мечта от грезы отличается тем, что она
несколько более реалистична и в большей
степени связана с действительностью,
т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека
занимают довольно большую часть времени,
особенно в юности и для большинства людей
являются приятными думами о будущем,
хотя у некоторых встречаются и тревожные
видения, порождающие чувство беспокойства
и агрессивности. Процесс воображения
редко сразу же реализуется в практических
действиях человека, поэтому мечта - важное
условие претворения в жизнь творческих
сил человека. Необходимость мечты состоит
в том, что, будучи первоначально простой
реакцией на сильно возбуждающую ситуацию,
она затем нередко становится внутренней
потребностью личности. Мечта очень важна
и в младшем школьном возрасте. Чем младше
мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание
не столько выражает его направленность,
сколько создает ее. В этом состоит формирующая
функция мечты. [2, с. 105-106]
1.4 Техника воображения
Преобразование действительности
при помощи воображения происходит не
произвольно, оно имеет свои закономерные
пути, которые выражаются в различных
способах или приемах преобразования,
которые используются человеком неосознанно.
Психология выделяет несколько таких
приемов.
Первый способ - агглютинация, т.е. комбинирование
или сочетание различных, несоединимых
в повседневной жизни частей в новых необычных
комбинациях. Комбинирование - это не случайный
набор, а именно подбор определенных черт,
производимый сознательно, в соответствии
с определенной идеей и замыслом композиции.
Он широко применяется в искусстве, науке,
техническом изобретательстве, а особенно
в памятниках древнеегипетского искусства
и в искусстве американских индейцев.
Примером может служить классические
персонажи сказок человек-зверь или человек-птица,
аллегорические фигуры Леонардо да Винчи.
Другим приемом является акцентуирование
некоторых сторон отображаемого явления.
Акцентуирование - это подчеркивание черт.
Оно часто достигается при помощи изменения
пропорций в различные стороны. Таким
приемом пользуется карикатура: она воспроизводит
черты оригинала, утрируя те или иные его
черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование
должно выделять характерное, существенное.
Акцентуирование активно использует изменение
предметов при помощи их увеличения или
уменьшения (гиперболизация и литота),
что находит широкое применение в фантастическом
изображении действительности. Примером
могут служить следующие сказочные персонажи:
небывало сильный Святогор, крошечный
Мальчик-с-пальчик или гигантских размеров
Гулливер. С одной стороны, внешность великана,
его грандиозные размеры могут сделать
более очевидной внутреннюю силу и значимость
героев, а с другой, фантастически малые
размеры могут силой контраста подчеркнуть
большие внутренние достоинства персонажа.
Третий известный способ создания образов
воображения - схематизация. В этом случае
отдельные представления сливаются, а
различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются
основные черты сходства. Примером служит
любой схематический рисунок.
И последним способом можно назвать типизацию,
т.е. специфическое обобщение. Для него
характерно выделение существенного,
повторяющегося в однородных в каком-то
отношении фактах и воплощении их в конкретном
образе. В этом приеме одни черты вовсе
опускаются, другие же упрощаются, освобождаются
от деталей и усложнений. В результате
весь образ преобразуется. Например, существуют
профессиональные образы рабочего, врача,
художника и так далее.
Таким образом, в воображении, естественно,
заключена тенденция к иносказанию, аллегории,
использованию образов в переносном значении.
Все средства литературного творчества
(метафора, гипербола, эпитет, тропы и фигуры)
показывают проявление преобразующей
силы воображения. А все основные формы
творческого преобразования мира, которыми
пользуется искусство, в конечном счете,
отражают те преобразования, которыми
пользуется воображение. [2, с.108]
1.5 Воображение в творчестве
Воображение играет важную роль
в каждом творческом процесс, а особенно
его значение велико в художественном
творчестве. Сущность художественного
воображения заключается, прежде всего,
в том, чтобы суметь создать новые образы,
способные быть носителем идейного содержания.
Особая мощь художественного воображения
заключается в том, чтобы создать новую
ситуацию не путем нарушения, а при условии
сохранения основных требований жизненности.
В корне ошибочным является представление
о том, что чем причудливее и диковиннее
произведение, тем больше воображения
у его автора. Воображение Льва Толстого
ничуть не слабее воображения Эдгара Алана
По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнее
произведение, тем мощнее должно быть воображение,
чтобы сделать описываемую картину наглядной
и образной. Ведь как известно, мощное
творческое воображение
Воображение в художественном творчестве
допускает, конечно, и значительный отлет
от действительности, значительное отклонение
от нее. Художественно творчество выражается
не только в портрете, оно включает и скульптуру,
и сказку, и фантастический рассказ. Как
в сказке, так и в фантастике отклонения
могут быть очень велики, но они в любом
случае должны быть мотивированы замыслом,
идеей произведения. И чем значительнее
эти отклонения о действительности, тем
мотивированнее они должны быть, иначе
они не будут поняты и по достоинству оценены.
Творческое воображение
Некоторые переживания, чувства людей
в повседневной жизни могут быть и незаметны
глазу обывателя, воображение же художника,
отклоняясь о действительности, преобразует
ее, ярче освещая и выпуклее показывая
какую-то особо для него важную часть этой
действительности. Отойти от действительности,
чтобы глубже в нее проникнуть и лучше
понять,- такова логика творческого воображения.
Не менее необходимо воображение и в научном
творчестве. В науке оно формируется не
в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь
в других формах.
Еще английский химик Пристли, открывший
кислород, заявлял, что все великие открытия,
способны сделать лишь ученые, которые
дают 'полный простор своему воображению".
Роль фантазии в науке высоко оценивал
и Ленин, считая, что 'она нужна не только
поэту. Даже в математике она нужна, ведь
фантазия есть качество величайшей ценности'.
Специфическая роль воображения в научном
творчестве заключается в том, что оно
преобразует образное содержание проблемы
и этим содействует ее разрешению.
Очень ярко роль воображения показана
в экспериментальном исследовании. [1,с.56]
Экспериментатор, задумывая опыт, должен,
используя свои знания и гипотезы, достижения
науки и техники, представить себе такую
ситуацию, которая бы удовлетворила всем
требующимся условиям. Другими словами,
он должен вообразить проведение такого
опыта и понять его цели и последствия.
Одним из ученых, который всегда 'проводил
эксперимент' своим воображением перед
настоящим опытом, был физик Э. Резерфорд.
[2, с.109]
1.6 Воображение и талантливость.
Как уже известно, воображение - это всегда
создание нового в результате переработки
прошлого опыта. Никакая творческая деятельность
невозможна без фантазии, поэтому творчество
- это сложный психический процесс, связанный
с характером, интересами, способностями
личности.
Иногда людям более зрелого возраста трудно
представить себе что-то необычное и начать
фантазировать, но это не значит, что они
потеряли способность к воображению. Воображение
есть у каждого человека, просто, становясь
старше, человек все реже его тренирует.
А тренировать воображение, как советуют
психологи, нужно еще с самого детства.
Творческая деятельность развивает чувства
детей. Творя, ребенок испытывает целую
гамму положительных эмоций, как от процесса
деятельности, так и от полученного результата.
Творчество способствует оптимальному
и интенсивному развитию таких психических
функций, как память, мышление, восприятие,
внимание. А ведь именно они определяют
успешность учебы ребенка.
Творческая деятельность развивает личность
ребенка, помогает ему усваивать моральные
и нравственные нормы ― различать добро
и зло, сострадание и ненависть, смелость
и трусость. Создавая произведения творчества,
ребенок отражает в них свое понимание
жизни и мира, свои положительные и отрицательные
качества, по-новому их осмысливает и оценивает.
Творчество развивает и эстетические
чувства у ребенка. Через эту деятельность
формируется восприимчивость ребенка
к миру, оценка прекрасного.
Все дети, особенно старшие дошкольники
и школьники младшего и среднего возраста,
любят заниматься искусством. Они с увлечением
поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют
музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют
в конкурсах, выставках и викторинах и
т. д. Потому что творчество делает жизнь
ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.
Дети способны заниматься творчеством
не только независимо от места и времени,
но, самое главное, независимо от личностных
комплексов. Взрослый человек, часто критически
оценивая свои творческие способности,
стесняется их показывать. Дети же, в отличие
от взрослых, способны искренне проявлять
себя в художественной деятельности, не
обращая внимания на стеснительность.
Особое значение творческая деятельность
имеет для одаренных и талантливых детей.
Одаренность - это комплекс способностей,
позволяющих иметь особые достижения
в конкретной области искусства, науки,
профессиональной или иной деятельности.
Не многие дети отличаются ярко выраженной
талантливостью и одаренностью. Для одаренного
ребенка воображение выступает основным
характерным качеством, ему необходима
постоянная активность фантазии. Необычные
подходы к решению задач, оригинальные
ассоциации-все это характерно для талантливого
ребенка и является результатом воображения.
Одаренность и талант тесно связаны с
опережающим развитием. Талантливые дети
отличаются более высокими результатами
по сравнению со своими сверстниками,
и достигают они этих результатов гораздо
легче. Эти дети отличаются большей чувствительностью
к окружающему миру, а в конкретные периоды
для них характерна и особо высокая чувствительность.
Такие периоды психологи называют 'сенситивными'.
В эти периоды конкретная функция (например,
речь или логическая память) наиболее
восприимчива к раздражителям внешнего
мира, легко поддается тренировке и интенсивно
развивается, и дети проявляют особые
достижения в различных видах деятельности.
И если обычный ребенок может испытывать
«сенситивный» период для одной функции,
то талантливый ребенок демонстрирует
«сенситивность» сразу многих функций.
При помощи творчества и воображения,
естественно, ребенок формирует свою личность.
И есть особая сфера жизни ребенка, которая
обеспечивает специфические возможности
для личностного развития, - это игра. Основной
психической функцией, обеспечивающей
игру, является именно воображение. Воображая
игровые ситуации и реализуя их, ребенок
формирует у себя целый ряд личностных
свойств, такие, как справедливость, смелость,
честность, чувство юмора и другие. Через
работу воображения происходит компенсация
пока еще недостаточных реальных возможностей
ребенка преодолевать жизненные трудности
и конфликты. [2, с.110]
Глава 2. Творчество
2.1 Определение творчество
Творчество (творческая деятельность) - создание чего-то нового: новых, нестандартные решения в житейских ситуациях, создавать что-то новое: тексты, рисунки и пр. Синоним слова творчество - креативность (от англ. слова creative - творческий).[5, с.78]
Антоним творчества - шаблонность: действие в заданных рамках, по принятым стандартам.
Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т. е отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Важнейшим механизмом творчества является интуиция — знание, условия, получения которого не осознаются. Творческие люди любят вдохновение - правильно, вдохновение полезно, особенно когда можно его самому себе создавать.
Что необходимо для творчества и где искать творческое озарение:
Развитая первая позиция восприятия: смелость выходить за рамки шаблона, формировать свои взгляды, действовать по-своему.
Богатый жизненный опыт: побывав в различных жизненных ситуациях, и беря удачные решение за основу для новых придумывать что-то новое оказывается проще.
Умение и привычка работать и жить с удовольствием: творчество появляется там, где есть интерес к жизни. Без интереса - нет творчества.
Особенности творческой личности: Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств творческой личности – минимально необходимый «творческий комплекс». Это - достойная жизненная цель, работа по плану, высокая работоспособность, хорошая техника решения задач, способность отстаивать сои идеи и – результативность. Психотерапевтический тренинг, самостоятельность и творчество.[3,с. 25-26]
2.2.Виды и функции творчества
Исследователь творческого
фактора человека и феномена интеллигенции
Виталий Тепикин выделяет художественное,
научное, техническое, спортивно-тактическое,
а также военно-тактическое
2.3 Творчество как способность
Креативность (от англ. create
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход, из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.[6, с.59]
2.4.Стадии творческого мышления
Г. Уоллес
Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:
Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
Инкубация — временное отвлечение от задачи.
Озарение — появление интуитивного решения.
Проверка — испытание и/или реализация решения.[6,с. 60]
Список литературы
1. Выготский Л.С. «Развитие
высших психических функций»/ Л.С. Выготский.-
Издательство «Просвещение», Москва, 1990 .-
56с.
2. Коршунова Л.С. Воображение и его роль
в познании /Л.С. Коршунова. - Москва, 1999.-103-110
с.
3. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»/
С.Л. Рубинштейн. - Издательство «Питер»,
Москва-Харьков-Минск, 1999. -25-28с.
4. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения
у детей»/ Л.Ю. Субботина.- Ярославль: Академия
развития, 1996.-335с.
5. Философский словарь под редакцией М.М.
Розенталя, П.Ф. Юдина - Издательство политической
литературы, Москва, 1998 .- 78с.
6. Шибутани Т. «Социальная психология»/Т.
Шибутани- Издательство «Прогресс», Москва,
1999.- 59-60с.