Театрализованная игра, как фактор развития речи детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

Постановки русских народных сказок, как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка

Содержание

Введение
Проблема формирования выразительности речи у старших дошкольников
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста
Организация театрализованной деятельности в условиях дошкольных учреждений
Условия в МДОУ для организации театрализованных игр
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Театрализованная игра, как фактор развития речи детей старшего дошкольного возраста.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

Проблема формирования выразительности речи у старших дошкольников

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста

Организация театрализованной деятельности в условиях дошкольных учреждений

Условия в МДОУ для организации  театрализованных игр

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Одним из малоисследованных направлений  можно считать использование  театрализованных игр, в целях формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Выразительность является качественной характеристикой речи в связи  с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности

Основным назначением выразительности  речи является обеспечение эффективности  коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, а так же педагогов – А. М. Леушина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. И. Полозова и др. Однако в педагогических работах рассматривались отдельные аспекты выразительности, без учета ее интегративного характера.

До настоящего времени не решен  ряд важных вопросов содержательного и методического характера:

  • какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками;
  • каким образом можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности;
  • на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи.

Это позволяет утверждать необходимость  дальнейшего исследования данной проблемы.

Мы полагаем, что использование  в работе со старшими дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности:

  • выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи;
  • традиционность и импровизационность;
  • возможность творческого отношения к их исполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.

В силу названных особенностей, театрализованная игра выступает эффективным средством формирования выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и меткость русского языка, обогащая тем самым детскую речь.

Постановки русских народных сказок, как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка

 

Проблема формирования выразительности речи у старших

дошкольников

Старший дошкольный возраст – период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, г. Г. Кравцов, Н. Н. Поддьяков и др.).

В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Б.Г.Ананьев, Л. и. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, с. л. Рубинштейн и др.)

При достижении старшего дошкольного  возраста формирование речи настолько значительно, что можно говорить не только об овладении им фонетикой, лексикой, грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность.

Выразительная речь характеризуется  различными интонационными характеристиками:

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи –  упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Темп речи –  скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Тембр голоса –  окраска, качество звука.

Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.(10)

Речь является важным средством самовыражения ребёнка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность как качественная характеристика речи, многие исследователи подчёркивают функциональное значение выразительности речи (В. В. Виноградов, Б. Н. Головин, с. и. Ожегов, с. Л. Рубинштейн, З.В. Савкова, Е.В. Язовицкий и др.)

Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Уместное и оправданное  использование средств речевой  выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание  
взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.

Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в игровой и художественной. Выразительность характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность и так далее.  
Широкое влияние, которое оказывает выразительность на коммуникативную культуру личности, взаимоотношения с окружающими, самовыражение в разных видах творческой деятельности, обусловливает необходимость исследования факторов и средств формирования выразительности речи в старшем дошкольном возрасте.

Л. С. Выготский  подчёркивал, что сущность процесса формирования индивида состоит в его постепенном вхождении в человеческую культуру посредством овладение особыми «орудиями ума». К ним, прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда стоят между человеком и миром, и являются средствами открытия для субъекта наиболее существенных сторон окружающей действительности. Кумулятивная накопительная функция родного языка, позволяет рассматривать его важным каналом духовного формирования личности.

Воспитание ритма и интонации  является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал важность ритма для обучения письменной речи.

Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи старшего дошкольника.

Работа по формированию выразительности  речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.

Для развития выразительной стороны  речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог  бы проявить свои эмоции, чувства, желания  и взгляды, причем не только в обычном  разговоре, но и публично, не стесняясь  присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста

Процесс формирования выразительности  речи выступает перед дошкольником как особая область объективных  отношений, которую он постигает  в процессе практического использования языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей. Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованным играм, которые сконцентрировали в себе всё красоту и богатство русского языка .

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром  во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.

Театрализованные игры позволяют  ребёнку приобщаться к достижениям истории культуры и, осваивая их, становиться культурным человеком. Самодеятельность ребёнка служит развитию его творческих способностей в процессе освоения культуры. Театрализованная игра, имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении.Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм театрализованных игр, которые передаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям (5).

В отечественной дошкольной педагогике выполнен довольно широкий круг исследований по вопросам формирования выразительности  речи посредством театрализованных игр (Г.И.Батурина, Н.Ф.Виноградова, Р.И.Жуковская, Г.Ф.Кузина, О.И.Соловьёва, Е. И. Радина и др.).

Исследования можно сгруппировать  в соответствии с тремя основными  направлениями:

  • общевоспитательное значение;
  • развивающее значение;
  • важное средство приобщения к культуре своей страны.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что  театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.

Театрализованная деятельность позволяет  формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность формировать выразительную речь (8).

Развитие ребенка в театрализованной деятельности, в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности
  • поощрять исполнительское творчество
  • развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении
  • побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.
  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Информация о работе Театрализованная игра, как фактор развития речи детей старшего дошкольного возраста