Телесно-ориентированный тренинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2012 в 20:58, реферат

Краткое описание

Телесно-ориентированная психотерапия обращена к телесному ядру психологического материала, это - работа с телом на языке сознания, это - “использование языка тела для лечения разума” А. Лоуэн, основатель биоэнергетического анализа - (классической школы телесно-ориентированной психотерапии), писал, что путь исцеления и роста пролегает через контакт со своим телом и через понимание его языка. Обобщая многолетний опыт терапевтической работы, он показал, что телесно-ориентированная психотерапия закладывает фундамент личностного роста; запускает в действие силы внутри личности, (которые действуют как на сознательном, так и на бессознательном уровне), чтобы увеличить или расширить все аспекты себя - самосознание, самовыражение, самообладание

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Телесно-ориентированный подход…………………………………………………4
Теории и техники телесно-ориентированной терапии…………………………….6
Заключение……………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………… 20

Вложенные файлы: 1 файл

телесно-ориентированный тренинг.docx

— 41.42 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………………………3

Телесно-ориентированный  подход…………………………………………………4

Теории и  техники телесно-ориентированной  терапии…………………………….6

Заключение……………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………… 20

 

Введение

 

 

    В любой момент жизни состояние тела человека - это воплощенная история пережитых и переживаемых им эмоциональных и физических травм, накопленного жизненного опыта, взглядов и представлений, недомоганий и заболеваний. Наше “Я” выражено как в психике, так и в теле, и оживить душу можно, воздействуя на телесные процессы. 
    Телесно-ориентированная психотерапия, прежде всего, представляет собой уникальный и эффективный способ личностного роста и целостного развития человека, помогающий связать воедино его чувства, разум и телесные ощущения, восстановить утраченные и простроить отсутствующие взаимосвязи между ними, создать условия доверительного и полного контакта человека с жизнью его тела.

    Телесно-ориентированная психотерапия обращена к телесному ядру психологического материала, это - работа с телом на языке сознания, это - “использование языка тела для лечения разума” А. Лоуэн, основатель биоэнергетического анализа - (классической школы телесно-ориентированной психотерапии), писал, что путь исцеления и роста пролегает через контакт со своим телом и через понимание его языка. Обобщая многолетний опыт терапевтической работы, он показал, что телесно-ориентированная психотерапия закладывает фундамент личностного роста; запускает в действие силы внутри личности, (которые действуют как на сознательном, так и на бессознательном уровне), чтобы увеличить или расширить все аспекты себя - самосознание, самовыражение, самообладание. [9]

 

 

Телесно-ориентированный  подход

 

 

    В последние годы психотерапия,  ориентированная на тело,  завоевывает в нашей стране самое широкое признание со стороны практических психологов и психотерапевтов. При этом заслуженным вниманием пользуются не только телесные и дыхательные техники восточных учений (например,  йога Патанджали),  но и терапевтические концепции единства психики и тела европейских исследователей,  среди которых необходимо прежде всего назвать имя Вильгельма Райха.  По мнению Райха,  невротические и психосоматические проблемы являются следствием застоя биологической, сексуальной по своей природе энергии, которую он назвал оргонной.  Застой приводит к фиксации энергетических блоков на той или иной группе мышц,  создавая в них напряжение,  становящееся со временем хроническим.  Так появляется "мышечный панцирь",  который можно считать универсальным эквивалентом

подавления  эмоций. "Мышечный панцирь"  становится основой формирования "брони характера",  что создает благоприятную почву для развития невротического характера.  По Райху,  в "мышечном панцире"  можно выделить семь основных защитных сегментов, образующих ряд из семи колец,  которые в горизонтальной плоскости пересекают тело.  Они располагаются в области глаз,  рта,  шеи,  груди,  диафрагмы,  поясницы и таза (это вызывает устойчивые ассоциации с семью чакрами йоги). Райхианская телесная терапия направлена прежде всего на восстановление свободного протекания оргонной энергии через тело путем "распускания панциря" в каждом сегменте. Для достижения этой цели используются три основные техники:

1. глубокое  дыхание, через которое скапливается  энергия;

2. мануальное  воздействие на хронические мышечные  зажимы (массаж,  давление,

касания, поглаживание, разминание мышц);

3. вербальный  анализ и откровенная проработка  совместно с пациентом причин

возникновения мышечных зажимов.

    К числу телесно-ориентированных психотерапевтов следует отнести М.  Фельденкрайза, считавшего,  что любое эмоциональное состояние отпечатывается на матрицах нервно-мышечной системы и порождает в них хронические блоки,  которые,  в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на психику.  По его мнению,  в результате возникновения этого порочного круга усиливается деформация образа Я,  он становится аморфным и неструктурированным. Метод Фельденкрайза как раз и "является одним из подходов телесной терапии,  который направлен на утверждение и структурирование образа Я,  расширение самосознания,  восприятия и развития собственных возможностей".

    В тренинге развития самосознания приемы телесной терапии используются достаточно активно ввиду их эффективности при снятии некоторых психосоматических симптомов, а также для преодоления физического и психического напряжения,  создания ощущения раскрепощенности и свободы,  что,  в свою очередь,  позволяет активизировать личностные ресурсы в отношении психологического роста и процесса самопознания. Кроме того,  исследования С.  Джурарда,  Л.  Джонсона и др.  обнаружили высокую

положительную корреляцию между удовлетворенностью телом и удовлетворенностью собой, а удовлетворенность собой является,  по нашему мнению,  психологическим механизмом поведенческой подструктуры самосознания. [1]

 

Теории и техники телесно-ориентированной  терапии

 

 

    Взаимосвязь и взаимодействия системы «сознание – тело» изучает телесно-ориентированная терапия.

Пионерами телесной терапии считаются  Фрейд, Сандора Ференци, Альфред  Адлер, Гроддек, Вильгельм Райх и  Юнг. Этих шести психотерапевтов интересовало распределение энергии в теле. На этой почве они объединились, потом у них возникли разногласия и они разошлись.

Карьера Зигмунда Фрейда иллюстрирует изменение отношения к телу, происходившее в обществе в прошлом веке. Он начал, как психолог, поверхностно изучающий тело, затем перешел к изучению невропатологии, сконцентрировавшись на нервной системе. В то время, когда Фрейд перешел к невропатологии, лишь самые ортодоксальные терапевты относились к телу, как к машине. Делать или не делать электротерапию — это был вопрос выбора. Поняв неэффективность такого подхода, Фрейд углубился в психотерапию, используя гипноз, метод, манипулирующий пациентом, но позволяющий узнать психику. Став психоаналитиком и используя метод свободных ассоциаций, он уважительно наблюдал за личностью в целом и подталкивал ее к открытиям.

Лишь самые понимающие медики-профессионалы  того времени, такие как Георг  Гроддек, современник и почитатель Фрейда, соглашались с Фрейдом  и, вслед за ним, уходили от механистической  терапии к глубинному анализу.

Первоначально Фрейд считал, что  существует лишь одно врожденное влечение.

Фрейд стремился сформулировать краткое  и ясное объяснение либидо (психосексуальной энергии полового влечения), создать  научную, биологически обоснованную теорию. Им было показано тесное единство телесного опыта и образа Я, подчеркивавшим важнейшую роль тела как психологического объекта в развитии эго-структур. Понятие телесного переживания заняло видное место в его генетической теории, согласно которой процесс развития был представлен как процесс изменения "локализации либидо". Фиксация интереса к определенной зоне тела становится начальным пунктом процесса формирования характера определенного типа.

В этом вопросе его поддерживали Райх и Гроддек, а Адлер и Юнг  критиковали его за это, поскольку  оба чувствовали, что Фрейд переоценивает важность либидозных влечений. Со временем Фрейд модифицировал свои первоначальные догматические взгляды и, таким образом, стал ближе к Адлеру и Юнгу. Но было уже слишком поздно, и эта модификация не смогла перевесить их разногласия. Но это оттолкнуло Райха, который настаивал на узком понимании психофизиологической энергетики.

Позднее Фрейд сфокусировался на трех компонентах личности — ид, эго и суперэго —что, в дальнейшем, изменило теорию влечений.

Психоанализ утверждает, что причиной невроза является невротический  конфликт междуИд и Эго.

Невротический конфликт — это бессознательный  конфликт между побуждением — Ид,стремящимся к разрядке, и зашитой — Эго, препятствующей разрядке или не допускающей ее к сознанию. Конфликт ведет к усилению инстинктивных побуждений, в результате чего Эго может оказаться подавленным. В таком случае возможны непроизвольные «разрядки», которые и проявляются как симптомы невроза.

Внешние психотравмирующие факторы  также играют немаловажную роль в формировании неврозов, но они, по мнению психоаналитиков, на определенном этапе сводятся к внутреннему невротическому конфликту между Ид и Эго.

Суперэго в невротическом конфликте может выступить на стороне Эго или на сторонеИд. Именно Суперэго заставляет Эго чувствовать себя виновным даже за символическую и искаженную инстинктивную активность.

Для Фрейда телесность находится под  эгидой бессознательного или Ид, необузданного  хаоса потребностей, побуждений, аффектов и страстей - одним словом, под  эгидой принципа удовольствия.

Фрейд считал также, что тревожность  является предупреждением, исходящим от эго, а не симптомом подавленной сексуальной энергии, и из-за этого Райх еще больше отдалился от него. Тревога — это своего рода предупреждение о том, что эго в опасности. Фрейд говорит о трех типах тревоги: объективной, невротической и моральной. Объективная тревога возникает под воздействием реальных опасностей в реальном мире. Другие же два типа тревоги уводят от мира прочь.

Невротическая тревога возникает  из осознания тех потенциальных  опасностей, которые проистекают  из потворствования инстинктам ид. Это не боязнь инстинктов самих по себе, но, скорее, страх тех наказаний, которые могут последовать за неразборчивым следованием позывам  ид. Иными словами, невротическая  тревога — это боязнь понести  наказание за проявление импульсивных желаний.

Моральная тревога возникает из опасения заслужить чье-либо осуждение. Если человек делает или даже просто собирается сделать нечто, что противоречит его моральным принципам, он обычно испытывает чувство вины или стыда. Моральная тревога зависит, таким образом, от того, насколько развито у человека чувство вины. Менее моральные люди будут менее подвержены тревоге этого типа.

Тревога создает чувство напряженности, заставляя, таким образом, сознание предпринимать какие-то действия для снижения напряженности. Фрейд выдвинул предположение, что эго возводит своеобразную преграду против тревоги — защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное отрицание или искажение реальности.

Несмотря на неразбериху и разногласие  в теориях, Фрейд выработал определенную технику и придерживался ее: пациент лежал на кушетке и не видел аналитика; аналитик к нему не прикасался.

Согласно самому Фрейду: «Врач должен быть недосягаем для пациента и, как зеркало, должен отражать лишь то, что ему показывают». [7]

Одним из самых преданных учеников Фрейда был Сандор Ференци. Хотя Фрейд не одобрял нововведений Ференци, между ними никогда не было открытых разногласий, как это было с Адлером или с Юнгом. Ференци внес значительные изменения: он пытался сократить время анализа, лишая анализируемого любой формы удовлетворения. Поскольку эти предосторожности приносили сомнительную пользу, Ференци попробовал противоположную тактику. Он взял на себя роль хорошего родителя и даже признавал перед пациентом свои недостатки. Он поощрял пациента драматизировать свои воспоминания, и сам входил в игру. Ференци первым указал на важность контрпереноса и на аспект взаимодействия в аналитической процедуре. Он создал основу для психодрамы.

Идеи Ференци подняли важнейший  вопрос о природе исцеляющего  процесса. Ференци считал, что пациент  не только должен довести до сознания подавленный материал, но и воссоздать свой инфантильный опыт в более поощрительной и терпимой родительской атмосфере. Этот взгляд получил впоследствии широкое признание, хотя вопрос о важности терапевта-родителя, избавляющего от подавленного материла, по-разному решается в различных школах, и даже у терапевтов одной школы.

Биологический подход Фрейда привлек Альфреда Адлера, который очень интересовался способностью тела компенсировать органические повреждения. Адлер считал, что компенсация происходит и в психологической и в биологической сферах. Его концепция органической неполноценности позже была заменена более широкой концепцией социальной неполноценности. Он внимательно относился к физическим дефектам и к телесному выражению характера и внес огромный вклад в эволюцию телесной терапии.

Адлер показал существование тесной связи между образом телесного  Я и самооценкой, в частности, что некоторые типы человеческого  поведения представляют собой попытку  компенсации истинной или воображаемой ущербности тела.

«Позы и движения тела всегда указывают, каким образом Человек подходит к своей цели. Если человек идет прямо — это признак смелости, в то время как нерешительный  взрослый человек избегает прямых действий, и это проявляется во всех его  движениях».

Адлер детально фокусировался на экспрессивных  движениях, подчеркивал важность социального чувства и агрессивного влечения (которое он называл «сражением за удовлетворение»), и это очень помогло развитию холистического подхода и психосоматической медицины. [5]

Информация о работе Телесно-ориентированный тренинг