Темперамент детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 18:58, реферат

Краткое описание

На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребенок напоминает холерика. Неуравновешенность выражается в неустойчивости реакций, их изменчивости. У малыша снижен контроль за своими действиями, часто меняется настроение, он импульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем детстве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудшению самочувствия, а заболевания - к разрушению сформированных культурно-гигиенических навыков. Ведь последние требуют постоянного подкрепления, чтобы стать устойчивыми.

Содержание

1. Развитие темперамента в дошкольном возрасте.
2. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни
3. Характеристика детей с разными типами темперамента
4. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 25.69 Кб (Скачать файл)

Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных  сторон в поведении ребенка. Воспитателю  следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента. Например, для меланхолика характерен повышенный уровень тревожности, который  связан с высокой чувствительностью  к разным раздражителям. Последняя  обусловливает излишнюю впечатлительность  и ранимость. Такие дети долго  и серьезно переживают неудачи, что  может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности  значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность  может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.

В работе с детьми разного  темперамента воспитатель может  использовать своеобразный способ учета  темперамента, когда воздействие  на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных  для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей  в период адаптации к школе  не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

В ряде случаев эффективной  бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других - размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.

Для взрослого очень важно  учитывать индивидуально-типологические особенности само регуляции деятельности и поведения детей. Свойства темперамента, присущие ребенку, влияют на отбор малышом соответствующих раздражителей. Одни ребята стремятся к новым впечатлениям, усиливают стимуляцию, другие избегают ее. Так, одни дети любят озвученные игрушки, другие отказываются от них. Одни с удовольствием включаются в подвижные игры, другие предпочитают спокойные, настольно-печатные. Задача воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, то есть формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит малышу самому преодолевать недостатки и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.

Подчеркнем, что главный  принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике  формирования само регуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.

 


Информация о работе Темперамент детей раннего возраста