Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 09:43, курсовая работа
Цель данной работы- изучить темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Объект исследования- свойства темперамента и их значение для осуществления деятельности .
Предмет исследования- роль свойств или типов темперамента в адаптации и взаимоотношении человека с миром, т.е. его деятельностью.
Задачи исследования- исследование ставит перед собой следующие задачи:
Дать понятия темпераменту и индивидуальному стилю деятельности.
Рассмотреть роль свойств или типов темперамента в адаптации и взаимоотношении человека с миром, т.е. его деятельностью.
свойства темперамента и их значение для осуществления деятельности
Проанализировать результаты исследования.
Введение........................................................................................................... 3
Глава 1. Характеристика темперамента.
Определения понятия «темперамент»………………………………………….5
Основные теории темперамента…………………………………………………..7
Характеристика основных типов темперамента………………………….14
Глава 2. Индивидуальный стиль деятельности.
2.1. Структура индивидуального стиля деятельности…………………………17
2.2. Социально-психологические предпосылки индивидуального стиля деятельности………………………………………………………………………………………….20
Глава 3. Изучение темперамента.
3.1. Организация и методы исследования темперамента…………………..22
3.2. Анализ результатов исследования………………………………………….…….25
Заключение……………………………………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………………………
3.2. Анализ результатов исследования.
По результатам темпинг-теста определяем тип нервной системы. Сила нервной системы диагностируется на основании анализа графика работоспособности по форме кривой. График работоспособности по типу «выпуклый»: темп работоспособности испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, а в последующем к 20-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня. Тип нервной системы испытуемой – сильный. (график рассматривается в качестве примера в предыдущей главе).
Результат для правой руки:
Результат для левой руки
Для второго испытуемого.
Результат для правой руки:
Результат для левой руки:
Для третьего испытуемого:
Результат для правой руки:
Результат для левой руки
Вывод: результаты теста говорят о сильном типе нервной системы у всех испытуемых.
Опросник Айзенка выявляет особенности темперамента исследуемой личности. Автор предложил, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсия-интроверсия и нейротизм.
VALIGN=TOP> значительная
умеренная 1-7 8-11 12-18 19-24 1 (7)
2 (14)
3 (20 )
Оценочная таблица для шкалы нейротизма
Эмоциональная устойчивость |
Эмоциональная неустойчивость | ||
высокая |
средняя |
высокая |
очень высокая |
до 10 |
11-14 |
15-18 |
19-24 |
1 (10) |
|||
2(16) |
|||
3(17) |
Эмоционально
устойчивые люди относятся к типу
людей с сильной нервной
Полученные результаты определяют положение на координатной оси. Согласно результату определяется темперамент испытуемого.
Испытуемый 1 – флегматик. 2 и 3 – холерик.
Вслед за подсчетом результатов тестирования по Айзенку проводим анализ результатов по методу Я. Стреляу. Для этого воспользуемся ключом:
Код к опроснику. Если ответ соответствует коду — 2 балла. Если ответ не соответствует коду — 0 баллов. За ответ «не знаю» — один балл.
Сила по возбуждению.
Ответ «да»:
вопросы — 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39,
45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94,97,98,102,105,106,113,114,
Ответ «нет»: вопросы — 47, 51, 107, 123.
Сила по торможению.
Ответ «да»: вопросы — 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 42, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.
Ответ «нет»: вопросы — 18, 34, 36, 128.
Подвижность.
Ответ «да»: вопросы — 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131.
Ответ «нет»: вопросы — 25, 57, 63, 116.
42 балла по
определенному свойству
Уравновешенность по силе (К) — это отношение количества баллов по силе возбуждения к количеству баллов по силе торможения.
Чем больше К → к единице, тем более высокая уравновешенность данного индивида.
Если К > 1 — неуравновешенность в сторону возбуждения.
Если К < 1 — неуравновешенность в сторону торможения.
Результаты тестирования представим в форме таблицы:
Исп. 1 |
Исп. 2 |
Исп. 3 | |
Возбуждение |
30 |
42 |
47 |
Торможение |
42 |
29 |
27 |
Подвижность |
17 |
30 |
40 |
К |
30/42=0,71 |
1,44 |
7,74 |
Заключение.
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру.
О природе темперамента высказывались различные точки зрения начиная с Гиппократа и Галена; Э.Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови, его теорию поддержали У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; У.Шелдон связал тип темперамента со строением тела; типология Э.Фрома носит сугубо социальный характер. Но наиболее распространены взгляды, выделяющие четыре основных типа темперамента.
В основу работы положена попытка доказать наличие в характере черт, присущих сразу нескольким типам темпераментов при ярко выраженном одном типе. С этой целью проводились исследования. Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Нормально развитый человек меняет свое поведение в зависимости от ситуации. Это вовсе не означает, что к каждому из нас относятся несколько разных темпераментов. Просто в той или иной ситуации мы демонстрируем разное поведение, черты разных темпераментов. Это нормально, хотя свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.
Результаты проведенных в работе исследований убедительно доказывают, что каждому из нас в большей степени характерны черты, присущие «нашему» темпераменту, но вместе с тем в нас постоянно находят выражение «средней силы и интенсивности» черты других темпераментов.
Список использованной литературы.
1. Петровский А.В Общая
2.Психология индивидуальных
3.Кречмер Эрнст, Строение
4.Айзенк Г.Ю. Структура
5.Столяренко Л.Д., Основы психологии. Учебное пособие.- Ростов н /Д:Феникс,2004
6.Петровский А. В «Общий
7.Климов Е.А. // Психология индивидуальных различий. Тексты // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
8.Мерлин В.С. // Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика. – 1986.
9. Ковалев А.Г. Психология личнос
10. Небылицын
В.Д. основные свойства
1 Общая психология Петровский А.В.. -М., 1976
2 Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.,1982, Изд-во МГУ
3 Очерк теории темперамента. Мерлин В. С. М., 1964,Просвещение
4 Кречмер Эрнст, Строение тела и характер, - М., 1993 г
5 Айзенк Г.Ю. Структура личности. / Пер. с англ.. - М., СПб: КСП+,
6 Столяренко Л.Д., Основы психологии. Учебное пособие.- Ростов н /Д:Феникс,2004
7 Петровский А. В «Общий психологический словарь», Под общей ред. Петровского А. В, редактор-составитель Карпенко Л. А.© ПЕР СЭ 2005
8 Климов Е.А. // Психология индивидуальных различий. Тексты // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
9 Мерлин В.С. // Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика. – 1986.
10 Мерлин В.С. // Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика. - 1986.
Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности