Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 23:20, реферат
Цель работы – изучить роль темперамента в структуре личности и его проявление в повседневной жизни.
ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ 4
ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА 7
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА 11
ЛИЧНОСТЬ И ТЕМПЕРАМЕНТ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психология и педагогика»
на тему:
«Темперамент и личность»
Выполнил: студент 1 курса
факультета таможенного дела
Иванова А. А.
Проверил: к. с. н.
Курченко И. С.
Ростов-на-Дону
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ 4
ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА 7
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА 11
ЛИЧНОСТЬ И ТЕМПЕРАМЕНТ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Проблема, которая затронута в данном реферате, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей»1.
Психология всегда уделяла особое внимание проблеме темперамента, но, тем не менее, на сегодняшний день данная проблема остается дискуссионной и недостаточно разработанной.
При написании данной работы мною был поставлен следующий ряд задач:
Цель работы – изучить роль темперамента в структуре личности и его проявление в повседневной жизни.
Данный реферат состоит из двух глав, введения и заключения.
Теоретическую и методологическую основу для данной работы составляют учебная литература и монографии.
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей»; равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач
Гиппократ (V-IV вв. н.э.). Он впервые дал определение понятия «темперамент» и более или менее подробно описал темпераменты. Под темпераментом он понимал анатомо-физиологические и психологические индивидуальные особенности человека. Он, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку данные особенности объяснить.
Согласно теории Гиппократа, различия между людьми определяются соотношением основных видов жидкостей в их организме. При правильном их смешении человек бывает здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. По Гиппократу, таковых жидкостей четыре: кровь, два сорта желчи и слизь (или лимфа). У сангвиников преобладает кровь (лат. sanguis), у холериков - желтая желчь (лат. chole),у флегматиков - слизь (лат. phegma). И наконец, меланхолики - это люди с избытком черной желчи (лат. melanos chole). Названия темпераментов сохранились до наших дней.
В дальнейшем все
более расширялась
Римский врач Гален (II в.), в отличие от Гиппократа, характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами.
Немецкий философ
И.Кант в конце XYIII в. рассматривает
темперамент только как психические
свойства. Вплоть до новейшего времени
характеристика темперамента оставалась
преимущественно
В истории учений
о темпераменте изменялось понимание
физиологических основ
Э.Кречмер, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу “Строение тела и характер”, предложил свою типологию темпераментов. Главная её идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Кречмером было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа:
Лептосоматик (астенический
тип)- характеризуется хрупким
Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный. характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
Атлетик- человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
Диспластик - люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
В основе взглядов
Шелдона также лежит
При этом людям
с эндоморфным типом
Наиболее успешную
попытку связать темперамент
с особенностями организма
И.П.Павлов выяснил,
что темперамент каждого
И.П.Павлов различал 4 основных типа нервной системы2:
Выявленные И.П.Павловым
основные комбинации свойств и типы
нервной системы, от которых зависит
темперамент, являются общими у человека
и животных. Поэтому они получили
название общих типов. Таким образом,
физиологической основой
В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности психики. Последние весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения свойствами являются свойства темперамента
К свойствам темперамента относятся прежде всего врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. Свойства темперамента есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности. От темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно:
(например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);
Динамика психической деятельности зависит также от мотивов и психических состояний. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье – падение их.
Но свойства
темперамента, в отличие от мотивов
и психических состояний
В общении людей свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.
Значительно различается
стиль общения у сильно и слабо
возбудимых людей. Первые реагируют
быстрее, легче входят в контакт,
лучше адаптируются в общении, чем
вторые. Тормозимые индивиды легче
прекращают общение, менее словоохотливы,
чем те, чьи тормозные реакции
замедленные. Эти последние нередко
отличаются тем, что много говорят,
не отпускают собеседника и
Таким образом,
под темпераментом следует
К свойствам
темперамента можно отнести те отличительные
индивидуальные признаки человека, которые
определяют собой динамические аспекты
всех его видов деятельности, характеризуют
особенности протекания психических
процессов, имеют более или менее
устойчивый характер, сохраняются в
течение длительного времени, проявляясь
вскоре после рождения (после того,
как центральная нервная
Немов Р.С. выделяет при психофизиологической оценке темперамента четыре компоненты3: энергичность, пластичность, скорость и эмоциональность.
В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.
Еще на одно обстоятельство,
характеризующее связь