Темперамент и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 23:20, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить роль темперамента в структуре личности и его проявление в повседневной жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ 4
ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА 7
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА 11
ЛИЧНОСТЬ И ТЕМПЕРАМЕНТ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Психология реферат.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Психология и  педагогика»

на тему:

«Темперамент и личность»

 

 

 

     Выполнил: студент 1 курса

факультета таможенного  дела

       Иванова А. А.

 

Проверил: к. с. н.

Курченко  И. С.

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2009

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ 4

ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА 7

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА 11

ЛИЧНОСТЬ  И ТЕМПЕРАМЕНТ 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема, которая затронута в данном реферате, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки –  одну спокойную, равнинную, другую –  стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение  второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении  людей»1.

Психология всегда уделяла особое внимание проблеме темперамента, но, тем не менее, на сегодняшний день данная проблема остается дискуссионной и недостаточно разработанной.

  При написании данной работы мною был поставлен следующий ряд задач: 

  1. Исследовать историю учений о темпераменте
  2. Раскрыть понятие темперамента
  3. Изучить типологию темпераментов.
  4. Установить взаимосвязь между личностью и темпераментом.

Цель  работы – изучить роль темперамента в структуре личности и его проявление в повседневной жизни.

Данный реферат состоит  из двух глав, введения и заключения.

Теоретическую и методологическую основу для данной работы составляют учебная литература и монографии.

ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ

 

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Слово  «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение  частей»; равное ему по значению греческое  слово «красис» ввел древнегреческий  врач

Гиппократ (V-IV вв. н.э.). Он впервые дал определение понятия «темперамент» и более или менее подробно описал темпераменты. Под темпераментом он понимал анатомо-физиологические и психологические индивидуальные особенности человека. Он, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку данные особенности объяснить.

Согласно теории Гиппократа, различия между людьми определяются соотношением основных видов  жидкостей в их организме. При  правильном их смешении человек бывает здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей преобладает, что и  определяет темперамент человека. По Гиппократу, таковых жидкостей четыре: кровь, два сорта желчи и слизь (или лимфа). У сангвиников преобладает  кровь (лат. sanguis), у холериков - желтая желчь (лат. chole),у флегматиков - слизь (лат. phegma). И наконец, меланхолики - это  люди с избытком черной желчи (лат. melanos chole). Названия темпераментов сохранились  до наших дней.

В дальнейшем все  более расширялась психологическая  характеристика темперамента.

Римский врач Гален (II в.), в отличие от Гиппократа, характеризует  типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными  свойствами.

Немецкий философ  И.Кант в конце XYIII в. рассматривает  темперамент только как психические  свойства. Вплоть до новейшего времени  характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этим изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией не физиологических, а психических свойств. У Канта – это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности. У Вундта (конец XIX в.) темперамент – это соотношение скорости и силы “душевных движений”.

В истории учений о темпераменте изменялось понимание  физиологических основ темперамента. Выделялось два основных направления: объяснение типов темперамента соотношением деятельности желез внутренней секреции (немецкий психолог Кречмер, американский психолог Шелдон), или соотношением свойств нервной системы (И.П.Павлов) .

Э.Кречмер, который  в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу “Строение тела и характер”, предложил свою типологию темпераментов. Главная её идея заключалась в  том, что люди с определенным типом  сложения имеют определенные психические  особенности. Кречмером было проведено  множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа:

Лептосоматик (астенический тип)- характеризуется хрупким телосложением  высоким ростом, плоской грудной  клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые.

Пикник - человек  с выраженной жировой тканью, чрезмерно  тучный. характеризуется малым или  средним ростом, расплывающимся туловищем  с большим животом и круглой  головой на короткой шее.

Атлетик- человек  с развитой мускулатурой, крепким  телосложением, характерен высокий  или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

Диспластик - люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются  различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

В основе взглядов Шелдона также лежит предположение  о том, что тело и темперамент - это два параметра человека, связанных между собой. Структура  тела определяет темперамент, который  является его функцией. У.Шелдон исходил  из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые  он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа:

  1. Эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);
  2. Мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);
  3. Эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).

При этом людям  с эндоморфным типом свойственно  относительно слабое телосложение с  избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную  клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.

Наиболее успешную попытку связать темперамент  с особенностями организма человека предпринял русский ученый-физиолог И.П.Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности. В лабораториях Павлова, где на собаках изучали  условные рефлексы, обнаружили, что  у разных животных условные рефлексы образуются по-разному: у одних они  образуются быстро и долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и  угасают быстро; одни животные могут  переносить большие нагрузки при  сильных раздражителях, а другие при тех же условиях впадают в  тормозное состояние.

И.П.Павлов выяснил, что темперамент каждого животного  зависит не от одного из свойств, а  от их сочетания. Такое сочетание  свойств нервной системы, которое  определяет и индивидуальные особенности  условно- рефлекторной деятельности и  темперамент, он назвал типом нервной  системы, или тип нервной деятельности.

И.П.Павлов различал 4 основных типа нервной системы2:

  1. Сильный, уравновешенный, подвижный (“живой” по И.П.Павлову – сангвинический темперамент);
  2. Сильный, уравновешенный, инертный (“спокойный” по И.П.Павлову – флегматический темперамент);
  3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процесса возбуждения (“безудержный” тип, по И.П.Павлову – холерический темперамент);
  4. Слабый тип (“слабый”, по И.П.Павлову – меланхолический темперамент).

Выявленные И.П.Павловым основные комбинации свойств и типы нервной системы, от которых зависит  темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Таким образом, физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы.

ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА

 

В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого  человека неповторима. Однако человек  не рождается уже сложившейся  личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности психики. Последние  весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь  гораздо медленнее, чем известные  нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой  впоследствии вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка  не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения свойствами являются свойства темперамента

К свойствам  темперамента относятся прежде всего  врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. Свойства темперамента есть те природные свойства, которые  определяют динамическую сторону психической  деятельности. От темперамента зависит  характер протекания психической деятельности, а именно:

  1. скорость возникновения психических процессов и их устойчивость

(например, скорость  восприятия, быстрота ума, длительность  сосредоточения внимания);

  1. психический темп и ритм;
  2. интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
  3. направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).

Динамика психической  деятельности зависит также от мотивов  и психических состояний. Любой  человек, независимо от особенностей его  темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем  при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье  – падение их.

Но свойства темперамента, в отличие от мотивов  и психических состояний проявляются  у него одним и тем же образом. Например, при наличии высокой  тревожности как свойства темперамента студент волнуется перед сдачей экзамена, проявляет беспокойство перед  проведением урока во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на соревнованиях и т.д. Темперамент проявляется у человека в различной обстановке: в том, как он общается с людьми, как радуется и огорчается, как работает и отдыхает. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Специфика темперамента заключается также в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, характеризующую тип темперамента.

В общении людей  свойства темперамента проявляются  аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального  и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как  правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается  стиль общения у сильно и слабо  возбудимых людей. Первые реагируют  быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем  вторые. Тормозимые индивиды легче  прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции  замедленные. Эти последние нередко  отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают  впечатление надоедливости. Они  с трудом переключаются в общении  с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т. е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу  времени, также больше, чем у людей  противоположного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом.

Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально- своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической  деятельности человека, которые одинаково  проявляются в разнообразной  деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.

К свойствам  темперамента можно отнести те отличительные  индивидуальные признаки человека, которые  определяют собой динамические аспекты  всех его видов деятельности, характеризуют  особенности протекания психических  процессов, имеют более или менее  устойчивый характер, сохраняются в  течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система  приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.

Немов Р.С. выделяет при психофизиологической оценке темперамента четыре компоненты3: энергичность, пластичность, скорость и эмоциональность.

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью  и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться  отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении  они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует  обратить внимание. Психологической  характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы  или их сочетание, а типичные особенности  протекания психических процессов  и поведения, которые данные свойства порождают.

Информация о работе Темперамент и личность