Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 02:45, реферат
Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия). К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которую преломляются внешние воздействия. Важнейший компонент внутренних условий составляют свойства нервной системы. Тип нервной системы обуславливает в свою очередь темперамент человека. Но не во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы проявления его личностью.
Кубанский Государственный Университет Физической Культуры,
Спорта и Туризма.
ТЕМПЕРАМЕНТ И ТАЛАНТ
Выполнила:
Студентка 1 курса
Группы 12ПиП2
Ельчанинова С.
Проверила:
Федина Л.В.
Краснодар, 2013
ТЕМПЕРАМЕНТ КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ
Психика каждого человека
уникальна. Ее неповторимость связана
как с особенностями
Темпераментом называют совокупность
свойств, характеризующих динамические
особенности протекания психических
процессов и поведения
ВИДЫ ТЕМПЕРАМЕНТА
Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но и быстро остывает. Сангвиник много обещает, но не всегда выполняет свои обещания Он является хорошим собеседником, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
Меланхолический темперамент деятельности свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек живет сложной, напряженной внутренней жизнью, обладает повышенной тревожностью и ранимостью. Он бывает нередко сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний.
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека, о таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро успокаивается и остывает, если ему уступают, идут навстречу.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА
К свойства темперамента можно
отнести те индивидуальные отличия
человека, которые определяют собой
динамические аспекты всех видов
деятельности, характеризуют особенности
протекания психических процессов,
имеют более или менее
1) сензитивность – определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
2) реактивность –
3) пластичность и ригидность – насколько гибко человек приспосабливается к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность).
4) темп реакций характеризует
скорость протекания различных
психических реакций и
5) эмоциональная возбудимость
– характеризуется насколько
слабое воздействие необходимо
для возникновения
6) экстраверсия-интроверсия
– определяет, от чего преимущественно
зависят реакции и
Талант
Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.
Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:
Откуда появляется талант, что или кто наделяет им человека? Некоторые полагают, что таланты появляются у людей от природы. Думается, это совершенно неверно. Очень маловероятно, что талант является творением природы, но это стоит тщательнее рассмотреть. Ответ кроется в том, как появился на Земле человек, не животное, которое со временем эволюционировало, а сам результат эволюции. Считается, что человека создал труд (во всяком случае, так преподавалось в советских школах). Действительно, многие историки сходятся на том, что эволюция произошла оттого, что человек начал пользоваться определенными орудиями труда. И отчасти это верно. Но это только часть сути, ведь многие существа, конечности которых приспособлены для захвата, могут с успехом пользоваться довольно сложными (для них, конечно же) предметами. Но от этого они не становятся вровень с людьми. Животное встало на путь эволюции в человека, когда познало культуру. Но не стоит путать с искусством. Искусство часть культуры, довольно обширная, но далеко не единственная. Проще всего сказать, что культура – это возможность мыслить нестандартными для животного категориями. К примеру, социум невозможно назвать культурой как таковой, ведь многие насекомые создали своего рода государства с жесткой иерархией, своими королями, рабочими, разведчиками, добытчиками, солдатами. Но только у человека появились секретные службы, агенты внедрения, дипломаты. Государства, созданные человеком, способны общаться друг с другом не только посредством войны, но и с помощью мирных переговоров. То есть, не социум создал культуру, а культура создала человеческий социум. Соответственно, политика также является частью культуры, как и экономика, юриспруденция и все иные сферы, которые человека окружают. Также сложно представить, что, к примеру, корова на лугу будет любоваться цветком, прежде чем его съесть. Или смотреть на облака, пытаясь найти знакомые образы. Невозможно встретить животного, которое умеет мечтать, это исключительно привилегия человека благодаря культуре. У животного нет таланта по определению, мир делится на охотников и жертв, хищников и травоядных. И ничего более. Значит, талант появился с того момента, как человек стал человеком. Был ли он созданием Бога? Вопрос спорный и на данный момент не решаемый. С той же долей вероятности можно смело сказать, что человек сам создал для себя талант, своим упорством, волей и культурой.
Псевдоталант и его последствия
Как уже говорилось выше, существуют таланты, которые усиленно лоббируются. Людям внушают, что, к примеру, певец по настоящему талантлив. Остальные же – так, черт те что и сверху бантик. Почему это происходит? Основная причина заключается в том, что большинство людей, которые связаны с искусством, на самом деле талантов таковых не имеют. Мало просто хорошо петь, необходимо еще и иметь определенную предрасположенность, способности, развивать их годами, это тяжелый труд. Однако в современном мире даже голос особый иметь не нужно, за тебя все сделает техника. Голос обработают с помощью специальных программ, запишут на информационный носитель. Самому же «певцу» нужно только вовремя открывать рот, попадая в такт словам. Но человек, который сделал таким образом карьеру, подсознательно осознает, что он ущербен, не представляет для человечества в целом никакого интереса, живет не своей жизнью, и по сути ничего толкового не свершил. И тогда он пытается выставить себя на первый план, дескать, смотрите, какой я замечательный, любуйтесь мной, завидуйте мне. Всеобщее признание, зависть, придает ему хоть какое-то ощущение, что он что-то делает.
К чести сказать эмоциональными расстройствами на фоне отсутствия смысла и цели жизни страдают и многие другие люди, не только приверженцы искусства. В любой профессии можно найти работников, которые не получают должного удовольствия от своих действий. В этом сказывается различие между заложенным талантом и выбором собственного пути в жизни. Человек банально не получает удовольствия от работы, только устает и все, не более того. Взять примером шахтера. Всем известно, что это тяжелая и опасная работа. Многие работают шахтерами только для получения зарплаты. О нет, это не всегда плохие работники, при должном старании они могут добиться некоторого признания. Но есть в данной профессии люди, которые, скажем так, остро чувствуют породу, они ориентируются в шахте лучше, чем у себя дома. Про таких говорят, что им сама земля помогает. И человек чувствует удовольствие от работы. Остальным же остается медленно прозябать на ненавистной работе, вытягивать смену от начала и до конца, получать зарплату и мечтать о более счастливой жизни. А ведь они могли бы стать прекрасными агрономами, водителями или, к примеру, лингвистами. Что-то в детстве, юности не получилось, не знал, где применить себя, решил подзаработать. Причин может быть море. Следствие одно – нужное направление недополучило очередного специалиста, а в другом направлении прибавился еще один рабочий средней руки.
Не могу утверждать однозначно, но вполне возможно, что зависть, злобу порождает именно то, что люди не используют собственных талантов. Происходит это так: человек осознает, что его работа ему не очень нравится (или не нравится вообще), но он уже выбрал определенную профессию. Он пытается найти хоть какой-то интерес в работе. Естественно, этого не получается, либо получается, но только на короткое время. И тогда человек пытается найти интерес в получаемой зарплате, в признании. Но вот другой и счастлив вроде бы, и зарплату имеет, возможно, побольше. Почему же мне такого не досталось? – думает человек. И ему начинает казаться, что он понимает в работе других людей больше, чем они сами. И он уверен, что это именно он такая цаца, которой все должно было достаться. Естественно, в итоге человек начинает ненавидеть всех, кто, по его мнению, живет лучше.
Выводы
Какой же можно сделать вывод из всего вышеописанного? Каждый человек имеет собственный талант. Людей, не наделенных талантами, просто не существует. Другой вопрос, что талант сам по себе может возникать не только от рождения, но и проявляется через некоторое время. Однако предпосылки к определенным талантам имеются всегда, и опытный психолог способен их вычислить. Нередко можно встретить родителей, которых не устраивает талант их ребенка. К сожалению, они (зачастую неосознанно) передают собственные позиции ребенку, и с возрастом тот стремится выбрать путь, по которому хотелось бы идти, но нет возможности. Стоит запомнить, что далеко не все факторы будут спрашивать желания человека. Если у него есть талант к животноводческой сфере, то он не будет артистом или певцом. Более того, даже если человек решит пересилить собственные таланты, ему это удастся. Но это никак не значит, что он будет получать удовольствие от работы. Стоит ли создавать замки из песка? Цезарь в свое время сказал: «Лучше быть первым в селе, чем вторым в городе». И это так.
Может быть, потому общество до сих пор и не поднялось из дикарских видов отношений, завуалировав их красивой этикой, что в разных сферах деятельности борются за место под солнцем люди, которым в данных сферах делать просто нечего? Человек, занимающийся любимой работой, совершенно не интересуется бегом по карьерной лестнице. Это никак не значит, что ему ничего не интересно, он просто занимается любимым делом, и делает его хорошо. В итоге грамотный руководитель поднимет его очень высоко. К сожалению, ныне талантливых профессионалов окружает уйма горлопанов, способных вырвать себе уютное местечко подле начальника, не имея талантов с тех сферах, где они работают. И опять же получается, что организация, которая могла бы динамично и уверенно развиваться, стать лидером в своем направлении, прозябает на одном месте. В тот же час горлопан, который работает, к примеру, менеджером среднего звена, имеет межличностный талант, мог бы стать хорошим организатором, политиком, актером, оратором. Но он всего лишь продает подгузники (или еще что). То есть, из-за отсутствия талантливых людей на своих местах, и обилия тех, кто не обладает нужными талантами, страдают все, начиная с самого человека, и заканчивая всем обществом.
Что же можно сделать? Сперва следует понять, что нет плохой и хорошей работы, нет гения и дурака. Тот же архитектор может создать великолепный проект здания. И кто его будет строить? Сам архитектор? Или строители, которые сделают все тяп-ляп? Тогда пропадет вся уникальность здания, и проект архитектора вылетит в трубу. Математик может выполнить прекрасные расчеты, но если они никому не будут нужны, то какой в них смысл? Работу делает не один человек, а группа людей, каждый из которых является талантливым в своей сфере. Только тогда можно получить хороший результат. Возможно, было бы хорошо, если бы определение талантов проводилось еще в дошкольный, школьный период, и в зависимости от результатов выбиралось бы обучение. Ведь тому же поэту, лингвисту или агроному не нужна высшая математика, а архитектор может делать ошибки почти в каждом слове, но от этого он не станет худшим профессионалом. То есть, само по себе сбалансированное, высокоразвитое и технологичное общество не появится, его нужно строить, строить всегда, каждый день, каждый год.