Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:29, контрольная работа
Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
Второй шаг в данном научном
направлении состоял в
Сила как работоспособность, выносливость, мера истощаемости нервных клеток, способность длительное время выдерживать воздействие раздражителя, не выходя в запредельное торможение. Свойство уравновешенности измеряет баланс, количественное соотношение процессов возбуждения и торможения в нервной клетке. Подвижность - это показатель быстроты переделки знака условного рефлекса, смены процессов возбуждения и торможения.
Следующим логическим шагом в исследованиях школы И.П. Павлова было введение понятия типа нервной системы (высшей нервной деятельности) как сочетания перечисленных свойств. В окончательной схеме 1936г. эта типология приобрела следующий вид.
И.П. Павлов считал, что слабость нервной системы вуалирует все другие свойства, и поэтому сразу выделяется слабый тип, который соответствует меланхолическому темпераменту. Второй тип образуется как сочетание силы нервной системы и ее неуравновешенности (преобладание возбуждения над торможением): он соответствует холерическому темпераменту. Третий и четвертый типы содержат в себе параметры всех трех свойств: сильный, уравновешенный, подвижный (сангвинический темперамент) и сильный, уравновешенный, неподвижный (флегматический темперамент).
Наконец, следующий понятийный ход заключался в.том, что каждому типу нервной системы дано название одного из четырех классических типов темперамента.
Тщательные физиологические
С начала 1950-х гг. под руководством Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицына проводились систематические исследования, исходящие из основных положений И.П. Павлова и развивающие их применительно к проблематике человеческого темперамента и психики в целом. Для компактного изложения основных результатов работы этой школы представим материал в виде цепи связанных понятий: свойства нервной системы - тип нервной системы - тип темперамента - особенности поведения.
Введение понятия свойств
4. Общее понятие о характере.
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В
психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных
психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и
выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих
отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его
поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с
темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера,
своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика
выражается кипучей
обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не
спеша. С другой стороны,
и сам темперамент
характера: человек с сильным характером может подавить некоторые
отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С
характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей
связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной
связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и
возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими
достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться
к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать
трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно,
проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что
формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность,
решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же
деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в
процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной
стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
5. Физиологические основы характера.
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной
деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в
результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных
связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно
сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы
связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и,
во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов.
Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного,
возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но
воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в
зависимости от типа.
6. Типическое и индивидуальное в характере.
Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является прирожденным
свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством.
Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного
опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-
исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного
исторического строя, определенной социальной среды и складывается как
личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер
(условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь
своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется
как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным
бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных
характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в
одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут
некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их
жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального
и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется
определенным общим укладом
жизни и общественно-
которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.
7. Черты характера.
Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности.
Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, которые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторонам жизни.
Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности.
Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие и т.д.
Эти черты характера, или особенности
личности, являются моральными качествами
и выступают либо добродетелями,
либо пороками человека. Главная наша
добродетель заключается в
Каждый много думает о счастье, хочет быть счастливым и нередко забывает о главном - только тогда, когда мы приносим счастье другим людям, мы и сами чувствуем себя счастливыми. Это не пустые слова. Думая только о самом себе, о собственном благе, можно быть удовлетворенным, довольным (самодовольным), спокойным, но никогда - счастливым.
Вторая группа - волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Говоря о ком-либо "человек с характером", подчеркивают выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости.
Но эти черты характера ценны только тогда, когда проявляются у человека нравственного, воспитанного. Важно знать, к каким целям стремится человек, и какие средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и средства деятельности должны быть честными, гуманными. Целеустремленность и настойчивость диктатора или карьериста, смелость хулигана или глупца не могут быть положительными качествами. Волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной направленностью личности.
Особенности характера не только проявляются в действиях, поступках, отношениях, но и формируются в них. Так, мужество появляется в процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера становится только тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку.
Каждая черта характера
В истории психологии делалось немало попыток классифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому при характеристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других - скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общительными и т.п.
Черты характера, проявляющиеся у
человека в его деятельности, в
чувствах, в речи, в отношении
к другим людям, к самому себе, приобретают
положительное или
Черты характера являются приобретенными и закрепленными свойствами личности, физиологическую основу характера составляют изменившиеся в процессе индивидуальной жизни особенности нервной системы.
И.П. Павлов связывал изменяющийся тип нервной системы с системностью работы коры больших полушарий и с динамическим стереотипом, который представляет собой слаженную, уравновешенную систему нервных процессов.
Стереотип является нервно-физиологической основой прочно закрепленных привычных свойств личности, к числу которых относятся и черты характера.
Для понимания нервно-
Формируясь под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного, возникающее под влиянием как общественно-исторических условий (определенный общественно-исторический строй, социальная среда), так и индивидуальных условий жизни и деятельности (жизненный путь человека).
Не все особенности человека
можно считать чертами его
характера, а только существенные и
устойчивые. Например, смел тот, для
кого такая форма поведения
Чтобы узнать характер человека, требуется время и постоянное общение с ним. С незнакомым человеком трудно общаться и иметь дело прежде всего потому, что не знаешь, чего от него ожидать и что он ждет от тебя. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, как поступит при данных обстоятельствах, что сделает, что и как скажет.