Темперамент и характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:29, контрольная работа

Краткое описание

Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 18.docx

— 43.74 Кб (Скачать файл)

Второй шаг в данном научном  направлении состоял в выделении  свойств нервной системы как  набора физиологических параметров, четко проверяемых показателей, отличающих одну нервную систему  от другой. Все исследования этой школы  проводились на собаках по авторским  экспериментальным методикам выработки  условных рефлексов. В школе И.П. Павлова выделено и изучено три  таких свойства.

Сила как работоспособность, выносливость, мера истощаемости нервных клеток, способность длительное время выдерживать  воздействие раздражителя, не выходя в запредельное торможение. Свойство уравновешенности измеряет баланс, количественное соотношение процессов возбуждения и торможения в нервной клетке. Подвижность - это показатель быстроты переделки знака условного рефлекса, смены процессов возбуждения и торможения.

Следующим логическим шагом в исследованиях  школы И.П. Павлова было введение понятия типа нервной системы (высшей нервной деятельности) как сочетания  перечисленных свойств. В окончательной  схеме 1936г. эта типология приобрела  следующий вид.

И.П. Павлов считал, что слабость нервной  системы вуалирует все другие свойства, и поэтому сразу выделяется слабый тип, который соответствует  меланхолическому темпераменту. Второй тип образуется как сочетание  силы нервной системы и ее неуравновешенности (преобладание возбуждения над торможением): он соответствует холерическому  темпераменту. Третий и четвертый  типы содержат в себе параметры всех трех свойств: сильный, уравновешенный, подвижный (сангвинический темперамент) и сильный, уравновешенный, неподвижный (флегматический темперамент).

Наконец, следующий понятийный ход  заключался в.том, что каждому типу нервной системы дано название одного из четырех классических типов темперамента.

Тщательные физиологические исследования этой школы опередили работы современников  и заложили основы уникального отечественного психофизиологического направления  изучения темперамента.

С начала 1950-х гг. под руководством Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицына проводились систематические исследования, исходящие из основных положений И.П. Павлова и развивающие их применительно к проблематике человеческого темперамента и психики в целом. Для компактного изложения основных результатов работы этой школы представим материал в виде цепи связанных понятий: свойства нервной системы - тип нервной системы - тип темперамента - особенности поведения.

Введение понятия свойств нервной  системы (СНС) было весомым приращением  психофизиологического знания.                                

     4. Общее понятие о характере.

В буквальном переводе с  греческого характер означает чеканка, отпечаток. В

психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных

психических свойств, которые  проявляются у личности в типичных условиях и

выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

           Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих

отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его

поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с

темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера,

своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость  у холерика

выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном

обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не

спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается  под влиянием

характера: человек с сильным  характером может подавить некоторые

отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С

характером неразрывно связаны  и способности. Высокий уровень  способностей

связан с такими чертами  характера, как коллективизм - чувство  неразрывной

связи с коллективом, желание  работать для его блага, вера в  свои силы и

возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими

достижениями, высокой требовательностью  к себе, умением критически относиться

к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать

трудности, не падать духом  под влиянием неудач, работать организованно,

проявлять инициативу. Связь  характера и способностей выражается и в том, что

формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность,

решительность, организованность, настойчивость, происходит в той  же

деятельности ребенка, в  которой формируются и его  способности. Например, в

процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной

стороны, способность к  труду, а с другой - трудолюбие как  черта характера.

        5. Физиологические основы характера.

Физиологической основой  характера является сплав черт типа высшей нервной

деятельности и сложных  устойчивых систем временных связей, выработанных в

результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных

связей играют более важную роль, так как тип нервной системы  можно

сформировать все общественно  ценные качества личности. Но, во-первых, системы

связей формируются различно у представителей разных типов нервной  системы и,

во-вторых, эти системы  связей проявляются своеобразно  в зависимости от типов.

Например, решительность  характера можно воспитать и  у представителя сильного,

возбудимого типа нервной  системы, и у представителя слабого  типа. Но

воспитываться она будет  по-разному и проявляться будет по-разному в

зависимости от типа.

     6. Типическое и индивидуальное в характере.

Из сказанного ясно, что  характер не наследуется и не является прирожденным

свойством личности, а также  не является постоянным и неизменным свойством.

Характер формируется  и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного

опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-

исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного

исторического строя, определенной социальной среды и складывается как

личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер

(условия жизни и деятельности  каждого человека, его жизненный  путь

своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется

как его общественным бытием (и это главное!), так и его  индивидуальным

бытием. Следствием этого  является бесконечное разнообразие индивидуальных

характеров. Однако в жизни  и деятельности людей, живущих и  развивающихся в

одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут

некоторые общие стороны  и черты, отражающие общие, типические стороны их

жизни. Характер каждого  человека представляет собой единство индивидуального

и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется

определенным общим укладом  жизни и общественно-экономическими отношениями,

которые влияют на мировоззрение  людей, формируя черты характера.

     7. Черты характера.

           Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности.

            Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черт характера, или качеств  личности, очень много. Весьма условно  их можно разделить на две группы, которые тесно между собой  связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторонам жизни.

Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения  и идеалы, направленность личности.

Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие и т.д.

Эти черты характера, или особенности  личности, являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека. Главная наша добродетель заключается в заботе об окружающих нас людях, их интересах, их спокойствии.

Каждый много думает о счастье, хочет быть счастливым и нередко  забывает о главном - только тогда, когда  мы приносим счастье другим людям, мы и сами чувствуем себя счастливыми. Это не пустые слова. Думая только о самом себе, о собственном  благе, можно быть удовлетворенным, довольным (самодовольным), спокойным, но никогда - счастливым.

Вторая группа - волевые черты  характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в  соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к  поставленной цели. Волю называют основой  характера, его становым хребтом. Говоря о ком-либо "человек с характером", подчеркивают выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости.

Но эти черты характера ценны  только тогда, когда проявляются  у человека нравственного, воспитанного. Важно знать, к каким целям  стремится человек, и какие средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и средства деятельности должны быть честными, гуманными. Целеустремленность и настойчивость диктатора или  карьериста, смелость хулигана или  глупца не могут быть положительными качествами. Волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной направленностью  личности.

Особенности характера не только проявляются  в действиях, поступках, отношениях, но и формируются в них. Так, мужество появляется в процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера становится только тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами  в жизни человека и превращаются для него в привычку.

Каждая черта характера проявляется  не изолированно от других, а связана  с ними. В зависимости от этого  у различных людей одна и та же черта характера может проявляться  по-разному. Например, смелый поступок может быть разумным и безрассудным, моральным и аморальным. Такая  черта, как мужество, включает в себя не только волевую сферу, но и сферу  интеллектуальную и эмоциональную. Мужество одновременно является и моральной  чертой. Характер каждого человека - это своеобразное сочетание различных  черт, объединяемых в человеческой личности.

В истории психологии делалось немало попыток классифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации  и типологии характеров еще не создано. Поэтому при характеристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты  его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других - скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общительными и т.п.

Черты характера, проявляющиеся у  человека в его деятельности, в  чувствах, в речи, в отношении  к другим людям, к самому себе, приобретают  положительное или отрицательное  значение в зависимости от того, какими целями человек руководствуется  в своей жизни, ради чего он живет, как осмысливает свою жизнь и  свои поступки.

Черты характера являются приобретенными и закрепленными свойствами личности, физиологическую основу характера  составляют изменившиеся в процессе индивидуальной жизни особенности  нервной системы.

И.П. Павлов связывал изменяющийся тип  нервной системы с системностью работы коры больших полушарий и  с динамическим стереотипом, который  представляет собой слаженную, уравновешенную систему нервных процессов.

Стереотип является нервно-физиологической  основой прочно закрепленных привычных  свойств личности, к числу которых  относятся и черты характера.

Для понимания нервно-физиологической  основы характера большое значение имеет учение И. П. Павлова о второй сигнальной системе. Вторая сигнальная система является физиологической  основой мышления и речи и вместе с этим она регулирует поведение  человека. "В нормально развитом человеке, - говорил И.П. Павлов, - вторая сигнальная система есть высший регулятор  человеческого поведения". Конечно, говоря о физиологических основах  характера, нельзя понимать дело так, что  будто все черты характера  определяются только особенностями  нервной системы. "Физиологическая  основа характера, конечно, не включает и не может включать его содержательную сторону, например, общественную направленность, мужество, верность долгу. Содержательная сторона психологии характера имеет  своим источником общественные категории; раскрывая эту сторону, психология включается в число общественных наук".

Формируясь под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его  воспитания, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального  и типичного, возникающее под  влиянием как общественно-исторических условий (определенный общественно-исторический строй, социальная среда), так и индивидуальных условий жизни и деятельности (жизненный путь человека).

Не все особенности человека можно считать чертами его  характера, а только существенные и  устойчивые. Например, смел тот, для  кого такая форма поведения постоянна, типична. Конечно, он тоже может иногда испытывать чувство страха, но трусом его не назовешь.

Чтобы узнать характер человека, требуется  время и постоянное общение с  ним. С незнакомым человеком трудно общаться и иметь дело прежде всего потому, что не знаешь, чего от него ожидать и что он ждет от тебя. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, как поступит при данных обстоятельствах, что сделает, что и как скажет.

Информация о работе Темперамент и характер