Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:02, контрольная работа
Темперамент это — совокупность динамических характеристик поведения человека, проявляющихся в общей активности (объем взаимодействия человека с окружением, инициативность, готовность к действию), в особенностях моторики (темп, ритм, быстрота, общее количество движений, их амплитуда) и в эмоциональности (впечатлительность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, скорость возникновения эмоций, их сила, скорость изменения их знака - положительного на отрицательный и наоборот, модальность доминирующих эмоций).
1. Темперамент………………………………………………………………………….……3
2. Понятие характера в психологии…………………………………………………………6
3. Тестовое задание…………………………………………………………………………..7
4. Список литературы……………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
По дисциплине «Психология»
Тема: «Темперамент и характер»
Студент______________________
(подпись)
Группа
Преподаватель: ….
Содержание
1. Темперамент…………………………………………………
2. Понятие характера в психологии
3. Тестовое задание……………………………………
4. Список литературы…………………………………
1. Темперамент.
Темперамент это — совокупность динамических характеристик поведения человека, проявляющихся в общей активности (объем взаимодействия человека с окружением, инициативность, готовность к действию), в особенностях моторики (темп, ритм, быстрота, общее количество движений, их амплитуда) и в эмоциональности (впечатлительность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, скорость возникновения эмоций, их сила, скорость изменения их знака - положительного на отрицательный и наоборот, модальность доминирующих эмоций).
Выделяют следующие основные компоненты, определяющие темперамент:
1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2. Двигательная, или моторная, активность
показывает состояние
3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям ), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Древнегреческий врач Гиппократ предложил гуморальную теорию темперамента. Темперамент зависит от преобладающей жидкости в организме человека:
1) Если преобладает кровь (лат. сангвис), то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный. Сангвиник легко переносит жизненные трудности и неудачи.
2) Преобладание желчи (лат. холе) делает человека холериком — это желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения.
3) Если преобладает слизь (лат. флегма), то темперамент будет флегматичным. Флегматик — это спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям.
4) Доминирование черной желчи (лат. мелана-холе) обусловливает меланхолический темперамент. Меланхолик — это несколько болезненно-застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.[1, с.187]
Согласно Г. Айзенку, фундаментальными параметрами структуры темперамента являются факторы: «невротизм» (эмоциональная стабильность — лабильность) и «экстраверсия — интроверсия».
— Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип ВНД, по темпераменту они сангвиники или холерики.
— Интроверты малообщительны, сдержанны, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Экстраверсия в сочетании с повышенным невротизмом обусловливает проявление темперамента холерика; «интроверсия + невротизм» определяет темперамент меланхолика.
— Противоположность невротизма — эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании экстраверсией проявляется как сангвинический темперамент, в сочетании с интроверсией как флегматический.
В качестве свойств темперамента выделяют:
Экстраверсия — интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент(экстраверт). Или от внутренних образов, связанных с прошлым и будущим(интроверт).
Экстраверты: сангвиник и холерик, а интроверты: флегматик и меланхолик.
Сенситивность характеризует наименьшую силу внешнего воздействия, необходимую для возникновения той или иной психической реакции.
Человек, которому свойственна сенситивность от природы чуткий и внимательный, тонко чувствует настроение чужого человека, умеет считаться с ним. Этим свойством в наибольшей мере обладают меланхолики.
Темп протекания реакций характеризует скорость протекания психических процессов и реакции (быстрота ума, тепм речи, динамика жестов). Повышенный темп протекания реакции у холериков, сангвиников и хорошо отдохнувших меланхоликов, пониженный — у флегматиков и уставших меланхоликов.
Реактивность — степень
Активность — характеризует выраженность энергетического потенциала личности, с которым человек преодолевает препятствие и добивается цели. Активность выражается в настойчивости, целенаправленности, сосредоточении внимания и является основным качеством темперамента, которое способствует достижению цели.
Пластичность и ригидность свидетельствуют,
насколько легко и гибко
Эмоциональная возбудимость — отражает
порог минимального воздействия, необходимого
для возникновения
2. Понятие характера а психологии.
В психологии граница
Характер — это совокупность устойчивых черт индивида, в которых выражаются способности его поведения и способы эмоционального реагирования. Характер является интегральной характеристикой
личности как единицы
Типология характера
Практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более или менее выражен. Если на оси изобразить интенсивность проявлений характера, степень его выраженности, то обозначатся три зоны:
1) зона абсолютно «нормальных» характеров;
2) зона выраженных характеров; подразделяются
на акцентуации скрытые и
3) зона сильных отклонений
Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности.
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя.
3. Тестовое задание
Установите, какие особенности присущи темпераменту, а какие —
характеру:
Особенности проявления |
Темперамент |
Характер |
Аккуратность |
+ | |
Альтруизм |
+ | |
Альтруизм |
+ |
|
Импульсивность |
+ |
|
Медлительность |
+ |
|
Ответственность |
+ |
Аккуратность, альтруизм и ответственность — это качества личности, которые
человек приобретает на протяжении всей жизни. По сравнению с темпераментом они более содержательны и конкретны.
Импульсивность, динамичность и медлительность — это постоянные, устойчивые природные свойства личности, с которыми человек рождается.
Список литературы:
[1] Психология и педагогика (для бакалавров) : Учебное пособие / Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. — М.:КноРус, 2012. - 474с.
[2] Психология и педагогика : Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 381с.
[3] Психология и педагогика(для бакалавров) : Учебное пособие / Павелко Н.Н., Павлов С.О. — М.:КноРус, 2012. - 495с.
[4] Головин С.Ю. Словарь