Темперамент и характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:57, реферат

Краткое описание

Целью исследования является изучение сущности, основных типов темперамента и черт характера, психологических особенностей личности в зависимости от типов темперамента и черт характера.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основы темперамента, остановившись подробно на понятии, системе показателей, физиологических основах и типах;
- определить особенности темперамента в трудовой и учебной деятельности;
- изложить основы характера, подробно останавливаясь на понятии и чертах характера.

Вложенные файлы: 1 файл

Темперамент и характер.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Формируясь под влиянием окружающей среды, жизненного опыта  человека, его воспитания, характер каждого человека представляет собой  единство индивидуального и типичного, возникающее под влиянием как  общественно-исторических условий (определенный общественно-исторический строй, социальная среда), так и индивидуальных условий жизни и деятельности (жизненный путь человека).

Не все особенности  человека можно считать чертами  его характера, а только существенные и устойчивые. Например, смел тот, для  кого такая форма поведения постоянна, типична. Конечно, он тоже может иногда испытывать чувство страха, но трусом его не назовешь.

Чтобы узнать характер человека, требуется время и постоянное общение с ним. С незнакомым человеком  трудно общаться и иметь дело прежде всего потому, что не знаешь, чего от него ожидать и что он ждет от тебя. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, как поступит при данных обстоятельствах, что сделает, что и как скажет.

Вспомним своих друзей, знакомых, однокурсников, сослуживцев. По отношению почти к каждому  из них можно предвидеть, как они  отнесутся к той или иной проблеме, как поведут себя при определенных обстоятельствах, какое примут решение...

Характер человека может быть определенным или неопределенным, цельным или противоречивым.

Определенность характера  зависит от того, насколько ясно выражены доминирующие, стержневые черты.

Цельный характер - это  единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков.

Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о "бесхарактерности" человека.

Но "бесхарактерность" часто бывает только внешней: внутренне, для себя, человек строго придерживается определенной линии, но его линия, если можно так сказать, принципиально неопределенная - как выгодно, так и поступает: он может быть бессердечным, жестоким или добрым в чьих-то глазах (все дело в том, кому эти глаза принадлежат). Смелым или трусливым, бороться с жаром то за эту идею, то за противоположную идею.

Характер, как и сама личность, - очень сложное явление, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и формируется в  течение всей жизни человека.

Отсутствие юмора свидетельствует  не только о равнодушии ко всему  окружающему, но и об известной умственной тупости. Культурный, воспитанный человек  разрешит неожиданный житейский  конфликт скорее с юмором, чем с  досадой.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Заключение

Чтобы завершить изложение теории темперамента и характера, необходимо ещё раз вспомнить основные понятия и характеристику темперамента и характера.

Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером. В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом.

Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности.

Черты характера - это  индивидуальные привычные формы  поведения человека в соответствующих  ситуациях, в которых реализуется  его отношение к действительности.

Черт характера, или  качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, которые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторонам жизни.

Группа первая - черты  характера, в которых выражены убеждения  и идеалы, направленность личности.

Вторая группа - волевые  черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно  регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными  принципами, преодолевать препятствия  на пути к поставленной цели.

Темперамент - система  показателей, характеризующих динамические особенности психики и поведения  индивида.

В целом же "можно  установить четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический". Из этих четырех  типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность - меланхолический.

Холерический темперамент  деятельности характеризует вспыльчивого человека.

Флегматический темперамент  деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе.

Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент  ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности - постепенно ткут узоры.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется  под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

 

Список литературы:

1. Психология: Учебник  для педагогических вузов / Под  ред. Б.А. Сосновского. -- М.: Юрайт-Издат, 2005. - 660 с.

2. Березовин Н. А., Чепиков  В. Т. , Чеховских М. И., Основы  психологии и педагогики, 2-е издание,  учебное пособие, Минск, 2008 г., 336 стр.

3. Самыгин С. И., Гулиев  М. А., Ганиева Р. Х., Психология  и педагогика для студентов  вузов 4-е издание, учебное пособие,  Ростов на Дону, “Феникс”, 2008 г., 256 стр. 

4. Дубровина, Е. Е.Данилова, А. М. Прихожан.- 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. С 237.

5. Чеховских М.И. Основы  психологии. Учебное пособие, Мн.: ООО «Новое знание», 2002.

 

 




Информация о работе Темперамент и характер