Теоретические аспекты изучения девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 09:39, реферат

Краткое описание

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме по¬ведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сто¬рон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусло¬вила возникновение в рамках психологии особого направле¬ния (специальной психологической теории) — психологии девиантного поведения.
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося по¬ведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер со¬циального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения девиантного поведения 4
1.1. Критерии девиантного поведения 4
1.2. Предпосылки возникновения девиантного поведения у подростков 7
1.3. Типология девиантного поведения 11
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Типология  девиантного поведения

 

Среди большого разнообразия видов отклоняющегося поведения личности наиболее распространено так называемое зависимое поведение. «Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью».

В специальной литературе употребляется синоним зависимого поведения — аддиктивное поведение. В переводе с английского «addiction» — склонность, пагубная привычка.

Зависимое поведение как вид девиантного поведения личности имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически, при определенных условиях это могут быть любые объекты или формы активности: деньги, работа, физические упражнения.

В реальной жизни более распространены следующие объекты зависимости: психоактивные вещества — легальные и нелегальные наркотики, алкоголь, пища, игры, секс, религия и религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами, выделяют следующие формы зависимого поведения:

    • химическую зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);
    • нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
    • поведение, связанное с азартными играми;
    • сексуальные аддикции (гиперсексуальность, промискуитет, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуареизм);
    • религиозное деструктивное поведение.

Особенно актуальной для нашей страны становится проблема наркотической зависимости молодёжи. «В дореформенный период в России, как и в целом в Советском Союзе, потребление наркотических веществ не имело значительного распространения. В 1984 г. в РСФСР было впервые зарегистрировано лишь 2800 больных наркоманией и лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, а также больных токсикоманией и злоупотребляющих ненаркотическими ПАВ, и 16 300 состоявших в связи с этим на диспансерном и профилактическом учете». Сегодня по данным социологических исследований, в России регулярно употребляют наркотики более 2 млн человек, периодически — около 4 млн человек. Число больных наркоманией достигает 400 тыс. человек.

«Наркомания — болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны. В России, как, впрочем, и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет».

Другой формой девиантного поведения является агрессия. Л. Берковиц понимает под агрессией «любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб».

Агрессия принимает самые разнообразные формы — явные или латентные. Несмотря на то что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на некоторые позитивные проявления, порождаемые честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Эти действия проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т. д.

Наиболее же привычны негативные проявления агрессии. Это конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, в причинении вреда себе, вплоть до самоубийства.

Ещё одной формой девиантного поведения является социальное аутсайдерство. Социальные аутсайдеры — это люди, которые, в силу ряда объективных и субъективных причин, не смогли найти достойного места в обществе и оказались в самых низших его слоях. К ним относятся подростки, сбежавшие из дома и занимающиеся попрошайничеством.

Делинквентное (противоправное) поведение является следующей разновидностью девиантного поведения. Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.

Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными акта-Ми, дисциплинарными правилами.

В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.

В-четвертых, такое поведение личности активно осуждался и наказывается в любом обществе.

К. Бартол пишет: «В настоящее время ученые могут довольно уверенно указать на обширный перечень факторов риска, связанных с преступностью и преступным поведением несовершеннолетних. Не приходится говорить каком-либо единственном факторе риска — их много». Однако одним из самых существенных продолжает оставаться фактор принадлежности к семье с низким социально-экономическим статусом.

Суицидальное поведение также относится к девиациям. Самоубийство, «суицид» (лат. — «себя убивать») — это умышленное лишение себя жизни. Суицидное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

      • собственно суицидальные действия;
      • суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.

Вывод. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Одним из самых опасных для возникновения девиантного поведения периодов человеческого развития  является подростковый возраст. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. От взрослых, как родителей, так и педагогов, от их умения наладить контакт с подростком, во многом зависит, возникнут ли в его поведении девиантные проявления.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Девиантные проявления не являются уникальными, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе приспособления представителей различных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление ставят перед специалистами исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов.

Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, и тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе.

Незанятость детей и подростков, наличие у них большого количества свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, неумение их адекватно применять воспитательные воздействия к подросткам, с другой, - вот те основные причины, которые и провоцируют порой детей на девиацию. Причины появления трудных детей заставляют педагогов, психологов, медиков, родителей задуматься о том, как наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудными детьми.

Список литературы

 

 

    1. Бартол К. Психология криминального поведения. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
    2. Берковиц Л. Агрессия:   причины,    последствия   и   контроль. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
    3. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
    4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
    5. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
    6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
    7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999.
    8. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
    9. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под ред. А.Н. Гаранского. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
    10. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. — СПб.: Речь, 2004.
    11. Энтин Г.М., Копров С.Г. Наркомания. Распространение и реальные пути борьбы на современном этапе // Наркология. – 2003. - № 8.

 


Информация о работе Теоретические аспекты изучения девиантного поведения