Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 09:39, реферат
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме по¬ведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сто¬рон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусло¬вила возникновение в рамках психологии особого направле¬ния (специальной психологической теории) — психологии девиантного поведения.
В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося по¬ведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер со¬циального контроля — превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения девиантного поведения 4
1.1. Критерии девиантного поведения 4
1.2. Предпосылки возникновения девиантного поведения у подростков 7
1.3. Типология девиантного поведения 11
Заключение 15
Список литературы 16
Среди большого разнообразия видов отклоняющегося поведения личности наиболее распространено так называемое зависимое поведение. «Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью».
В специальной литературе употребляется синоним зависимого поведения — аддиктивное поведение. В переводе с английского «addiction» — склонность, пагубная привычка.
Зависимое поведение как вид девиантного поведения личности имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически, при определенных условиях это могут быть любые объекты или формы активности: деньги, работа, физические упражнения.
В реальной жизни более распространены следующие объекты зависимости: психоактивные вещества — легальные и нелегальные наркотики, алкоголь, пища, игры, секс, религия и религиозные культы.
В соответствии с перечисленными объектами, выделяют следующие формы зависимого поведения:
Особенно актуальной для нашей страны становится проблема наркотической зависимости молодёжи. «В дореформенный период в России, как и в целом в Советском Союзе, потребление наркотических веществ не имело значительного распространения. В 1984 г. в РСФСР было впервые зарегистрировано лишь 2800 больных наркоманией и лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, а также больных токсикоманией и злоупотребляющих ненаркотическими ПАВ, и 16 300 состоявших в связи с этим на диспансерном и профилактическом учете». Сегодня по данным социологических исследований, в России регулярно употребляют наркотики более 2 млн человек, периодически — около 4 млн человек. Число больных наркоманией достигает 400 тыс. человек.
«Наркомания — болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны. В России, как, впрочем, и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет».
Другой формой девиантного поведения является агрессия. Л. Берковиц понимает под агрессией «любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб».
Агрессия принимает самые разнообразные формы — явные или латентные. Несмотря на то что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на некоторые позитивные проявления, порождаемые честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Эти действия проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т. д.
Наиболее же привычны негативные проявления агрессии. Это конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, в причинении вреда себе, вплоть до самоубийства.
Ещё одной формой девиантного поведения является социальное аутсайдерство. Социальные аутсайдеры — это люди, которые, в силу ряда объективных и субъективных причин, не смогли найти достойного места в обществе и оказались в самых низших его слоях. К ним относятся подростки, сбежавшие из дома и занимающиеся попрошайничеством.
Делинквентное (противоправное) поведение является следующей разновидностью девиантного поведения. Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.
Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.
Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными акта-Ми, дисциплинарными правилами.
В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.
В-четвертых, такое поведение личности активно осуждался и наказывается в любом обществе.
К. Бартол пишет: «В настоящее время ученые могут довольно уверенно указать на обширный перечень факторов риска, связанных с преступностью и преступным поведением несовершеннолетних. Не приходится говорить каком-либо единственном факторе риска — их много». Однако одним из самых существенных продолжает оставаться фактор принадлежности к семье с низким социально-экономическим статусом.
Суицидальное поведение также относится к девиациям. Самоубийство, «суицид» (лат. — «себя убивать») — это умышленное лишение себя жизни. Суицидное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:
Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.
Вывод. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Одним из самых опасных для возникновения девиантного поведения периодов человеческого развития является подростковый возраст. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. От взрослых, как родителей, так и педагогов, от их умения наладить контакт с подростком, во многом зависит, возникнут ли в его поведении девиантные проявления.
Девиантные проявления не являются уникальными, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе приспособления представителей различных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений. Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы социальной патологии (наркомания, проституция, алкоголизм и др.), криминализация социальной среды, резкое ослабление ставят перед специалистами исключительно важную задачу по изучению природы, закономерностей девиантного поведения и его субъектов.
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, и тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе.
Незанятость детей и подростков, наличие у них большого количества свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, неумение их адекватно применять воспитательные воздействия к подросткам, с другой, - вот те основные причины, которые и провоцируют порой детей на девиацию. Причины появления трудных детей заставляют педагогов, психологов, медиков, родителей задуматься о том, как наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудными детьми.
Информация о работе Теоретические аспекты изучения девиантного поведения