Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:51, реферат
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «психологические защиты», «защитные механизмы психики». Эти механизмы предохраняют сознание личности от различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
1 Теоретические аспекты
механизмов психологической
Начиная с раннего детства,
и в течение всей жизни, в психике
человека возникают и развиваются
механизмы, традиционно называемые
«психологические защиты», «защитные
механизмы психики». Эти механизмы
предохраняют сознание личности от различного
рода отрицательных эмоциональных
переживаний и перцепций, способствуют
сохранению психологического гомеостаза,
стабильности, разрешению внутриличностных
конфликтов и протекают на бессознательном
и подсознательном психологических уровнях.
На самом же деле речь идет о различного
рода приспособительных процессах, свойствах
и качествах, которые приобретает личность
при своей социализации [. <http://www.psychoanalyse.ru>]
Концепция психологической защиты была и остается одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и в теорию психологической адаптации. Впервые понятие защита использовал З.Фрейд в 1894 г. в своей работе «Защитные нейропсихозы». По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию снятия внутреннего конфликта. Защите подлежат: гармоничность, уравновешенность структуры личности, имеющие своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и Сверх-Я (супер-эго) [ Фрейд З. Психология бессознательного. Сб. произведений.∕ сост. М.Г. Ярошевский.- М.: Просвещение, 1989г, 328 с.].
Под Оно понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я.
Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго — посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями — с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).
Особое значение придавалось Сверх-Я, которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом [Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей.- СПб.: Речь, 2000г, 257 с.]. На новом этапе эволюции психоанализа Фрейд объяснял феномен тревожности. Различались три вида тревожности: тревожность, вызванная реальностью, обусловленная давлением со стороны бессознательного и со стороны супер-эго [Фрейд З. Введение в психоанализ.- СПб.: Алатейя, 1989г, 274 с]. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов», функциональное назначение и цель которых заключается в ослаблении внутриличностного конфликта напряжения, беспокойства, обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникшими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособленность и уравновешивая психику [Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.-3-е изд.- СПб.: Питер, 2003г, 536с.].
Термины «психологическая защита», «защитные механизмы» были введены З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений - экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии. Номенклатура защитных механизмов разнообразна и персонально специфична. Нет единства и в терминологии. Изучением психологических механизмов защиты в психоаналитическом направлении занимались: З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др. Впервые З. Фрейд употребляет термин «защита» в своей работе «Защитные нейропсихозы» (1894 г.). Позднее, в «Этиологии истерии» (1896 г.) З. Фрейдом подробно описано функциональное назначение защиты или ее цель. Она заключается в ослаблении интрапсихического конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризированными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия [Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. С.14 - 23.]. В дальнейшем, в таких сочинениях как «Концепция подавления», «По ту сторону принципа удовольствия», «Психология масс и анализ «Я», «Я» и «Оно». Термин «защита» был заменен З. Фрейдом на «подавление». В приложении к работе «Подавление, симптомы и беспокойство» (1926 г.), Фрейд вернулся к старой концепции защиты, введя, наряду с подавлением, специальные обозначения для других механизмов защиты, которые используются в научной литературе до сих пор. Были определены, таким образом, феноменология, цель и психологический субъект защиты. Высказывание по этой проблеме встречается в статье З. Фрейда «Крайний и бескрайний анализ» (1937 г.). В этой работе защита представлена «как общее наименование всех тех механизмов», которые, будучи продуктами развития и научения, ослабляют диалектически единый внутренне-внешний конфликт и регулируют индивидуальное поведение. То есть, явление связывается с основными функциями психики: приспособлением, уравновешиванием и регуляцией. Взгляды А. Фрейд принципиально не отличаются от взглядов З. Фрейда последних лет его творчества. Её заслуга заключатся в попытке создания целостной теоретической системы защитных механизмов. В своей фундаментальной монографии, вышедшей в свет в 1936 году , она подробно описала различные способы защитного поведения. Механизмы защиты рассматривались ею как перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы разной степени сложности, возникшие в процессе непроизвольного и произвольного научения, определяющее значение в их образовании придавалось травмирующим событиям в сфере ранних межличностных отношений. [Фрейд, З. Избранное [Текст] / З. Фрейд - М.: Внешторгиздат, 1990. - С. -448] Речь идет, таким образом, о генезисе защиты. А. Фрейд (1936) сделала попытку обобщить и систематизировать знания о механизмах психологической защиты, подчеркнула их оберегательный характер, высказала предположение о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом [Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Фрейдизм: псевдонаучная трактовка психических явлений // Коммунист. - 1972. - № 2. - С.94 - 106.].
А. Фрейд считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:
А. Фрейд выделилa несколько критериев классификации защитных механизмов, таких как локализация угрозы «Я», время образования в онтогенезе, степень конструктивности. Последний критерий нашел дальнейшее развитие в современном делении механизмов защиты на первичные и вторичные, примитивные и развитые, менее или более осознанные, адаптивные и неадаптивные. Она же до конца развила идею З. Фрейда о связи между отдельными способами защиты и соответствующими неврозами, определила роль защитных механизмов в норме и патологии индивидуального развития.
И, наконец, А. Фрейд дает развернутую дефиницию защитных механизмов: «Защитные механизмы - это деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием» [Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. М., 1999. - С. 140, с.171]. В этом определении заключена важная мысль об отнесении защиты к тому виду бессознательных явлений, которые мы называем автоматизмами. Следовательно, правомерна постановка вопроса о соотношении сознания и бессознательного в организации защитных процессов. Любое субъективно неприемлемое смысловое содержание, прежде чем подвергнуться подавлению или трансформации, должно быть хотя бы на короткое время осознано как таковое. Затем, простая мыслительная операция свертывается, фиксируется и приобретает условнорефлекторный, непроизвольный, автоматический характер. Таким образом, помимо определения времени онтогенетической организации, источников, адаптивной ценности механизмов защиты, А. Фрейд дифференцировала бессознательность смыслового материала, подвергшегося воздействию защиты и бессознательность защитного процесса.
А. Фрейд понимает защиту шире, чем З. Фрейд, подчеркивая, что она может применяться не только против влечений, но и против всего, что вызывает тревогу. Предложенная ею классификация имеет в основе десять описанных ее отцом механизмов защиты. Первые пять из них - вытеснение, регрессия, формирование реакции, изоляция и уничтожение - рассматриваются З. Фрейдом как защитные техники, используемые при неврозах навязчивости; интроекция и проекция характеризуются как «невротические механизмы» - защитные способы, используемые Я при болезненных изменениях на почве ревности, паранойи и гомосексуальности; борьба с самим собою и обращение обозначены как «изменения инстинкта»; сублимация, или смещение инстинктивных целей - как способ защиты, относящийся скорее к изучению нормы, а не к неврозу. К перечисленным десяти способам защиты Анна добавляет к ним еще пять, менее значимых и чаще связанных с определенным периодом развития личности: идентификация с агрессором, аскетизм, интеллектуализация, ограничение Я, фантазия [36].
В современной зарубежной
и отечественной литературе
1. Проекция – приписывание окружающим неприемлемых для личности мыслей, желаний, тенденций, побуждений, состояний и качеств.
Благодаря проекции человек
уходит от признания отрицательных
черт, явлений в самом себе, что
позволяет ему сохранять
2. Вытеснение (репрессия)
– устранение личностью
3. Регрессия – а) возврат
личности в трудной ситуации
к шаблонам поведения, которые
в прошлом были адекватны при
разрешении возникающих
4. Рационализация (защитная
мотивировка) –
5. Образование реакций
(контрастные реакции) –
6. Идентификация
(имитация) – подражание, отождествление
себя с реальными или
7. Изоляция
(уход) – отрешение, отграничение
болезненных переживаний,
8. Компенсация
– действия, направленные на восполнение
своего реального или мнимого
недостатка путем: а) развития
«силы» в одной области
9. Фантазия
– способ воображаемого
10. Сублимация
– переключение неприемлемых
для личности и общества
11. Смещение
(вымещение, замена) – удовлетворение
побуждений личности за счет
нейтрального объекта, если
12. Агрессия
– прямая атака на объект, который
вызвал трудную ситуацию, с целью
преодолеть возникшую
13. Интроекция (ассимилия, инкорпорация) – принятие индивидуумом взглядов, идей, мотивов, установок окружающих людей, что способствует согласованности взаимодействий с окружающими, повышает чувство собственной силы, внутренней устойчивости и самоуважении [Словарь психолога практика∕Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Харвест, 2003г, 379 с.].
14. Уничтожение
– механизм, близкий по своей
сути образованию реакции, но
принимающий характер
15. Подавление
– смещение личностью на
16. Отрицание
– активное неприятие