Теоретические аспекты механизмов психологической защиты и самооценки в старшем подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 04:51, реферат

Краткое описание

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «психологические защиты», «защитные механизмы психики». Эти механизмы предохраняют сознание личности от различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Вложенные файлы: 1 файл

1.1.docx

— 35.79 Кб (Скачать файл)

1 Теоретические аспекты  механизмов психологической защиты  и самооценки в старшем подростковом  возрасте

    1. Феномен механизмов психологической защиты в зарубежной и отечественной психологии

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике  человека возникают и развиваются  механизмы, традиционно называемые «психологические защиты», «защитные  механизмы психики». Эти механизмы  предохраняют сознание личности от различного рода отрицательных эмоциональных  переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. На самом же деле речь идет о различного рода приспособительных процессах, свойствах и качествах, которые приобретает личность при своей социализации [. <http://www.psychoanalyse.ru>].

Концепция психологической  защиты была и остается одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и в теорию психологической  адаптации. Впервые понятие защита использовал З.Фрейд в 1894 г. в своей работе «Защитные нейропсихозы». По его первоначальным представлениям, механизмы психологической защиты являются врожденными, запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию снятия внутреннего конфликта. Защите подлежат: гармоничность, уравновешенность структуры личности, имеющие своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и Сверх-Я (супер-эго) [ Фрейд З. Психология бессознательного. Сб. произведений.∕ сост. М.Г. Ярошевский.- М.: Просвещение, 1989г,  328 с.].

Под Оно понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я.

Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго — посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями — с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

Особое значение придавалось Сверх-Я, которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом [Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей.- СПб.: Речь, 2000г, 257 с.]. На новом этапе эволюции психоанализа Фрейд объяснял феномен тревожности. Различались три вида тревожности: тревожность, вызванная реальностью, обусловленная давлением со стороны бессознательного и со стороны супер-эго [Фрейд З. Введение в психоанализ.- СПб.: Алатейя, 1989г, 274 с]. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов», функциональное назначение и цель которых заключается в ослаблении внутриличностного конфликта напряжения, беспокойства, обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникшими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособленность и уравновешивая психику [Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.-3-е изд.- СПб.: Питер, 2003г, 536с.].

Термины «психологическая защита», «защитные механизмы» были введены  З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы  как представителями разных поколений  исследователей и психотерапевтов  психоаналитической ориентации, так  и других психологических направлений - экзистенциональной психологии, гуманистической  психологии, гештальт-психологии. Номенклатура защитных механизмов разнообразна и персонально специфична. Нет единства и в терминологии. Изучением психологических механизмов защиты в психоаналитическом направлении занимались: З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др. Впервые З. Фрейд употребляет термин «защита» в своей работе «Защитные нейропсихозы» (1894 г.). Позднее, в «Этиологии истерии» (1896 г.) З. Фрейдом подробно описано функциональное назначение защиты или ее цель. Она заключается в ослаблении интрапсихического конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризированными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия [Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. С.14 - 23.]. В дальнейшем, в таких сочинениях как «Концепция подавления», «По ту сторону принципа удовольствия», «Психология масс и анализ «Я», «Я» и «Оно». Термин «защита» был заменен З. Фрейдом на «подавление». В приложении к работе «Подавление, симптомы и беспокойство» (1926 г.), Фрейд вернулся к старой концепции защиты, введя, наряду с подавлением, специальные обозначения для других механизмов защиты, которые используются в научной литературе до сих пор. Были определены, таким образом, феноменология, цель и психологический субъект защиты. Высказывание по этой проблеме встречается в статье З. Фрейда «Крайний и бескрайний анализ» (1937 г.). В этой работе защита представлена «как общее наименование всех тех механизмов», которые, будучи продуктами развития и научения, ослабляют диалектически единый внутренне-внешний конфликт и регулируют индивидуальное поведение. То есть, явление связывается с основными функциями психики: приспособлением, уравновешиванием и регуляцией. Взгляды А. Фрейд принципиально не отличаются от взглядов З. Фрейда последних лет его творчества. Её заслуга заключатся в попытке создания целостной теоретической системы защитных механизмов. В своей фундаментальной монографии, вышедшей в свет в 1936 году , она подробно описала различные способы защитного поведения. Механизмы защиты рассматривались ею как перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы разной степени сложности, возникшие в процессе непроизвольного и произвольного научения, определяющее значение в их образовании придавалось травмирующим событиям в сфере ранних межличностных отношений. [Фрейд, З. Избранное [Текст] / З. Фрейд - М.: Внешторгиздат, 1990. - С. -448] Речь идет, таким образом, о генезисе защиты. А. Фрейд (1936) сделала попытку обобщить и систематизировать знания о механизмах психологической защиты, подчеркнула их оберегательный характер, высказала предположение о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом [Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Фрейдизм: псевдонаучная трактовка психических явлений // Коммунист. - 1972. - № 2. - С.94 - 106.].

А. Фрейд считала, что защитный механизм основывается на двух типах  реакций:

  • блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;
  • искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

А. Фрейд выделилa несколько критериев классификации защитных механизмов, таких как локализация угрозы «Я», время образования в онтогенезе, степень конструктивности. Последний критерий нашел дальнейшее развитие в современном делении механизмов защиты на первичные и вторичные, примитивные и развитые, менее или более осознанные, адаптивные и неадаптивные. Она же до конца развила идею З. Фрейда о связи между отдельными способами защиты и соответствующими неврозами, определила роль защитных механизмов в норме и патологии индивидуального развития.

И, наконец, А. Фрейд дает развернутую дефиницию защитных механизмов: «Защитные механизмы - это  деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих  им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием» [Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. М., 1999. - С. 140, с.171]. В этом определении заключена важная мысль об отнесении защиты к тому виду бессознательных явлений, которые мы называем автоматизмами. Следовательно, правомерна постановка вопроса о соотношении сознания и бессознательного в организации защитных процессов. Любое субъективно неприемлемое смысловое содержание, прежде чем подвергнуться подавлению или трансформации, должно быть хотя бы на короткое время осознано как таковое. Затем, простая мыслительная операция свертывается, фиксируется и приобретает условнорефлекторный, непроизвольный, автоматический характер. Таким образом, помимо определения времени онтогенетической организации, источников, адаптивной ценности механизмов защиты, А. Фрейд дифференцировала бессознательность смыслового материала, подвергшегося воздействию защиты и бессознательность защитного процесса.

А. Фрейд понимает защиту шире, чем З. Фрейд, подчеркивая, что  она может применяться не только против влечений, но и против всего, что вызывает тревогу. Предложенная ею классификация имеет в основе десять описанных ее отцом механизмов защиты. Первые пять из них - вытеснение, регрессия, формирование реакции, изоляция и уничтожение - рассматриваются З. Фрейдом как защитные техники, используемые при неврозах навязчивости; интроекция и проекция характеризуются как «невротические механизмы» - защитные способы, используемые Я при болезненных изменениях на почве ревности, паранойи и гомосексуальности; борьба с самим собою и обращение обозначены как «изменения инстинкта»; сублимация, или смещение инстинктивных целей - как способ защиты, относящийся скорее к изучению нормы, а не к неврозу. К перечисленным десяти способам защиты Анна добавляет к ним еще пять, менее значимых и чаще связанных с определенным периодом развития личности: идентификация с агрессором, аскетизм, интеллектуализация, ограничение Я, фантазия [36].

 В современной зарубежной  и отечественной литературе выделяются  более 35 механизмов психологической  защиты.

1. Проекция – приписывание  окружающим неприемлемых для  личности мыслей, желаний, тенденций,  побуждений, состояний и качеств.

Благодаря проекции человек  уходит от признания отрицательных  черт, явлений в самом себе, что  позволяет ему сохранять чувство  самоуважения, не дезорганизовываться.

2. Вытеснение (репрессия)  – устранение личностью неприемлемых  переживаний, тенденций, побуждений  из сферы осознания на неосознаваемый  уровень, сопровождаемое функциональной  амнезией. При этом энергия вытесненного  и неосуществленного мотива (желания)  не реализуется в деятельности, остается в человеке, вызывая  рост напряженности. Оставшееся  напряжение, проникая сквозь бессознательное, периодически дает о себе знать в виде символов, наполняющих сноведения, в виде ошибок, описок, оговорок.

3. Регрессия – а) возврат  личности в трудной ситуации  к шаблонам поведения, которые  в прошлом были адекватны при  разрешении возникающих трудностей, но в настоящее время уже  не соответствуют ситуациям, возрасту  личности, уровню ее развития  и т.д; б) стремление личности заменить трудные задачи более легкими.

4. Рационализация (защитная  мотивировка) – характеризуется  тем, что личность сознательно  или неосознанно выдвигает ложную  причину невозможности выполнения  своих действительных желаний,  намерений и поступков с целью  оправдать себя как в своих  глазах, так и в глазах окружающих; снижение ценности желаемых объектов, достижений, качеств, которыми личность не может обладать (или обладает в малой степени) [Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.-3-е изд.- СПб.: Питер, 2003г, 536с.].

5. Образование реакций  (контрастные реакции) – выработка  личностью поведения или свойства, противоположного тем качествам  и нормам поведения, которые  у нее стойко существуют, но  расцениваются как социально  желательные.

       6. Идентификация  (имитация) – подражание, отождествление  себя с реальными или воображаемыми  людьми, «достаточным делом», социальной  микрогруппой путем копирования манеры поведения, взглядов, суждений и установок. Идентификация способствует повышению чувства уверенности личности в трудных для нее ситуациях.

        7. Изоляция (уход) – отрешение, отграничение  болезненных переживаний, которые  могут вывести личность из  равновесия.

        8. Компенсация  – действия, направленные на восполнение  своего реального или мнимого  недостатка путем: а) развития  «силы» в одной области деятельности (или одного качества) для восполнения  «слабости» в другой (замещенные  виды деятельности); б) совершенствование  той черты, вида деятельности, в которой проявляется «слабость» личности [Лапланш Ж., Понталис Ж. Словарь по психоанализу∕ пер. с франц. -М.: Высшая школа, 1996г, 177 с.].

       9.  Фантазия  – способ воображаемого разрешения  проблемы, конфликтов, используемый  для смягчения неудач и разочарований,  снятия напряжения, временного успокоения  и поддержания надежд.

      10. Сублимация  – переключение неприемлемых  для личности и общества импульсов  и тенденций в общественно-одобряемые  виды деятельности, нормы поступков.  В ходе такой деятельности  происходит полная реализация  накопленной энергии, очищение  человека от отрицательных стремлений.

       11. Смещение (вымещение, замена) – удовлетворение  побуждений личности за счет  нейтрального объекта, если прямое  удовлетворение невозможно; проявляется  в вербальных, эмоциональных и  двигательных реакциях, направленных  не на объект, вызвавшей напряжение, а на нейтральный объект.

       12. Агрессия  – прямая атака на объект, который  вызвал трудную ситуацию, с целью  преодолеть возникшую трудность.  Вариантом агрессии является  реакция инверсии, когда агрессия  человека направляется на самого  себя, что может способствовать  мобилизации адаптивных возможностей  личности.

      13. Интроекция (ассимилия, инкорпорация) – принятие индивидуумом взглядов, идей, мотивов, установок окружающих людей, что способствует согласованности взаимодействий с окружающими, повышает чувство собственной силы, внутренней устойчивости и самоуважении [Словарь психолога практика∕Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Харвест, 2003г, 379 с.].

      14. Уничтожение  – механизм, близкий по своей  сути образованию реакции, но  принимающий характер символических  жестов, что часто проявляется  в виде различных ритуалов.

      15. Подавление  – смещение личностью на периферию  сознания неприемлемых тенденций,  желаний, импульсов и представлений,  которые относительно легко могут  быть опять осознаны.

     16. Отрицание  – активное неприятие личностью  болезненных для нее реальных  фактов, часто сопровождается ложью и фантазией [Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.-3-е изд.- СПб.: Питер, 2003г, 536с.]

Информация о работе Теоретические аспекты механизмов психологической защиты и самооценки в старшем подростковом возрасте