Теории девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 23:23, реферат

Краткое описание

Поскольку девиация - это процесс, обусловленный социальными факторами, важно установить социальную детерминацию отклоняющегося поведения. Существует целый ряд теорий, объясняющих девиацию различными причинами - физиологическими, психологическими, социокультурными, социально-экономическими и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Теории девиантного поведения.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)
    Теории  девиантного поведения

    Поскольку девиация - это процесс, обусловленный  социальными факторами, важно установить социальную детерминацию отклоняющегося поведения. Существует целый ряд  теорий, объясняющих девиацию различными причинами - физиологическими, психологическими, социокультурными, социально-экономическими и др.

    Биологические теории (теории физических типов)

    Некоторые из первых попыток объяснения девиантного  поведения (в конце XIX - начале XX вв.) были по своему характеру преимущественно  биологическими. Причину склонности к различным девиациям видели во врожденных свойствах человека. То есть основная предпосылка всех теорий физических типов состоит том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Сама по себе эта идея так же стара, как человеческая история. В обществах давно укоренились выражения: "лицо убийцы", "порочные черты лица" и т.п. Cpeди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, У. Шелдона.

    Так, созданная итальянским психиатром и криминалистом Ч. Ломброзо в 1870-х гг. теория объясняла причины девиации, главным образом преступности, определенными анатомическими признаками. Изучив внешность и физические характеристики преступников, Ч.Ломброзо сделал вывод, что для «криминального типа личности» характерны выступающая нижняя челюсть и пониженная чувствительность к боли, что является признаками деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Ломброзо признавал, что социальные условия могут влиять на развитие криминального поведения, но считал большинство преступников дегенеративными и умственно отсталыми. Именно потому что они якобы не достигли полного развития как человеческие существа, их действия обычно не соответствуют установлениям человеческого общества.

    Данное  направление получило развитие в 40-х  гг. XX столетия в концепции американского  психолога и врача У. Шелдона, согласно которой люди с определенной физической конституцией склонны совершать  социальные отклонения, осуждаемые обществом. У.Шелдон выделил три основных физических типа людей: эндоморфный (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба) и утверждал, что наиболее склонными к девиации являются мезоморфы - индивиды, отличающиеся физической силой, повышенной активностью и пониженной чувствительностью.

    Практика  доказала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны многочисленные случаи, когда индивиды с лицом  херувимов совершали тягчайшие  преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог и муху обидеть.

    Психологические теории

    Подобно биологическим теориям, психологические  теории  ищут объяснение отклонений поведения в индивидууме, а не в обществе. В основе психологических (психоаналитических) теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Бессознательное - это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного "Я", а также так называемого «Сверх-Я", определяемого исключительно культурой общества. Человеческое "Я" и «Сверх-Я" постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между "Я" и бессознательным, а также между «Сверх-Я" и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

    Очевидно, в этой точке зрения есть доля истины, однако определение и диагностика  возможных нарушений в структуре  человеческого "Я" и возможных  социальных отклонений крайне затруднены в связи со скрытностью объекта изучения. Кроме того, хотя каждой личности присущ конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый человек становится девиантом.

    Некоторые ученые данного направления предположили, что у небольшого числа людей развивается аморальный или психопатический тип личности. Такие личности – это замкнутые в себе, лишенные эмоций личности, действующие импульсивно и редко испытывающие чувство вины. Однако почти все исследования, рассматривающие людей, обладающих подобными характеристиками, проводились среди осужденных в тюрьмах, что неизбежно влияло на изображение таких личностей в негативном свете.

    Таким образом, с помощью анализа какой-либо одной психологической черты, конфликта  или комплекса нельзя объяснить сущность любого вида девиантного поведения. Вероятно, девиация возникает в результате совместного действия многих факторов  (психологических, культурных, социальных).

    Социологические теории девиантного  поведения

    Социологические объяснения причин девиации берут свое начало с работ одного из классиков социологии Э. Дюркгейма (1858- 1917), который сформулировал концепцию аномии, т.е. массового отклонения от существующих в обществе норм как главной причины девиации.

    Теория  аномии 

    Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения может привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм).

    Аномия  — это общественное состояние, которое  характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

    При этом Дюркгейм вовсе не считал, что  современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

    Люди  обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с  нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. Прежние нормы уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

    Девиантное  поведение, по мнению Э.Дюркгейма, необходимо для общества, поскольку выполняет  в нем две важные функции. Во-первых, отклонение от норм выполняет адаптивную функцию: вводя в общество новые идеи и проблемы, девиантность выступает как фактор обновления и осуществления изменений. Во-вторых, девиантность способствует сохранению границы между «хорошим» и «плохим» поведением в обществе: отклоняющееся поведение может вызвать такую коллективную реакцию, которая укрепит групповую солидарность и прояснит социальные нормы.

    Взгляды Э.Дюркгейма на девиантное поведение  способствовали переключению внимания ученых с объяснений, в основе которых – индивидуум, на социальные факторы.

    Идея  аномии общества получила дальнейшее развитие в работах американских социологов Т.Парсонса и Р.Мертона. По мнениюТ. Парсонса, аномия - это "состояние, при котором значительное число  индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадежность поведения". Согласно этому подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате не имеют стабильной перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать решения в повседневной жизни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободы выбора без устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтами общества. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению.

    Р.Мертон модифицировал понятие аномии, отнеся его к напряженности, возникающей  в поведении человека, оказавшегося в ситуации, когда общепринятые нормы  вступают в конфликт с социальной реальностью. Р.Мертон считал, что аномия появляется не от свободы выбора, а от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институциональными средствами), с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и к высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограниченны. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества искать нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов. Действительно, когда человек не может добиться благосостояния с помощью легальных общественно одобряемых средств (качестве последних официально признаются такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройство на работу в процветающую фирму), он может прибегнуть к использованию незаконных средств, не одобряемых обществом (таких, например, как торговля наркотиками, рэкет,  обман, подлог или воровство) Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.

    Однако  «отсутствия возможностей»  и стремления к материальному благополучию  недостаточно  для  создания давления  в сторону девиации. Только тогда, когда общество провозглашает общие символы успеха для всего населения, ограничивая при этом доступ множества людей к признанным средствам достижения таких символов,  создаются условия для антиобщественного поведения. Мертон выделил пять реакций на  дилемму  цели  —  средства,   четыре  из  которых  представляют собой девиантные адаптации к условиям аноми.

    Первый  из них - конформизм, т.е. пассивное приспособление к существующему порядку вещей. Конформизм имеет место, когда члены  общества принимают как культурные цели достижение материального успеха, а также утвержденные обществом средства для их достижения. Большинство членов общества, которые не хотят осуществлять отклонение от общепринятых норм поведения, склонны к конформному поведению, поэтому подобное поведение составляет опору стабильного общества.

    Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно установленных  целей, но отвергают одобренные обществом  средства их достижения. Такие люди способны торговать наркотиками, подделывать  чеки, мошенничать, присваивать чужое  имущество, воровать, участвовать в кражах со взломом и в разбойных ограблениях или заниматься проституцией, вымогательством, шантажом. Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако они культивируют средства в качестве самоцели, фетишизируя правила и бумажную волокиту.

    Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; «они живут в обществе, но не принадлежат к нему».

    Бунт  состоит в том, что бунтари  отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при  этом заменяют их новыми нормами. Такие  индивиды порывают со своим социальным окружением и включаются в новые  группы с новыми идеологиями, например радикальные общественные движения. Такая целеустановка характерна для некоторых молодежных субкультур, и революционных движений, она может реализоваться в политических преступлениях. 

    Таблица 1.  Типология индивидуальной адаптации к аномии по Р.Мертону  

Тип адаптации Культурные  цели Институционализиро-ванные средства
Конформизм + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретритизм - -
Бунт +  - +  -

 
 

    Примечания: + принятие;

    — отрицание;

    + - отрицание  существующей  системы   ценностей   и  замена  ее новой системой. 

    Типы  индивидуальной адаптации Р. Мертона  характеризуют ролевое поведение. Человек может менять мнение и  переходить от одного типа адаптации  к другому.

    Теория  аномии  Р. Мертона  акцентирует внимание на тех процессах установления признанных культурных целей и средств, посредством которых общество инициирует девиантное поведение. В частности, с помощью этой теории можно раскрыть суть и причины преступлений, связанных с деньгами, совершенных на почве наживы и алчности, преступлений в среде «белых воротничков»  и корпоративных преступлений, преступлений  представителей я властных структур и тех, кто стремится к власти.

    Однако критики теории Мертона указывают, что, во-первых,  он упускает из виду процессы социального взаимодействия, посредством которых люди  формируют свои представления о мире и планируют свои поступки. Мертон описывает нарушителей социальных норм как индивидуалистов — людей преимущественно самодостаточных, вырабатывающих для себя решения по выходу из стрессовых ситуаций без учета поступков окружающих. Во-вторых, не всякое девиантное поведение можно объяснить разрывом между целями и  средствами. Мертон рисует картину  американского общества, в котором, по его мнению, существует консенсус между базовыми ценностями и целями. Но его критики утверждают, что американскому обществу с множеством субкультур свойствен плюрализм. Жизнь американского общества дает множество примеров, когда девиантное поведение, индивида можно объяснить неприемлемостью для него некоторых норм, носящих превалирующий характер в большинстве групп населения. Так, индейцы нарушают законы охоты и рыбалки; представители некоторых этнических меньшинств заключают общие браки; выходцы из южных сельских местностей увлекаются петушиными боями; некоторые группы населения изготавливают самогон; подростки употребляют наркотики. Дополнительно .

    Объяснения, исходящие из понятия  субкультуры

    В теории аномии, развитой Р. Мертоном, в  детерминизации девиантного поведения  серьезное внимание уделено ценностям  культуры, уклонение от которых способно привести к девиантным поступкам. Эта идея нашла более конкретное воплощение в разработанной американским социологом А. Коэном теории делинквентных (от англ. delinquency - правонарушение) субкультур. Эта теория исходит из того, что аномия приводит достаточно большие группы индивидов, в первую очередь молодых, не устроившихся в жизни, к поиску новых форм поведения, не соответствующих распространенным в обществе ценностям доминирующей культуры. Так возникают субкультуры, в которых отклонение от прежних социальных норм - не девиация, а вполне отвечающее новым ценностям, провозглашаемым новой культурой, поведение. В новых субкультурах все то, что отрицается и осуждается господствующей культурой, - сексуальная распущенность, агрессивность, мелкие кражи, вандализм и др. - признается в качестве нормальных средств достижения самовыражения и уважения со стороны других, по крайней мере, членов данной социальной группы, например, хиппи. Таким образом, в делинквентных субкультурах те средства достижения целей, которые отвергаются господствующей культурой в качестве девиантных, становятся специфическими нормами- нормами оправдания вандализма, агрессивности, половой неразборчивости и т.п.

    Теория  культурного переноса

    Ряд социологов подчеркивает сходство между  способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля  поведения.   Одним  из  первых  к такому  выводу  пришел французский социолог Габриэль Тард, который еще в конце XIX в. сформулировавший теорию подражания для объяснения девиантного  поведения.  Работая окружным мировым судьей и директором отдела криминальной статистики, он убедился, что повторение  в  человеческом  поведении  играет  значимую  роль. Г. Тард утверждал, что преступники,  как и  «порядочные»  люди, имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни,  которых знали или о  которых слышали.  Но  в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников.

    В 1920—1930-е гг., социологи Чикагского университета, пытаясь объяснить  высокий уровень преступности в ряде районов Чикаго, провели ряд исследований, в результате которых обнаружили, что в отдельных кварталах города уровни преступности оставались стабильными в течение многих лет, несмотря на изменения в этническом составе населения. Ученые сделали вывод, что криминальное поведение может передаваться от одного поколения к другому, т.е. молодежь, живущая в зонах высокой преступности, усваивает преступные модели поведения. Более того, когда в эти районы въезжают представители других этнических групп, их детям девиантные модели поведения передаются от местной молодежи.

    Иначе говоря, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят  дружбу с теми подростками, у которых  криминальные модели поведения уже  укоренились. Эдвин Г. Сазерленд, используя выводы чикагских социологов, разработал теорию дифференциальной ассоциации, которая базируется на идеях символического интеракционизма и подчеркивает роль социального взаимодействия в процессе формирования взглядов и поступков людей. В обществе, включающем множество субкультур, некоторые социальные окружения обычно поощряют нелегальную деятельность, тогда как другие ей не способствуют. Индивидуумы становятся правонарушителями, общаясь с людьми, которые являются носителями криминальных норм. В основном, девиантному поведению обучаются в первичных группах (например, в группах сверстников). Таким образом, по мнению Э.Сазерленда, индивиды становятся правонарушителями в той степени, в какой они принадлежат окружению, следующему девиантным идеям, мотивировкам и методам. Чем раньше начнутся контакты индивида с криминогенным окружением, чем чаще, интенсивнее и длительнее  будут  эти  контакты,  тем выше  вероятность того,  что такой индивид тоже станет правонарушителем. Но в этом процессе задействовано не одно простое подражание. Девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды. Итак, согласно теории Э. Сазерленда девиации обучаются.

    Теория  дифференциальной ассоциации подтверждает правильность старинной поговорки: «Из хороших компаний выходят хорошие парни, а из дурных — плохие». Когда родители переезжают на новое место, чтобы увезти сына от его дружков-хулиганов, они, не осознавая того, используют принцип дифференциальной ассоциации. Этому же принципу следуют охранники в тюрьме, старающиеся ограничить общение заключенных, за которыми они надзирают. Согласно этому же принципу, тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками

    Подтверждение и экспериментальное обоснование  выдвинутая Э.Сазерлендом гипотеза получила в начале 80-х годов XX в., когда американские социологи Р. Линдем и К. Филмор установили детерминантную связь между приспосабливаемостью к окружающей среде и девиацией. Они экспериментальным путем, на основе исследований, проведенных в двух канадских городах (Эдмонтоне и Ричмонде), установили, что, чем лучше приспосабливаемость молодых людей к социальному окружению, тем меньше у них связей со сверстниками - правонарушителями и тем менее они склонны к девиации. Напротив, те индивиды, которые испытывают серьезные трудности в адаптации к условиям социального окружения, чаще имеют друзей-правонарушителей и более склонны к отклоняющимся формам поведения, в том числе и к преступлениям.

    Итак, теория культурного переноса показывает, что социально порицаемое поведение  может вызываться теми же процессами социализации, что и социально  одобряемое. Эта теория позволяет понять, почему количество случаев девиантного поведения изменяется от группы к группе и от общества к обществу. Однако с ее помощью нельзя объяснить некоторые формы девиантного поведения, особенно тех правонарушителей, которые не могли заимствовать у других ни способы, ни подходящие дефиниции и взгляды. Примерами этого могут служить злостные нарушители финансовых соглашений; изготовители фальшивых чеков; люди, случайно нарушившие закон; люди, совершающие преступления «на почве любви». Индивиды могут попадать в одни и те же ситуации, но воспринимать их по-разному, с различными результатами.

    Теория  конфликта

    Хотя  в последние десятилетия появилось  множество новых направлений  конфликтологического подхода к  проблеме девиации, его происхождение  восходит к марксистской традиции.Согласно ортодоксальной марксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует  и грабит народные массы и при этом способен избежать возмездия за свои преступления. Трудящиеся — жертвы капиталистического угнетения — в своей борьбе за выживание вынуждены совершать поступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Другие типы девиантного поведения — алкоголизм, злоупотребление наркотиками, насилие в семье, сексуальная распущенность и проституция — являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств. Психологические и эмоциональные проблемы объясняются отчуждением людей от средств производства, с помощью которых они добывают себе средства к жизни, т.е. от самого базиса своего существования.

    Современный марксистский подход к проблеме девиации сформулировал американский социолог Ричард Квинни. Согласно Р. Квинни, правовая система США отражает интересы и идеологию правящего капиталистического класса. Закон объявляет нелегальными некоторые поступки, оскорбляющие мораль властей предержащих и представляющие угрозу для их привилегий и собственности: «Закон есть инструмент правящего класса. Криминальное право, в частности, есть средство, созданное и используемое правящим классом для сохранения существующего порядка. В Соединенных Штатах государство — и его правовая система — существуют для защиты и поддержания капиталистических интересов правящего класса». Для того чтобы «понимать природу преступления, необходимо понимать развитие политической экономии в капиталистическом обществе». Но если государство служит интересам капиталистического класса, то и преступление в конечном итоге представляет собой классово-обусловленный политический акт, заложенный в структуру капиталистической социальной системы.

    Капитализм  в попытке выстоять во внутренних конфликтах, подтачивающих его основы, совершает преступления власти. Одно из противоречий капитализма состоит в том, что некоторые из его законов должны нарушаться для обеспечения безопасности существующей системы. Здесь в первую очередь следует назвать преступления, совершаемые корпорациями, — от установления фиксированных цен до загрязнения окружающей среды. В противоположность таким преступлениям многие криминальные проступки обычных людей или нарушения прав собственности — карманные кражи, кражи со взломом, грабежи, торговля наркотиками и т.п. — «совершаются из необходимости выжить»   в  условиях  капиталистической  социальной  системы

    Преступления  против личности — убийства, оскорбления  действием, изнасилования «совершаются людьми, уже ожесточенными условиями жизни в капиталистическом обществе». В целом, по Квинни, преступление присуще капиталистической системе. Когда общество создает социальные проблемы и не может справиться с ними естественным образом, оно придумывает и вводит политику контроля за населением. Следовательно, преступление и уголовное правосудие составляют неотъемлемую часть более крупных проблем исторического развития капитализма.

    По  оценке ученых, в теории конфликта  многое справедливо. Совершенно очевидно, что составляют законы и обеспечивают их исполнение облеченные властью индивиды и социальные группы. Вследствие этого законы не являются нейтральными, но служат интересам определенной социальной группы и выражают основные ее ценности. Однако, по мнению критиков теории конфликта, подобные интуитивные догадки не удовлетворяют требованиям научного исследования. Поэтому многие  формулировки  конфликтологов  требуют уточнения (например,  не  всегда  ясно,   какие   конкретно   индивиды  или  группы подразумеваются, когда говорится о «правящей элите», «правящих классах»   и   «интересах  властей  предержащих») и в целом, теория  конфликта  нуждается  в  проверке.  

    Теория  стигматизации

    Сторонники  теории стигматизации (от греч. stigmo —  клеймо) взяли за основу главную  идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. Исследователей интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

    Приверженцы  теории  стигматизации  Эдвин  Лемерт,  Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, что, во-первых, ни один проступок сам по себе не является криминальным или некриминальным по сути. «Отрицательность» поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него.  Отклонение всегда есть предмет социального определения.

    Во-вторых, всем людям свойственно девиантное поведение, связанное с нарушением каких-то норм. Сторонники данной теории отрицают популярную идею о том, что  людей можно разделить на нормальных и имеющих какие-то патологии. Например, некоторые превышают скорость езды, совершают кражи в магазинах, мошенничают с выполнением домашнего задания, скрывают доходы от налоговой инспекции, напиваются, участвуют в актах вандализма в честь победы любимой футбольной команды, нарушают права частной собственности или без спроса раскатывают в машине своего приятеля. Сторонники теории стигматизации называют такие действия первичной девиацией, определяя ее как поведение, нарушающее социальные нормы, но обычно ускользающее от внимания правоохранительных органов.

    В-третьих, будут ли конкретные поступки людей  рассматриваться как девиантные, зависит от того, что делают эти  люди, и от того, как реагируют  на это другие люди, т.е. эта оценка зависит от того, каким правилам предпочтет строго следовать общество, в каких ситуациях и в отношении каких людей. Не всех, кто превысил скорость езды, совершил магазинную кражу, утаил доходы, нарушил права частной собственности и т.п., осуждают. Так, чернокожих могут осудить за поступки, позволительные для белых; а женщин — за поступки, позволительные для мужчин; некоторых могут осудить за те же поступки, что безнаказанно совершают их друзья; поведение отдельных людей может быть определено как девиантное, хотя оно не нарушает никаких норм, просто потому, что их огульно обвинили в таких поступках, каких они, возможно, никогда не совершали (например, человек выглядит «женоподобным» и на него навешивается ярлык гомосексуалиста). Особое значение имеет социальное окружение и то, клеймит оно конкретного индивида как нарушителя норм или нет.

    В-четвертых, навешивание ярлыков на людей  влечет определенные последствия для  таких людей. Оно создает условия, ведущие к вторичной девиации — девиантному поведению, вырабатывающемуся у индивида в ответ на санкции со стороны других. Приверженцы теории стигматизации утверждают, что такое новое отклонение от нормы инициируется враждебными реакциями со стороны законодательных органов и законопослушных граждан. Индивид получает публичное определение, которое возводится в стереотип, и объявляется правонарушителем, «ненормальным», насильником, наркоманом, бездельником, извращенцем или преступником. Ярлык способствует закреплению индивида в статусе аутсайдера.  Подобный «главный» статус подавляет все прочие статусы индивида в формировании его социального опыта и в результате играет роль самореализующегося пророчества. Нарушители норм начинают воспринимать свой статус как конкретный тип девиантности и формировать на основе этого статуса собственную жизнь.

    В-пятых, те, кто получил клеймо правонарушителей, обычно обнаруживают, что законопослушные  граждане осуждают их и не хотят  «иметь с ними дела»; от них могут  отвернуться друзья и родные; в  некоторых случаях их могут заключить  в тюрьму или поместить в больницу для душевнобольных. Всеобщее осуждение и изоляция подтолкнут стигматизированных индивидов к девиантным группам, состоящим из людей, судьба которых похожа на их собственную. Участие в девиантной субкультуре — это способ справиться с критической ситуацией, найти эмоциональную поддержку и окружение, где тебя принимают таким, какой ты есть. В свою очередь вступление в подобную девиантную группу укрепляет у индивида представление о себе как о правонарушителе, способствует выработке девиантного жизненного стиля и ослабляет связи с законопослушным окружением.

    Итак, согласно теории стигматизации, девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Когда поведение людей рассматривается  как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Другие определяют, оценивают поведение и «навешивают» на него определенный ярлык. Нарушитель норм начинает согласовывать свои дальнейшие поступки с такими ярлыками. Во многих случаях у индивида вырабатывается самопредставление, совпадающее с этим ярлыком, в результате чего он способен вступить на путь девиации.

    Таким образом, теория стигматизации, помогает понять, почему один и тот же поступок может рассматриваться как девиантный или нет, в зависимости от ситуации и характеристик индивида.

    К недостаткам же теории стигматизации  относят во-первых, то, что она  не показывает, какие исходные факторы  вызвали девиантное поведение. Действительно, при многих формах девиации именно условия жизни несут ответственность  за навешивание ярлыков на таких людей. Так, представляется очевидным, что огромное большинство людей, помещаемых в лечебницы для душевнобольных, испытывают острые нарушения, связанные с внутренними психологическими или невралгическими патологиями. Их смятение и страдания невозможно объяснить исключительно за счет реакции других людей. Ярлыки, однако, играют важную роль в формировании представления о бывших пациентах лечебниц для душевнобольных у прочих членов общества, да и у самих бывших пациентов.

    Во-вторых, девиацию невозможно понять в отрыве от социальных норм. Если поведение не является девиантным до тех пор, пока оно не получило подобную оценку, то как тогда классифицировать такие тайные и оставшиеся нераскрытыми преступления, как растрата казенных денег, неуплата налогов или тайное сексуальное насилие?

    Обобщая основные выводы приведенных теорий девиации, а также результаты проведенных  в последние годы социологами  и криминологами исследований различных  видов отклоняющегося поведения, можно  выделить основные причины, вызывающих поведение, отклоняющееся от существующих в обществе социальных норм.

    1) разрыв между ценностями культуры  и существующей в обществе  социальной структурой;

    2) углубляющееся противоречие между  доминирующей в обществе культурой  и разнообразными делинквентными субкультурами - субкультурой преступных групп, субкультурой групп, отбывающих тюремное заключение и т.п.;

    3) широко распространенный в трансформирующемся  обществе переходного типа разрыв  между социальным статусом личности  и ее социальными ожиданиями, который может подтолкнуть не нашедших достойного применения своим способностям, профессиональному, культурному уровню индивидов, к различным видам девиантного поведения;

    4) отчуждение личности от ценностно-нормативной  системы регуляции, существующей в обществе, когда официально признаваемые цели и ценности становятся недоступными тем людям, которые хотели бы достичь их законными, во всяком случае, одобряемыми обществом путями и средствами;

    5) утрата личностью морально-ценностных  ориентиров, когда исчезает деление на моральное и аморальное, социально одобряемое и социально недопустимое, добро и зло, дозволенное и недозволенное. В таком случае наступает нравственный кризис, и личность становится жертвой вседозволенности;

    6)  встречающееся в реальной жизни, особенно когда рушатся идеалы и ценностные ориентиры, ощущение индивидом бессмысленности своей жизни, приводящее к самоубийству;

    7) аномия - нарушение моральных предписаний,  правовых норм, законов и т.п., превращающееся в кризисных условиях  развития общества из индивидуальных в массовые формы поведения.


 

    Психологические механизмы формирования отклоняющегося поведения

    Изменения, происходящие сегодня в нашем  обществе, выдвинули целый ряд  проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что каждый год прослеживается тенденция к увеличению детской преступности, отмечается рост алкоголизации, наркомании среди несовершеннолетних. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративность и вызывающее по отношению ко взрослым поведение. Проблема «трудных» учащихся одна из центральных в работе учебно-воспитательных учреждений.

    Отклоняющееся, или девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

    Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

    Антисоциальное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих. В детском возрасте (5-12 лет) наиболее распространены такие формы антисоциального поведения, как насилие в отношении сверстников или более младших и слабых детей, жестокое отношение с животными, воровство, порча чужого имуществ. У подростков (13-18 лет) преобладают хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.

    Асоциальное поведение – это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе.

    У детей наиболее распространены побеги из дому, систематические пропуски в школе, воровство, агрессивное  поведение, вымогательство, ложь.

    В подростковом возрасте характерны уходы из дому, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, ненормативная лексика.

    Аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

    Дети  склонны к курению, токсикомании, но в целом для этого возраста аутодеструкция маловероятна. У подростков эта форма поведения выражается в употреблении наркотиков и алкоголя, в самопорезах, в игровой и  компьютерной зависимости, в пищевых  злоупотреблениях и отказах пищи, возможны суицидальное поведение и самоубийства.

    Выделение отдельных форм отклоняющегося поведения  условно, поскольку в реальной жизни  описанные формы, как правило, сочетаются в зависимости от совокупности индивидуальных и социальных предпосылок личностного развития.

    Нравственные  понятия, принципы, правила поведения  невозможно вложить ребенку в  готовом виде. Они вырабатываются им в собственной житейской практике, а в поведении  проявляются. Поэтому выявление форм поведения ребенка, в которых проявляются отклонения от общепринятых норм, представляет собой психологическую, социальную, правовую, педагогическую и медицинскую задачу.

    Девиантные   действия выступают в разном качестве:

    - как средство достижения значимой  цели

    - как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности

    - как самоцель, удовлетворяющая потребность  в самореализации и самоутверждении.

    Считается, что в подростковых девиациях  наиболее ярко проявляются следующие  особенности:

    - высокая аффективная заряженность  поведенческих реакций

    - импульсивный характер реагирования  на  фрустрирующую ситуацию

    - кратковременность реакций с  критическим выходом

    - недифференцированная направленность  реагирования

    - высокий уровень готовности к  девиантным действиям.

    Генезис  девиантного поведения обусловлен рядом взаимосвязанных механизмов, выделяемых в соответствии с компонентами человеческого поведения различного уровня – биологическими, социальными, психолого-педагогическими:

    1. Индивидуальный механизм (биогенетические причины) возникновения отклоняющегося поведения действует на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую  адаптацию ребенка или подростка:

    - врожденное поражение нервной  системы (по данным зарубежных  исследований у детей девиантного  поведения от 20% до 90% наблюдается  органическая недостаточность нервной  системы).

    - приобретенная патология (радиация, алкоголь, инфекционные заболевания, психические травмы родителей).

    Сторонники  биогенетической концепции  первопричиной отклонения в поведении считают врожденный характер. Инстинкт превосходства Адлера, который объяснял преступность как врожденное стремление к лидерству, власти, превосходству.

    2. Психолого-педагогический механизм, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе, который прежде всего проявляется в активно-избирательном отношении подростка к предпочитаемой среде общения. К нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, к саморегулированию своего поведения. Проявление в дефектах школьного и семейного воспитания, педагогическая и социальная запущенность, глубокий психический дискомфорт, неблагоприятный  микроклимат в семье, постоянные неуспехи в учебе, негативные отношения со сверстниками и учителями.

    3. Социальный механизм, определяющийся социально-экономическими условиями существования, морально-политическим аспектом (отсутствие у молодого поколения высоких идеалов, старые кумиры низвергнуты, а новых нет. А если и имеются, то часто они – образцы того же девиантного поведения.

    Усвоение  асоциальных, отклоняющихся от нормы ролей определяется социальными свойствами личности:

    А) теория стигматизации или клеймения Лемерта. Усвоение норм асоциального поведения происходит вследствие частоты их воздействия на личность (если подростку насильно навязывать роль, он будет таким).

    Б) теория дифференцированной связи Сатерленда. Представления об обществе как конгломерат ценностей (дома ребенку прививают ценности, которые идут в разлад с общепринятыми).

    В) теория Дюргейма. Отклонения возникают из-за противоречия между позитивной целью и недопустимыми в обществе средствами ее достижения (один подросток завидует богатству другого, считает несправедливым такую ситуацию, но сам не знает нормальных путей разрешения конфликта, следовательно – кража и др.).

    Г) теория субкультуры Коэна. Теория построена на противоречиях бедных и богатых.

    Особенно  высок уровень девиантного поведения  среди детей-сирот, большинство из которых имеют живых родителей, лишенных родительских прав. Какими вырастут эти дети? Опыт показывает, что это может быть поколение плохо адаптированное к реальной жизни. Дети, выходя из школ-интернатов, пополняют криминальную среду на 40%, становятся алкоголиками 30%, а 10% из них заканчивают жизнь самоубийством. Ученые начала 20 века, изучавшие психическое состояние детей в приютах выдвинули лозунг «Лучше плохая семья, чем самое лучшее детское учреждение». Уверенность, которую дает ребенку присутствие родителей, уравновешивает даже такие экстремальные потрясения, которые вызваны войной. Поэтому перед всеми стоит задача – сделать все максимальное, чтобы ребенок мог жить в биологической семье.

    Конечно, сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень  окружающих влияют на многих, однако далеко не все поставленные в эти условия дети и подростки становятся девиантными личностями. Девиантное поведение подростков формируется в совокупности внешних и внутренних факторов, немаловажным среди которых является предрасположенность личности к внутреннему принятию своего отклоняющегося поведения, что в первую очередь зависит от психологических особенностей несовершеннолетнего.

    Дробышевская  Надежда Афанасьевна считает: «Сегодня с «трудными» подростками работают школы, милиция, исполкомы, спецшколы, интернаты, колонии, психиатрическая больница… В стране создана целая армия психологов и социальных педагогов, введено обучение на дому, дифференцированное в школе, оказывается всякая материальная помощь со стороны государственных структур, тратятся огромные средства, задействованы новейшие достижения медицины. Так почему же  при всем этом число «трудных» подростков, пополняющих преступную среду неуклонно растет? Потому что подходы к решению проблемы  - не те. Ложные подходы, основанные на попытках врачевания души материально-техническими способами».

    Закончить выступление хочется словами  психолога В.Абраменковой: «Чтобы это  поколение не стало потерянным, нужны  не единичные делатели, а поиск  единения этих делателей. Нужны горящие, умные воспитатели и родители…  И если найдутся такие люди, которые будут наполнены болью за общее состояние общества, если они будут деятельны и будут искать друг друга, то наметятся какие-то реальные перемены. Но для этого нужно всем работать в контексте общих стремлений к изменению».


Информация о работе Теории девиантного поведения