Теории лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 15:53, реферат

Краткое описание

Лидерство и управление — это два различных понятия. Управление концентрирует внимание на том, чтоб люди делали вещи верно, а лидерство — на том, чтоб люди делали правильные вещи.
•Лидерство – это умение одного человека увлечь делом или идеей многих.
•Лидерство – это готовность нести ответственность не только за себя, но за целую группу людей.
•Лидерство – это активное устремление к успеху.

Вложенные файлы: 1 файл

Теории лидерства.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Теории  лидерства

Что позволяет  человеку вести других людей за собой, «заражать» их своими стремлениями и  идеалами, и почему, собственно, люди готовы за кем-то следовать – на эти вопросы существует множество  ответов, и притом порой весьма противоречивых. Постараемся кратко описать суть наиболее распространенных воззрений на природу лидерства.

  1. «Лидерами не становятся, а рождаются». Многие люди полагают именно так: лидер – это изначально выдающаяся личность, все способности даны ему от природы, а ему остается только пользоваться ими в меру своего разумения и в собственных целях. Такое представление, пожалуй, является самым ранним, и в предельном своем выражении сводит всю историю человечества к результату деяний особых, великих людей.
  2. Теории лидерских черт. Согласно этому взгляду на лидерство, люди рождаются с определенными задатками и качествами, которые делают их более или менее подходящими для роли лидера, то есть основа лидерства – это ряд конкретных личностных черт. Тем не менее, слабое место таких теорий в том, что не все люди, обладающие соответствующими качествами, действительно проявляют себя как лидеры.
  3. Теории стечения обстоятельств и ситуационные теории. Здесь имеется в виду, что любая ситуация состоит из множества переменных, специфическое сочетание которых приводит к появлению лидера, и притом именно такого типа, который лучше всего соответствует обстоятельствам. Таким образом, «самого лучшего» лидерского стиля не существует, а лучший лидер – тот, кто лучше всего чувствует ситуацию, в которой находится. Но при этом он не может полностью ею управлять, так как далеко не все переменные ему подконтрольны.
  4. Поведенческие теории. Приверженцы этой точки зрения считают, что рождаться лидером вовсе не обязательно, научиться этому может любой. Нужно только натренировать необходимые формы поведения и вызывать у окружающих людей нужные реакции с помощью различных позитивных или негативных подкреплений. Истоки этого подхода можно найти в бихевиоризме.
  5. Теории командной работы. Здесь лидер – этот тот, кто умеет добиться активного участия всех членов группы в совместной целенаправленной деятельности и общего вклада в принятие всех важных для группы решений.
  6. Управленческие теории. Лидер в этом свете, по сути, является менеджером: контролирует деятельность группы, организует ее и следит за производительностью, используя для всех этих целей разнообразные поощрения и наказания. Главная цель лидера здесь состоит в том, чтобы дать людям ясные указания и добиться, чтобы они выполнялись.
  7. Теории взаимоотношений, наконец, лучше всего отражают современное понимание лидерства. Природа лидерства здесь объясняется особыми взаимоотношениями, которые складываются между лидером и его приверженцами. Такой лидер способен вдохновлять людей и мотивировать их на работу над достижением поставленных целей, основываясь на заслуженном доверии, взаимном уважении и разделении общих ценностей. Люди следуют за таким лидером не из страха перед наказанием или желания получить награду, а потому, что он выражает их собственные идеалы, стремление к которым способствует их саморазвитию и питает их самоуважение.

Теории взаимоотношений  часто противопоставляются управленческим теориям. Однако для успешного функционирования и развития организации оптимальным  представляется сбалансированное сочетание  «менеджерского» и «лидерского» подходов.

 

 

 

 

 

 

Лидерство и управление

Лидерство и  управление — это два различных  понятия. Управление концентрирует  внимание на том, чтоб люди делали вещи верно, а лидерство — на том, чтоб люди делали правильные вещи.

  • Лидерство – это умение одного человека увлечь делом или идеей многих.
  • Лидерство – это готовность нести ответственность не только за себя, но за целую группу людей.
  • Лидерство – это активное устремление к успеху.
  • Лидерство – это умение так организовать взаимодействие с людьми, чтобы каждый из них искренне захотел достичь поставленной лидером цели.
  • Лидерство – это сила характера + воля к победе + прекрасный дар убеждения.
  • Лидерство – это умение равно позитивно взаимодействовать с теми, кто слабее духом, с равными и сильнейшими.

 Управление – это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием.

Таблица 1. Матрица  базовых стратегий

управление

Лидерство

1. Осуществляется  регуляция официальных отношений  группы как некой социальной  организации

1. Осуществляется  регуляция межличностных отношений  в группе

2. Связано со  всей системой публичных отношений  и является элементом макросреды

2. Является элементом  макросреды (так же, как сама малая  группа)

3. Целенаправленный  процесс, осуществляемый под контролем разных частей социальной структуры

3. Возникает  стихийно

4. Явление более  стабильное

4. Явление менее  стабильное и зависит в большей  степени от настроения группы

5. Более определенная  система разных санкций

5. Менее определенная  система разных санкций

6. Процесс принятия  решений существенно более сложен  и опосредован обилием разных  событий и суждений, не непременно  связанных с данной группой

6. Решения принимают  конкретно по групповой деятельности

7. Сфера действий  управляющего шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности  фаворита — в основном малая  группа


Существует  различие меж формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства фаворита. В большинстве ситуаций, естественно, эти два вида влияния переплетаются в большей либо меньшей степени. Принципиально тут не то, что фаворит владеет свойствами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он владеет этими свойствами.

Лидерство — это психологическая  черта поведения отдельных членов группы, а управление — это социальная черта отношений в группе, и  в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В различие от лидерства управление выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

но, несмотря на приведенные  различия, и фаворит, и управляющий  имеют дело с одним и тем  же типом заморочек, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачки могут быть решены.

управляющий — это человек, который направляет работу остальных  и несет персональную ответственность за её результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

фаворит воодушевляет людей  и вселяет интерес в работников, передавая им свое видение грядущего и помогая им приспособиться к новому, пройти этап конфигураций.

Руководители имеют тенденцию  занимать пассивную позицию по отношению  к целям. Почаще всего они по необходимости  ориентируются на кем-то установленные цели и фактически не употребляют их для проведения конфигураций. Фавориты, напротив, сами устанавливают свои цели и употребляют их для конфигурации дела людей к делу.

Официально назначенный  управляющий подразделения владеет  преимуществами в завоевании фаворитных позиций в группе, поэтому он почаще, чем кто-или другой, становится фаворитом. Но нужно держать в голове, что быть управляющим не значит автоматом считаться фаворитом, так как лидерство в значимой мере базируется на неформальной базе.

не считая того, поведение  формального управляющего зависит  от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице либо удовлетворен своим реальным положением и в  особенности не стремится к продвижению. В первом случае управляющий, отождествляя себя с более крупными группами организации, ежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность управляющего собственной группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтоб защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во содействии с подчиненными. Они строят свои дела с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играются в запрограммированной цепочке событий либо в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации либо членами особенного общественного института. Фавориты подбирают и держат людей, которые соображают и разделяют их взоры и идеи, отражаемые в лидерском видении. Фавориты учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Фавориты склонны к использованию эмоций и интуиции и постоянно готовы вызвать у собственных последователей сильнейшие чувства типа любви и ненависти. Фавориты не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя  их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Фавориты строят свои дела с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они  закладывают доверие в базу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, разные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области  принятия решений. Они пробуют сузить набор путей решения трудности. Решения частенько принимаются  на базе прошедшего опыта. Фавориты, напротив, предпринимают неизменные пробы разработки новейших и неоднозначных решений трудности. А самое основное, после того, как неувязка ими решена, фавориты берут на себя риск и бремя выявления новейших заморочек, в особенности в тех вариантах, когда есть значимые способности для получения соответствующего вознаграждения.

Принято различать понятия  фаворита и управляющего как соответственно неформального и формального  фаворита. Процесс влияния через  способности и умения либо остальные ресурсы, нужные людям, получил заглавие неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства фаворита. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный фаворит имеет  поддержку в виде делегированных ему официальных возможностей и  традиционно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный фаворит выдвигается  за счет собственных способностей оказывать  влияние на остальных и благодаря своим деловым и личным качествам.

На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значимая группа управляющих во многом владеет  лидерскими свойствами. Но обратный вариант встречается в настоящей жизни реже.


Информация о работе Теории лидерства