Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:05, доклад
В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять персонологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми
Общая характеристика теорий личности 3
Теории личности 5
Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд. 5
Альфред Адлер: индивидуальная теория личности. 5
Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности. 6
Эрих Фромм, Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности. 7
Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк. 8
Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А.Бандура. 10
Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли. 10
Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс. 11
Заключение 12
Список источников 13
В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Олпорт выделил общие черты личности и индивидуальные. Первые включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. В качестве примера можно привести умение пользоваться языком, политические и/или социальные установки, ценностные ориентации, тревогу и конформизм. Большинство людей в нашей культуре сравнимы друг с другом по этим общим параметрам. Индивидуальные черты обозначают такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми. Это те «подлинные нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения». Позже он пересмотрел свою терминологию и назвал индивидуальные черты индивидуальными диспозициями.
Кардинальные диспозиции. Кардинальная диспозиция настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию. Олпорт утверждал, что очень немногие люди обладают кардинальной диспозицией. В качестве примеров кардинальных диспозиций Олпорт приводит исторические и вымышленные характеры. Например, Флоренс Найтингейл(сестра милосердия и общественный деятель Великобритании) была, как говорят, «одержима состраданием» к своим соратникам.
Центральные диспозиции. Не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие характеристики человека, получившие название центральные диспозиции — это, так сказать, строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции лучше всего сравнить с качествами, приводимыми в рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность). Центральные диспозиции представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие.
Вторичные диспозиции. Черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности, называются вторичными диспозициями. В эту рубрику следует включить предпочтения в еде и одежде, особые установки и ситуационно обусловленные характеристики человека. Олпорт отмечал, что надо очень близко знать человека, чтобы обнаружить его вторичные диспозиции.
Наиболее увлекательным аспектом теории Айзенка является его попытка установить нейрофизиологическую основу для черт личности. Интроверсия—экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего экстремума (например, сон) до верхнего экстремума (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции — по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.
Айзенк предполагает, что индивидуальные различия по стабильности — нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В особенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.
Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми, т.е. доступными непосредственному наблюдению, действиями человека, как производными от его жизненного опыта.
Согласно Скиннеру, поведение человека управляется окружающей средой, а не внутренними силами. Каждый индивид находится под контролем случайных обстоятельств, подкрепляющих его поведенческие реакции. Вместе с тем Скиннер – оптимист, так как уверен в том, что человек в состоянии правильно организовать ту среду, которая его контролирует; следовательно, человек может творить и переделывать собственную натуру и делает это постоянно, хотя и не прямым, а опосредованным – через среду – путем.
Иную теорию социального научения предложил А.Бандура. Основные положения этой теории сводятся к следующему. Люди непосредственно контролируют собственную судьбу. Влияние на них подкрепления зависит от внутренней регуляции. Такие внутренние факторы, как самосознание, целеустремленность и самоподкрепление, позволяют человеку регулировать, предвидеть и направлять внешние воздействия. Как и в норме, в случаях психической патологии поведение формируется в результате научения, а потому «аномальное поведение» и «дурные привычки» – это по сути дела одно и то же. Используя методы модификации поведения в сочетании с упражнениями по развитию самоосознания и саморегуляции, можно заменить «плохие» привычки «хорошими», а аномальное поведение – нормальным.
Когнитивное направление персонологии подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли основал свой подход на философии конструктивного альтернативизма, которая гласит, что любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования. Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий.
Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Личностный конструкт — оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства. Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или истолковать, объяснить или предсказать свой опыт в терминах схожести и контраста (например, «хороший-плохой»). Личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов.
Келли утверждал, что личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего. Он полагал, что не требуется никаких специальных концепций (влечения, поощрения, потребности) для объяснения мотивации человека. Вместо этого он высказал предположение, что люди мотивированы просто очевидностью того факта, что они живы, и желанием прогнозировать события, которые они переживают.
Феноменологическое
В теории Роджерса все мотивы
человека включены в один мотив достижения
мастерства — тенденцию актуализации,
врожденное стремление человека актуализировать,
сохранять и интенсифицировать
себя. Эта тенденция побуждает
всех людей двигаться в направлении
большей сложности, автономии и
раскрытия потенциала. Роджерс утверждал,
что единственной реальностью, с
точки зрения восприятия человека,
является субъективная реальность —
личный мир переживаний человека.
Центральное место в этом субъективном
мире принадлежит Я-концепции(
Современная психология не
может сегодня предложить единого,
общепринятого определения
Теория личности – это совокупность гипотез, или предложений о природе и механизмах развития личности, она пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.
Личность – прежде всего
современник определенной эпохи
и это определяет множество ее
социально-психологических
Принадлежность личности
к определенному классу составляет
другое основное ее определение, с которым
непосредственно связано
К этому следует добавить,
что личность всегда определяется и
характеристикой ее движения как
сверстника определенного поколения,
семейной структурой и положением ее
в этой структуре (как отца или
матери, сына и дочери и.т.д.). Весьма
существенной характеристикой человека
как личности является ее национальная
принадлежность, а в условиях расовой
дискриминации