Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 00:28, курсовая работа
Цель работы рассмотрение природы человеческого мышления, его понимание и объяснение в различных психологических теориях.
Задачи исследования:
Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, ознакомиться с историей возникновения психологии мышления. Дать понятие мышления и его виды в современной психологии. Исследовать основные психологические теории мышления.
Введение 3
1. Мышление 5
1.1. Определение и виды мышления 5
1.2. Операции мыслительной деятельности 8
1.3. История развития теории мышления 10
2. Теории мышления 13
1.1.Теории мышления в западной психологии 13
1.2.Теории мышления в отечественной психологии 19
Заключение 24
Литература 25
Обобщение (или генерализация) - это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершаться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Понятие и представление. Первая точка зрения о взаимосвязи понятия и представления принадлежит еще Дж. Локку. Она очень хорошо иллюстрируется с помощью коллективных фотографий Ф. Гамильтона: накладывая множество снимков друг на друга, он получал общий портрет, в котором единичные черты стирались, а общие подчеркивались. Таким же образом поначалу представлялся и процесс образования понятий как суммы представлений, однако это неверно. Во-первых, понятие не наглядно, в то время как представление наглядно т.к. связано с восприятием. Кроме того, в понятии раскрываются существенные стороны явления и их взаимосвязь.
С другой стороны, реальное мышление в понятиях всегда связано с представлениями. При этом понятие и представление не просто сосуществуют, а взаимосвязаны. Необходимо подчеркнуть, что взаимосвязь понятия с представлением особенно явно выступает в моменты затруднений: встречаясь с трудностями, мысль старается привлечь наглядный материал.
Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Также суждение является и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает.
Рассуждение - это работа мысли над суждением.
Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность.
Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.
Мышление осуществляется в понятиях и представлениях и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, индуктивное умозаключением.[9]
1.3. История развития теории мышления.
Пифагор — древнегреческий философ и
математик, основатель мозговой теории
мышления.
Для объяснения направленного характера
мышления появилось понятие персервации - тенденции
представлений удерживаться. Крайняя
форма персервации - навязчивая идея. Так,
Г.Эббингауз определил мышление как "нечто
среднее между скачкой идей и навязчивыми
представлениями". Таким образом, он
попытался объяснить мышление совокупностью
двух патологических состояний.
Вюрцбургская школа, в противовес сенсуализму,
выдвинула положение о том, что мышление
имеет свое специфическое содержание,
не сводимое к наглядно-образному. Однако
в этой концепции заключалась другая крайность
- "чистой" чувственности было противопоставлено
"чистое" мышление. [13]
Вюрцбургская школа выдвинула положение
о предметной направленности мысли и,
в противовес механицизму ассоциативной
теории, подчеркивала направленный характер
мышления. Представители Вюрцбургской
школы выдвинули концепцию "детерминирующих
тенденций", которые и направляют ассоциативные
процессы к решению задачи. Таким образом,
задаче невольно приписывалась способность
к самореализации.
О. Зельц в своем исследовании мышления
несколько изменил концепцию, заявив,
что мышление является цепью специфических
операций, которые служат методами, направленными
на разрешение задачи. Таким образом, Зельц
представил мышление "системой рефлексоидальных
соединений". Эта концепция была столь
же механистична, как и ассоциативная.[13]
К.Коффка, представляющий школу гештальтпсихологии,
в противовес Вюрцбургской школе, вновь
вернулся к идее чувственного созерцания,
но уже с другой точки зрения. Он считал,
что мышление - это не оперирование отношениями,
а преобразование структуры наглядных
ситуаций. "Напряжение проблемной ситуации"
вызывает переход одной неустойчивой
ситуации в другую. С помощью ряда таких
переходов происходит преобразование
структуры, которое в конечном итоге приводит
к решению задачи.
Таким образом, получалось, что задача
оказывалась решенной попросту в результате
того, что мы под конец по-другому видим
исходную ситуацию.
Отечественная школа во главе с Л.С.Выготским
отождествляла развитие мышления с развитием
языка и речи. С моей точки зрения, не стоит
переоценивать влияние речи на мышление,
по крайней мере, у взрослого индивида.
Безусловно, между речью и мышлением существует
взаимосвязь, и "кто ясно мыслит, тот
ясно излагает" и наоборот, но само мышление,
как ситуативное, так и теоретическое,
обычно протекает вдалеке от вербальных
форм. Исключение составляют процессы
мысленного моделирования диалогов и
проигрывания ситуаций, но тут речь выступает
скорее в качестве образного представления,
лишь иллюстрирующего невербальные понятия.
Очевидно, что не слово образует понятие,
а понятие можно с большей или меньшей
точностью выразить в слове. Описан знаменитый
случай, когда обезьяна, обученная языку
глухонемых, в ответ на какой-то, с ее точки
зрения, пакостный поступок служителя,
применила слово "грязный". Это слово
послужило выражением гораздо более широкого
понятия "неудовлетворение", которое,
очевидно, существовало у обезьяны еще
до обучения.
Таким образом, подытожив вышесказанное,
можно сделать вывод о том, что в отдельных
ситуациях и задачах в мышлении присутствует
и преобразование структур, и ассоциация
представлений, и вербальная организация,
однако в целом процесс мышления нельзя
свести ни к одному из этих явлений.
2.Теории мышления.
Активные психологические исследования мышления ведутся, начиная с XVII в. В это время и в течение следующего довольно длительного периода истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление, которое иногда не совсем правильно называют логическим (неправильно потому, что логика присутствует в любом другом виде мышления не в меньшей степени, чем в данном).
Сама способность к мышлению считалась врожденной, а мышление, как правило, рассматривалось вне развития.
В психологии существует множество теорий мышления, в которых мышление рассматривалось как ассоциация представлений, как действие, как функционирование интеллектуальных операций, как поведение.
2.1. Теории мышления в западной психологии.
Мышление – один из сложных познавательных процессов, изучение которого породило множество различных теорий.
Ассоциативная теория.
Основы ассоциативной теории, заложенные Гоббсом и особенно развитые в трудах Гартли и Пристли, были внесены в субъективно-эмпирическую психологию XIX века в Англии главным образом Спенсером и Беном, в Германии – Гербертом, Эббингаузом и Вундтом, во Франции – Тэном и другими.[3].
Ассоциативная психология исходила из того положения, что все психические процессы протекают по законам ассоциации и все образования сознания состоят из элементарных чувственных представлений, объединенных посредством ассоциаций в более или менее сложные комплексы. Представители ассоциативной психологии не видели необходимости в специальном исследовании мышления: они по существу конструировали его из предпосылок своей теории. Понятие отождествлялось с представлением и трактовалось как ассоциативно связанная совокупность признаков; суждение – как ассоциация представлений; умозаключение – как ассоциация двух суждений, служащих его посылками, с третьим, которое выводится из него.
Ассоциативная
теория сводит содержание
Таким образом, основанная на ассоциации связь между исходным представлением и последующим не однозначна: процесс лишен направленности, в нем нет регулирующей его организованности. Для того чтобы объяснить направленный характер мыслительного процесса, не отказываясь от исходных предпосылок ассоциативной теории, согласно которой все мыслительные процессы носят репродуктивный характер, воспроизводящий содержание чувственных данных, сторонники этой теории наряду с ассоциацией, пытались использовать еще персеверацию. Персеверация выражается в тенденции представлений удерживаться, каждый раз, вновь проникая в течение наших представлений. Так, порой навязчиво, преследует человека какой-либо мотив. Крайнюю патологическую форму персеверации представляют так называемые навязчивые идеи. Попытка использовать персеверативные тенденции для объяснения направленности мышления нашла себе яркое выражение в формуле Г. Эббингауза: «Упорядоченное мышление – это, можно сказать, нечто среднее между скачкой идей и навязчивыми представлениями». Мышление, таким образом, представляется в виде равнодействующей двух патологических состояний – яркое доказательство резкого несоответствия природы мышления предпосылкам этой теории, на основе которой приходится, таким образом, его объяснять[13]
Вюрцбургская школа
Представители вюрцбургской школы, положившие наряду с А. Бине во Франции начало систематическому изучению психологии мышления, прежде всего, выдвинули положение, что мышление имеет свое специфическое содержание, несводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия.
В противовес субъективизму ассоциативной психологии, для которой мыслительный процесс сводится к простой ассоциации субъективных представлений, вюрцбургская школа, опираясь на идущее от Ф. Брентано и Э. Гуссерля понятие интенции, выдвинула положение о предметной направленности мысли и подчеркнула роль предмета в мыслительном процессе.
Представители вюрцбургской школы подчеркнули упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе.
За время своего существования вюрцбургская школа проделала значительную эволюцию. Начав с утверждений о безобразном характере мышления (О. Кюльпе, X. Дж. Уатт, К. Бюлер в ранних своих работах), представители вюрцбургской школы (тот же К. Бюлер в позднейших своих работах, О. Зельц) затем выявили и даже специально подчеркнули роль наглядных компонентов в процессе мышления. Однако наглядность была при этом насквозь интеллектуализована, наглядные представления были превращены в лишенные самостоятельной чувственной основы пластичные орудия мышления; таким образом, принцип интеллектуализации реализовался в новых формах. Аналогичная эволюция произошла и во взглядах вюрцбургской школы на взаимоотношение мышления и речи. Вначале (у О. Кюльпе, например) мышление рассматривалось вовне, будучи уже готовым, независимым от нее. Затем мышление и образование понятий (Н. Ах) было превращено в результате введения формально понимаемого речевого знака в решение задачи. Эта последняя позиция, превращающая бессмысленный знак в демиурга мышления, была при всей ее видимой противоположности по существу лишь оборотной стороной все той же первоначальной позиции, разрывающей мышление и речь.[13]
Функционализм.
Джон Дьюи считал, что мышление возникает тогда, когда человек обнаруживает несоответствие между своими ожиданиями и реальными событиями. Эта теория носит название конфликтной теории. Только в случае охарактеризованного выше конфликта, по мнению Дьюи, в процесс разрешения возникшей проблемы включается мышление. Если конфликта нет — действия человека являются автоматическими и процесс мышления в них не включен.
Психоаналитическая версия.
С точки зрения психоанализа мышление человека, выступающее атрибутом сознания («Я»), находится под прицелом разнонаправленных влияний: бессознательного («оно») и актуальных требований культуры, в которой живет человек («сверх-Я»). Эти обстоятельства диктуют мышлению совершенно определенную функцию. Мышление в этом случае должно выступить процессом, направленным на то, чтобы найти способ реализации бессознательных стремлений с учетом конкретной социокультурной ситуации.
Зигмунд Фрейд считал, что причиной появления мышления выступила необходимость удовлетворения биологических потребностей: когда в мозгу человека появлялся образ объектов, которые могут удовлетворить возникшую у него потребность, например в пище, мышление проявляло себя нахождением способов претворения внутреннего образа в действительность. Другими словами, мышление выступало механизмом управления действиями, необходимыми для достижения цели.
Операционная теория мышления.
Жан Пиаже рассуждал следующим образом: возникновение мышления обусловлено биологическими процессами адаптации к окружающей среде. Ребенок в процессе своего развития совершенствует свое понимание окружающего мира, формирует схемы (внутренние представления). Это позволяет ему выстраивать свое поведение подходящим для адаптации к окружающей среде способом и на этой основе формировать будущие действия в новых ситуациях. По мере накопления опыта эти схемы совершенствуются двумя возможными способами. Это ассимиляция (упорядочивание внешних впечатлений и событий в субъективную систему связей) или аккомодация (преобразование и настройка субъективных схем под влиянием внешних событий). Пиаже выделил следующие возрастные этапы когнитивного развития:
• стадия сенсомоторного интеллекта: 0—2 года — в этот период у ребенка формируется способность сохранения в памяти образов тех предметов, с которыми он взаимодействовал. Это сенсомоторный период развития. Он характеризуется в основном становлением и развитием чувствительных и двигательных структур. Ребенок активно слушает, пробует на вкус, нюхает, трогает, бросает различные предметы и, таким образом, к концу периода усваивает достаточно информации, чтобы иметь возможность приступить к символической деятельности;