Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 13:01, контрольная работа
Проблема формирования половой идентификации - актуальная и достаточно новая в возрастной психологии. В детстве у человека формируется самосознание, усваиваются моральные и социальные нормы. Пол - это первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность. Развитие ребенка как представителя мужского или женского пола может быть полноценным благодаря его взаимоотношениям со значимыми взрослыми - родителями и другими людьми. Поэтому половое и социальное развитие ребенка тесно взаимосвязаны между собой.
Вопрос 1.
Введение 3
1. Половые различия как предмет психологических
исследований 5
2. Механизмы развития личности 9
Используемая литература 12
Вопрос 2.
Экспрессивность мужчин и женщин 13
Используемая литература 15
В исследованиях Кагана В.Е. определены следующие группы половых различий:
1) врожденные;
2) биологически - обусловленные;
3) складывающиеся в ходе социализации.
Данные половые различия могут проявляться на различных уровнях развития личности:
7
1. биопсихическом,
2. психологическом,
3. социально-психологическом,
4. социальном /10/.
По мнению Кагана В.Е., сравнительно немногие половые различия локализованы только на одном уровне, причем, чем выше уровень, тем больше вероятность таких локальных одноуровневых половых различий, а чем он ниже, тем более вероятно его влияние на половые различия более высоких уровней.
Психологи утверждают, что "половые различия формируются на каждом возрастном уровне и в целом лишь на путях образования функциональных связей между всеми актуальными детерминантами половой дифференциации и ранее сформированными половыми различиями... Половые различия представляют собой мега-систему структурные элементы которой обладают внутренней организацией. Изучение этой системы определяет важность для самых разных областей человекознания, в том числе полового воспитания" /10, стр.21/.
Для чего педагогам нужны глубокие знания о половых различиях? Прежде всего они необходимы на этапе становления и саморегуляции. "Саморегуляция поведения предполагает "наличие у индивида определенной информации о самом себе". Частью этой информации о себе является знание о том, что человек принадлежит к определенному полу, что есть представители другого пола, отличающиеся по ряду признаков. Значит, знания о половых различиях окажут большую помощь человеку в саморегуляции поведения. Представления о своем теле, его строении и причинах такого строения являются компонентом "системы Я" наряду с представлениями о своих психических свойствах, моральных качествах и т.д. Осознание каких либо своих способностей и особенностей меняет самооценку и уровень притязаний человека, что немаловажно для создания психологического и социального комфорта "системы Я" каждого человека.
Все вышеизложенные положения позволяют сделать вывод о том, что половое воспитание необходимо для развития личности человека, потому что "пол" - понятие не только биологическое, физиологическое и социальное. Знания о половых различиях (в широком смысле для педагогов в узком - для детей) будут являться условием полового воспитания и определять его содержание.
8
Механизмами развития личности, по В. С. Мухиной, являются: идентификация, обособление и их взаимодействие.
В этой
структуре пять звеньев: имя
собственное и тело, притязание на признание, половая идентификация,
психологическое время и социальное пространство
личности. Механизмами развития личности,
по В. С. Мухиной, являются: идентификация,
обособление и взаимодействие между ними
(Мухина В. С, 1997, с. 56-97). Как подчеркивает
автор, «общезначимой ценностью для общества,
и личности является структура человеческого
самосознания, которую формируют имя собственное,
самооценка и притязание на признание,
представление себя как представителя
определенного пола, представление себя
во времени (в прошлом, настоящем и будущем),
оценка себя в отношении прав и обязанностей»
(Мухина В. С, 1986, с. 58). Проведенные В. С.
Мухиной и ее учениками многочисленные
исследования показывают, как внимателен
должен быть учитель к школьнику. Выбирая
формы обращения к первокласснику, тем
более к шестилетке, он должен помнить,
что фамилия ребенка «отчуждает» его —
он привык к своему имени. В. С. Мухина советует
в начале обучения обращаться к детям
(особенно из неблагополучных семей) по
имени и не бояться положительно оценить
действия ребенка: «Петя, ты молодец!»,
«Маша сегодня умница» и т. д. Осознавая
себя мальчиком или девочкой, ребенок
при помощи учителя, семьи формирует свою
половую (социальную) позицию. Мальчик
должен быть сильнее, он должен брать на
себя заботу о девочке, быть внимателен
к ней. В. С. Мухина справедливо отмечает,
что постоянно объединять детей под общим
обращением «Дети!» или «Ребята!» не совсем
правильно. Необходимо подчеркивать, фиксировать
специфичность того, на что при формировании
личности ребенка направляется внимание
девочек (женственность, сдержанность,
мягкость, доброта, чистоплотность, аккуратность,
гуманность, внимательность, сострадание
и т. д.) и мальчиков (смелость, решительность,
ответственность, великодушие, честность
и т. д.). Существенна мысль В. С. Мухиной
об особенностях формирования жизненной
перспективы ребенка на основе управления
его представлениями о себе в прошлом,
будущем и настоящем. Жизненную позицию
первоклассников можно сформулировать
так: сегодняшний день ради завтрашнего.
Ее исследование показало, что подавляющее
число детей обращено не в свое прошлое,
а в будущее. Это положение относится прежде
всего к нормальному, а не к депривированному
развитию (т. е. развитию, в процессе которого
не удовлетворяются такие потребности,
как притязание на признание и др.). Его
особенно важно учитывать учителю, работающему
во время перестройки социальных структур
общества, изменения сложившихся мнений,
стереотипов в индивидуальном сознании
людей, и в частности — детей. Учитель
должен целенаправленно формировать оптимистическое
представление ребенка о будущем, укреплять
позитивные жизненные перспективы, противостоять
пессимизму.
Разрабатывая общую концепцию гуманного воспитывающего обучения, направленного на формирование полноценной активной личности (Я. Кор-чак, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, В. В. Давыдов и многие другие), В. С. Мухина особое внимание обращает на формирование у ребенка отношения к правам и обязанностям, принятым в обществе. Автор предлагает плодотворную идею обращения обязанностей детей в их права, осознание, понимание которых «поднимает» самоуважение ребенка. Сравним привычное нам обращение: «Ребята, вы должны сидеть тихо», «Вы должны работать на уроке самостоятельно» и предлагаемую В. С. Мухиной форму: «Дети, вы имеете право на тишину, на самостоятельную работу — воспользуйтесь этими правами».
Разработанная В. С. Мухиной структура самосознания личности ребенка: «Я Петя — хороший — мальчик — был, есть, буду — имею право, должен» «представляет ту основу, которая просматривается у всего человека, обретая содержательное наполнение в зависимости от традиций, социального устройства, с одной стороны, и индивидуального пути развития личности— с другой» (Мухина В. С, 1986, с. 64). Компоненты этой структуры представлены в самосознании каждого школьника, и конечно, в зависимости от уровня его личностного и возрастного развития, они определяют его позицию как ученика, его отношение к учению, учителю, школе.
Согласно А. В. Петровскому, развитие личности может быть представлено как единство непрерывности и прерывности. «Непрерывность в развитии личности (как системы) выражает относительную устойчивость в закономерности ее перехода от одной фазы к другой в данной общности, для нее референтной. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия, которые связаны с действием факторов, относящихся к ее взаимодействию с "соседними" системами, в данном случае с принятой в обществе системой образования» (Петровский А. В., 1987, с. 21). По А. В. Петровскому, личностное развитие человека, проходящего состояния адаптации, индивидуализации и интеграции как макро- и микрофаз этого процесса, определяет вся ситуация социального развития.
Приведенная трактовка развития личности, разрабатываемая прежде всего отечественной психологией (А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. В. Петровский, Л. С. Выготский), находится в русле концепции, согласно которой, по Л. С. Выготскому, «развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях... единством общественного и личного при восхождении ребенка по ступеням развития» (Выготский Л. С, 1984, с. 248).
Другая трактовка развития, согласно Л. С. Выготскому, находит воплощение в теориях творческой эволюции, направляемой автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся
10
личности, волей к самоутверждению и самосовершенствованию (Выготский Л. С, 1984, с. 248).
Проведенный С. Д. Смирновым анализ движущих сил и условий развития личности, представленный в широко известных зарубежных концепциях, показывает, как трактуются эти силы и условия:
— по 3. Фрейду, основой индивидуального и личностного развития являются врожденные влечения или инстинкты, где единственным источником психической энергии признаются биологические влечения;
— по К. Юнгу, развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности. Конечная цель индивидуализации — достижение высшей точки «самости», целостности и полного единства всех психических структур;
— по А.Адлеру, человеку от рождения присуще «чувство общности», или «общественное чувство», которое и побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, обычно возникающее в первые годы жизни, и добиться превосходства за счет разного рода компенсаций;
— по К. Хорни, основной источник энергии для развития личности — чувство беспокойства, неуютности, «коренной тревоги» и порождаемое им стремление к безопасности и т. д.
Очевидно, что личностное развитие, становление человека как личности, социального существа столь многопланово, что его могут одновременно определять как внешние, так и внутренние условия.
«Два основных противоречия определяют сущность человека, его развитие и многообразие его сущностных качеств и их сочетаний в характерологические комплексы. Это: а) отчужденность от природы и связь с ней; б) отчужденность от общества, группы, других людей и связь с ними» (Шадриков В. Д., 1993, с. 27). К сожалению, многие теории и основанные на них методы психологии развития абсолютизируют роль отдельных условий развития.
11
Используемая литература
1. Абраменкова
В.В. Половая дифференциация и
межличностные отношения в
2. Агеев В.С.
Психологические и социальные
функции полоролевых
3. Алешина Ю.Е.,
Волович А.С. Проблемы
4. Арчер Дж. Половые роли в детстве: структура и развитие. - В кн.: Детство идеальное и настоящее. Сборник работ современных западных ученых. Пер. с англ. / Под ред. Е.Р.Слободской.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.
5. Белкин А.И.
Биологические и социальные
6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1999.
5. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации // Гуманизация образования дошкольников: Тез. докл. науч. конф. Волгоград, 1999
8. Захаров П.И.
Психологические особенности
9. Иванова И.И. Полоролевые представления и предпочтения (количество выборов) у детей 3-4 лет // Домашний очаг. - 2005. - № 3. - с. 25-32
10. Ильин Е.П.
Дифференциальная психология
11. Ильченко
Л.В. Развитие
12. Исаев Д.Н., Каган В.Е., Половое воспитание и психогигиена пола у детей. - СПб., 1989
13. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. - СПб., 1998.
12
ЭКСПРЕССИВНОСТЬ ( букв. «
В основе явления
экспрессивности или текста, организованных на
основе таких языковых единиц, лежат несколько
групп психологических закономерностей, касающихся, с
одной стороны, выражения эмоций и чувств,
а с другой – восприятия (сюда относится, прежде всего,
противопоставление фигуры и фона как одно
из главных условий восприятия). Лингвистическим
механизмом экспрессивности является,
Женщины более свободны в выражении страха и грусти, чем мужчины (Blier, Blier-Wilson, 1989). Правда, Н. Айзенберг и соавторы (Eisenberg et al., 1989) выявили по мимике и самоотчету испытуемых лишь небольшие различия в проявлении эмоциональности в пользу женщин. С возрастом эти различия увеличивались, в основном за счет того, что мужчины больше маскируют свои эмоции.
Информация о работе Теории половой идентификации. Экспрессивность мужчин и женщин