Общественно выработанные способы
действий с предметами не даны непосредственно
как некоторые физические характеристики
вещей. На предмете не написаны его общественное
происхождение, способы действий с ним,
способы и средства его воспроизведения.
Поэтому овладение таким предметом невозможно
путем адаптации, путем простого «уравновешивания»
с его физическими свойствами. Внутренне
необходимым становится особый процесс
усвоения ребенком общественных способов
действий с предметами. При этом физические
свойства вещи выступают как ориентиры
для действий с нею. Система «ребенок —
взрослый» в свою очередь также имеет
существенно иное содержание. Взрослый
прежде всего выступает перед ребенком
не со стороны случайных и индивидуальных
качеств, а как носитель определенных
видов общественной по своей природе деятельности,
осуществляющий определенные задачи,
вступающий при этом в разнообразные отношения
с Другими людьми и сам подчиняющийся
определенным нормам. Но на самой деятельности
взрослого человека внешне не указаны
ее задачи и мотивы. Внешне она выступает
перед ребенком как преобразование предметов
и их производство. Осуществление этой
деятельности в ее законченной реальной
форме и во всей системе общественных
отношений, внутри которых только и могут
быть раскрыты ее задачи и мотивы, для
детей недоступно. Поэтому становится
необходимым особый процесс усвоения
задач и мотивов человеческой деятельности
и тех норм отношений, в которые вступают
люди в процессе ее осуществления. К сожалению,
психологические особенности этого процесса
исследованы явно недостаточно. Но есть
основания предполагать, что усвоение
детьми задач, мотивов и норм отношений,
существующих в деятельности взрослых,
осуществляется через воспроизведение
или моделирование этих отношений в собственно
деятельности детей, в их сообществах,
группах и коллективах. Примечательно
то, что в процессе этого усвоения ребенок
сталкивается с необходимостью овладения
новыми предметными действиями, без которых
нельзя осуществлять деятельность взрослых.
Таким образом, взрослый человек выступает
перед ребенком как носитель новых и все
более сложных способов действий с предметами,
общественно выработанных эталонов и
мер, необходимых для ориентации в окружающей
действительности.
В детской психологии накоплен
значительный материал, дающий основание
для выделения двух резких переходов в
психическом развитии детей. Это, во-первых,
переход от раннего детства к дошкольному
возрасту, известный в литературе как
«кризис трех лет», и, во-вторых, переход
от младшего школьного возраста к подростковому,
известный в литературе под названием
«кризиса полового созревания». Сопоставление
симптоматики этих двух переходов показывает
наличие между ними большого сходства.
В обоих переходах имеют место проявление
тенденции к самостоятельности и ряд негативных
проявлений, связанных с отношениями со
взрослыми.
Каждая эпоха состоит из закономерно
связанных между собой двух периодов.
Она открывается периодом, в котором идет
преимущественное усвоение задач, мотивов
и норм человеческой деятельности в развитии
мотивационно-потребностной сферы. Здесь
подготавливается переход ко второму
периоду, в котором происходит преимущественное
усвоение способов действий с предметами
и формирование операционно-технических
возможностей. Все три эпохи (эпоха раннего
детства, эпоха детства, эпоха подростничества)
построены по одному и тому же принципу
и состоят из закономерно связанных двух
периодов. Переход от одной эпохи к следующей
происходит при возникновении несоответствия
между операционно-техническими возможностями
ребенка и задачами, и мотивами деятельности,
на основе которых они формировались.
Переходы от одного периода к другому
и от одной фазы к другой внутри периода
изучены в психологии очень слабо.
Теоретическое и практическое
значение гипотезы о периодичности процессов
психического развития на основе схемы
периодизации:
Во-первых, ее основное
теоретическое значение мы видим
в том, что она позволяет преодолеть
существующий в детской психологии
разрыв между развитием мотивационно-потребностной
и интеллектуально-познавательной сторон
личности, позволяет показать противоречивое
единство этих сторон развития личности.
Во-вторых, эта гипотеза дает
возможность рассмотреть, процесс психического
развития не как линейный, а как идущий
по восходящей спирали.
В-третьих, она открывает путь
к изучению связей, существующих между
отдельными периодами, к установлению
функционального значения всякого предшествующего
периода для наступления последующего.
В-четвертых, наша гипотеза
направлена на такое расчленение психического
развития на эпохи и стадии, которое соответствует
внутренним законам этого развития, а
не каким-либо внешним по отношению к нему
факторам. Практическое значение гипотезы
состоит в том, что она помогает приблизиться
к решению вопроса о сенситивности отдельных
периодов детского развития к определенному
типу воздействий, помогает по-новому
подойти к проблеме связи между звеньями
существующей системы образовательных
учреждений. Согласно требованиям, вытекающим
из этой гипотезы, там, где в системе наблюдается
разрыв (дошкольные учреждения — школа),
должна существовать более органичная
связь. Наоборот, там, где ныне существует
непрерывность (начальные классы — средние
классы), должен быть переход к новой воспитательно-образовательной
системе. Конечно, только дальнейшие исследования
покажут, насколько в нашей гипотезе правильно
отражена действительность психического
развития детей.
Развитие психики человеческого
индивида — это обусловленный и вместе
с тем активный саморегулирующийся процесс.
Это — внутренне необходимое движение,
"самодвижение" от низших к высшим
уровням жизнедеятельности, в котором
внешние обстоятельства, обучение и воспитание
всегда действуют через внутренние условия;
с возрастом постепенно увеличивается
роль собственной активности индивида
в его психическом развитии, в формировании
его как личности.
Онтогенез человеческой психики носит
стадиальный характер. Последовательность
его стадий необратима и предсказуема.
Филогенез определяет онтогенез путем
создания необходимых для него естественных
предпосылок и социальных условий. Человек
рождается с природными возможностями
человеческого психического развития,
которые реализуются в общественных условиях
его жизни с помощью средств, созданных
обществом.
Соответственно, некоторые теоретики
предложили стадиальную модель для понимания
фаз роста и развития в жизни человека.
В качестве примера можно привести концепцию
восьми стадий развития Эго, сформулированную
Эриксоном Э. Или теорию Пиаже Ж., открывшего
ряд особенностей детских представлений
о мире, особенности детской логики в разные
периоды развития, а так же создавшего
концепцию стадиального развития интеллекта.
Центральным для созданной Эриксоном
теории развития личности является положение
о том, что человек в течение жизни проходит
через несколько универсальных для всего
человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется
в соответствии с эпигенетическим принципом
созревания. Под этим Эриксон понимает
следующее:
- Личность развивается ступенчато, переход
от одной ступени к другой предрешен готовностью
личности двигаться в направлении дальнейшего
роста, расширения осознаваемого социального
кругозора и радиуса социального взаимодействия;
- Общество устроено так, что развитие
социальных возможностей человека принимается
одобрительно, общество пытается способствовать
сохранению этой тенденции, а так же поддерживать
как надлежащий темп, так и правильную
последовательность развития.
В книге "Детство и общество" (1963г.)
Эриксон разделил жизнь человека на восемь
отдельных стадий психосоциального развития.
Он считает, что эти стадии являются результатом
развертывающегося генетического "плана
личности".
Эпигенетическая концепция Эриксона
базируется на представлении о том, что
полноценное развитие личности возможно
только путем прохождения последовательно
всех стадий. Согласно Эриксону, каждая
стадия жизненного цикла наступает в определенное
для нее время и сопровождается так называемым
возрастным кризисом. Кризис наступает
в связи с достижением индивидуумом определенного
уровня психологической и социальной
зрелости, необходимого и достаточного
для данной стадии. Каждая из фаз жизненного
цикла характеризуется фазо-специфической
эволюционной задачей, которая на определенном
этапе жизни предъявляется человеку и
должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической
эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал
какую-либо проблему в социальном развитии,
которую общество ставит перед личностью,
и разрешение которой способствует переходу
на новый, более успешный уровень социализации.
Характерные для индивидуума модели
поведения обусловлены тем, каким образом
в конечном итоге разрешается каждая из
этих задач или как преодолевается кризис.
Общеизвестно, что движущими
силами развития психики человека являются
внутренние противоречия, конфликты. Успешно
разрешая которые личность развивается.
В теории Эриксона, конфликты играют жизненно
важную роль, потому что и рост и расширение
сферы межличностных отношений связанны
с растущей уязвимостью функций эго на
каждой стадии. В то же время, он отмечает,
что кризис означает "не угрозу катастрофы,
а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический
источник, как силы, так и недостаточной
адаптации" (2, с. 219).
Каждый психосоциальный кризис содержит
и позитивный и негативный компоненты.
Если конфликт разрешен удовлетворительно,
то есть эго обогатилось положительными
качествами, следовательно, это гарантирует
здоровое развитие личности в дальнейшем.
И наоборот, если конфликт остается неразрешенным
или получает неудовлетворительное разрешение
в развивающееся эго встраивается негативный
компонент, что создает предпосылки к
развитию невроза данного кризиса и отрицательно
влияет на прохождение остальных фаз.
Задача личности, таким образом, заключается
в том, что бы адекватно решался каждый
кризис, что позволит подойти к следующей
стадии развития более адаптивной и зрелой
личностью.
психическое развитие
эриксон
Восемь стадий психосоциального
развития по Эрику Эриксону
№ |
Стадия |
Возраст |
Кризис |
Сильная сторона |
1 |
Орально-сенсорная |
до 1года |
Базальное доверие — базальное недоверие |
Надежда |
2 |
Мышечно-анальная |
1-3 года |
Автономия — стыд и сомнение |
Сила воли |
3 |
Локомоторно-генитальная |
3-6 лет |
Инициативность — вина |
Цель |
4 |
Латентная |
6-12 лет |
Трудолюбие — неполноценность |
Компетентность |
5 |
Подростковая |
12-19 лет |
Эго-идентичность — ролевое смешение |
Верность |
6 |
Ранняя зрелость |
20-25 лет |
Интимность — изоляция |
Любовь |
7 |
Средняя зрелость |
26-64 года |
Продуктивность — застой |
Забота |
8 |
Поздняя зрелость |
65- смерть |
Эго-интеграция — отчаяние |
Мудрость |
Полагая, что перечисленные восемь стадий
представляют собой универсальную особенность
человеческого развития, Эриксон указывает
при этом на культурные различия в способах
разрешения проблем, присущих каждой стадии.
Он считает, что в каждой культуре существует
"решающая координация" между развитием
индивидуума и его социальным окружением.
Речь идет о координации, называемой им
"зубчатым колесом жизненных циклов"
— законе согласованного развития, согласно
которому развивающейся личности общество
оказывает поддержку именно тогда, когда
она особенно остро в этом нуждается. Таким
образом, с точки зрения Эриксона, потребности
и возможности поколений переплетаются.
С точки зрения швейцарского психолога
Ж. Пиаже, интеллект, как и любая другая
живая структура, не просто реагирует
на раздражитель, он растет, меняясь и
адаптируясь к миру. Собственно, цель развития
— это адаптация к среде. Созданная им
область знания правильно называется
генетической эпистемологией, которая
объединила биологию с эпистемологией
(областью философии, изучающей происхождение
знания, механизмы и условия формирования
понятий, познавательных операций и т.
д.), исследования Ж. Пиаже начались с его
совместной работой с Симоном и Бине по
совершенствованию шкалы интеллекта.
Анализируя результаты тестирования,
Ж. Пиаже заинтересовался закономерностями,
обнаруженными им в неправильных ответах.
Он предположил, что различия между детьми
и взрослыми не ограничиваются объемом
знаний, но объясняются различиями в способах
познания.
Отказавшись от количественного (тестологического)
подхода к изучению интеллекта, Ж. Пиаже
разработал методику клинического интервью,
когда ребенок должен отвечать на вопросы
или манипулировать стимульным материалом.
Такой подход позволял не только выявить
знания, накопленные ребенком, но и открывать
внутренние процессы — процессы мышления
— в ходе ответов. Результаты этих интервью
привели Ж. Пиаже к выводу, что для описания
развития интегрированных процессов мышления
у детей можно использовать логические
модели. Для иллюстрации своей теории
Ж. Пиаже придумал знаменитый эксперимент
для обозначения сознавания ребенком
того, что физические вещества (объем,
масса, количество) остаются постоянными,
несмотря на изменения его формы или внешнего
вида. Пиаже на глазах у ребенка переливал
жидкость из одного стакана (широкого
и низкого) в другой (высокий и узкий). Затем
он спрашивал, сколько жидкости в высоком
стакане. Большинство детей в возрасте
6—7 лет и старше отвечали, что количество
жидкости осталось тем же, но дети до 6
лет утверждали, что в высоком стакане
жидкости стало больше.
Пиаже заключил, что до достижения определенной
стадии развития дети формируют свои суждения,
опираясь в большей степени на перцептивные,
чем на логические, процессы.