Теории старения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:24, реферат

Краткое описание

Цель: изучение различных теорий старения.
Задачи:
Рассмотрение разных определений слов «Старость» и «Старение»;
Изучение теорий старости;
Заключительный вывод по полученным знаниям.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определения «Старости» и «Старения» 4
Глава 2 Биологические теории старения 5
2.1. Программированное старение 5
2.2 Непрограммированное старение 6
2.3. Таблица (краткое описание теорий) 6
Глава 3 Социально-психологические подходы к старению и старости 9
3.1 Дж. Биррен 9
3.2 Дж. Тернер и Д. Хелмс 9
3.3 К. Виктор 10
Глава 4 Психологические теории старения зарубежных мыслителей 11
4.1 Карл Юнг 11
4.2 А. Адлер 11
4.3 Эрик Эриксон 12
4.4 Р. Пек 13
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Теории старости.docx

— 44.72 Кб (Скачать файл)

Для пожилых и старых людей  в качестве такого «социального протеза» может выступить система социальной помощи. Для ее работы идеи Адлера в решении проблем пожилого человека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполноценности и сопутствующие неврозы, помогая индивиду найти смысл жизни в оказании помощи другим людям, добиться такого состояния, когда ощущение принадлежности к социальной общности не покидало бы старого человека [4].

4.3 Эрик Эриксон

Эрик Эриксон «Восемь стадий развития личности»- каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом, и каждая стадия имеет определенную цель в достижении того или иного социально-ценного качества.

Восьмая стадия жизненного пути — старость — характеризуется достижением новой, завершенной формы эго-идентичности. Человек, который проявил заботу в отношении людей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей обретает высший уровень целостности личности. Э. Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: это всё возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; это приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. Задача человека пожилого возраста, по Эриксону, состоит в том, чтобы достичь целостности развития своего Я (Ego), уверенности в смысле жизни, а также гармонии, понимаемой как сущностное качество жизни отдельного индивида и всей Вселенной.

Гармония противостоит дисгармонии, воспринимаемой как нарушение целостности, которое ввергает человека в состояние отчаяния и уныния. Осуществление этой задачи приводит человека к «ощущению чувства тождества с самим собой и длительности своего индивидуального существования как некоей ценности, которая, даже в случае необходимости, не должна быть подвергнута никаким изменениям». Отчаяние может иметь место лишь в случае осознания жизненной неудачи и отсутствия времени для исправления ошибок. Отчаяние и недовольство самим собой у пожилого человека часто проявляются через осуждение поступков других, особенно молодых людей. По Э. Эриксону, достижение чувства полноты жизни, исполненного долга, мудрости возможно в старости лишь в случае позитивного прохождения предшествующих стадий, Ecjihl главнейшие задачи предшествующих возрастов не были реализованы, старость сопровождается разочарованием, отчаянием и страхом смерти [10].

Теория Э.Эриксона вызвала  огромный интерес у психологов и позднее была расширена Р. Пеком.

4.4 Р. Пек

 Р. Пек считал, что  для достижения «успешной старости»  человек должен решить три основные задачи, охватывающие три измерения его личности.

Во-первых, это дифференциация, это трансценденция против поглощенности ролями. В ходе профессиональной деятельности человек поглощен ролью, диктуемой профессией. Пожилые люди в связи с выходом на пенсию должны определить для себя целый набор значимых видов деятельности так, чтобы их время было целиком заполнено различными видами активности. Если люди определяют себя только в рамках своей работы или семьи, то выход на пенсию, смена работы или уход детей из дома вызовут такой прилив отрицательных эмоций, с которыми индивидуум может не справиться.

Во-вторых, это трансценденция тела против поглощенности телом  — измерение, имеющее отношение  к способности индивидуума избегать чрезмерного сосредоточения на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми сопровождается старение. По мнению Р. Пека, старые люди должны учиться справляться с ухудшением самочувствия, отвлекаться от болезненных ощущений и наслаждаться жизнью прежде всего через человеческие отношения. Это позволит им «шагнуть» за пределы поглощенности своим телом.

И, наконец, трансценденция эго против поглощенности эго  — измерение, имеющее особое значение в старости.

Согласно теории Э. Эриксона, люди, которые встречают старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу собственной смерти благодаря участию в молодом поколении — наследие, которое их переживет.

Подобно стадиям Э. Эриксона, ни одно из измерений Р. Пека не ограничивается средним возрастом или старостью. Решения, принятые в начале жизни, выступают в качестве строительных блоков, из которых складываются все решения взрослого человека, а люди среднего возраста уже начинают разрешать проблемы грядущей старости [11].

 

 

 

Заключение

 

Исследование процесса старения, ставшее предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, в котором процесс развития, т. е. обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса, или инволюции. А так же в определенные моменты важны переживания пожилого человека (его место в обществе, проблемы старения, разрешение этих проблем социальной политикой).

В современном мире существует множество теорий, но единой и универсальной теории старения нет.

 

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Дефект и компенсация. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5.
  2. Ермолаева М. В. Практическая психология старости /М.В. Ермолаева. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
  3. Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? // Мир психологии, 1999, №2, с. 80-96.
  4. Козлова Т. З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности. // Социальная идентификация личности. / Отв.ред. Ядов В.А., М.: РАН Ин-т социологии, 1993. - С. 107-123.
  5. Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии. // Мир психологии, 1999, №2, с. 96-100.
  6. Краснова О.В. Социально-психологические вопросы старения/ Журнал практического психолога. - 1997. - №3. - С. 5-12.
  7. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М.Д. Александрова. Л., 1974.
  8. Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002.
  9. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка В.В. Виноградова. - 4-е изд – М.: С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, 2003.
  10. Феофанов К. А., Виктор К. Старость в современном обществе: Руководство по социальной геронтологии // Социальная геронтология: Современные исследования. - М.: ИНИОН РАН, 1994. - С. 41 -42.
  11. Эриксон Э.Г. Детство и общество. – СПб.: Ленато,1996.

Информация о работе Теории старения