Теории страха в современной психологической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:20, контрольная работа

Краткое описание

Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица. Это доказывает тот факт, что доказывает врожденный характер эмоций. Но, несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают нас по жизни, мало кто знает о том, почему в некоторый момент времени, мы реагирует так, а не иначе на то или другое событие.

Содержание

Введение……………………………………………………...……………..3
1. Теории страха З.Фрейда…………………………………...………..4
2. Теории страха в различных психологических концепциях………8
3. Современные теории страха…………………………………….....16
Заключение…………………………………………………………….….17
Список литературы……………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

кр психология личности +.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Северный  государственный медицинский университет

 

Факультет клинической психологии и социальной работы

 

Заочное отделение

 

Отделение клинической  психологии

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Психология личности»

На тему «Теории  страха в современной психологической литературе»

 

 

 

 

 

Студентки Хотеновой (Смирновой) Анны Владимировны

Специальность 030301 «Психология»

форма обучения:

заочная (с применением  дистанционных технологий)

Курс 3

Группа 1

Преподаватель: Н.Н. Смирнова

 

 

 

 

 

 

Архангельск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………...……………..3

  1. Теории страха З.Фрейда…………………………………...………..4
  2. Теории страха в различных психологических концепциях………8
  3. Современные теории страха…………………………………….....16

Заключение…………………………………………………………….….17

Список литературы……………………………………………………….18  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Введение 

 

Эмоции – постоянный спутник человека, оказывающим постоянное влияние на все его мысли и деятельность. Как часто факторы эмоциональной природы затрудняют установлению нормальных отношений между индивидом и группой.

Все мы постоянно испытываем различные  эмоции: радость, грусть, печаль и т.д. К классу эмоций относятся также  чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным  нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица. Это  доказывает тот факт, что доказывает врожденный характер эмоций. Но, несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают нас по жизни, мало кто знает о том, почему в некоторый момент времени, мы реагирует так, а не иначе на то или другое событие.

Страх – это неприятное эмоциональное  переживание, когда человек в  той или иной степени осознает, что ему угрожает опасность.

Страх представлен не только благодаря возможности его объективации в телесных ощущениях, но и в силу его  психологического обоснования.

Существует  множество теорий страха, анализ которых и является целью нашей работы. 

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть  теорию страха З.Фрейда;

2) рассмотреть теории страха в различных психологических концепциях;

3) рассмотреть  современные теории страха.

Объект изучения – понятие страха в психологии.

Предмет изучения – проблема понимания страха в  психологии.

При подготовке контрольной работы проведен обзор литературы по теме.  

 

  1. Теории страха З.Фрейда

 

 

Первая теория страха, разработанная З.Фрейдом, изложена в работе о неврозе страха в 1895г. В данном варианте подобное специфическое  переживание было названо им страхом  перед влечением. Страх понимался  как переживание, которое возникает  от избытка сексуальных веществ, оказывающих токсическое воздействие  в результате застоя. Это – превращение переизбытка бессознательной либидинозной энергии в страх.

Позже, во «Введении  в психоанализ» он различает реальный страх и страх невротический. Первый возникает на вполне определенную угрозу и является нормальной реакцией организма, связанной с рефлексом самосохранения. «При анализе реального страха мы свели его к состоянию повышенного сенсорного внимания и моторного напряжения, которые мы называем готовностью к страху. Из нее развивается реакция страха» [1]. Невротический страх возникает не столько как следствие невостребованной сексуальной энергии, сколько как результат отделения либидо от вытесненной репрезентации, иными словами, «аффективный заряд, квант энергии, связанный с этим представлением, трансформируется в страх независимо от его качества в условиях нормального проявлении» [2]. Во «Введении в психоанализ» Фрейд описывает невротический страх, во-первых, как «свободную, неопределенную боязливость… как так называемый страх ожидания», во-вторых, как «страх, накрепко связанный с определенными содержаниями представлений в так называемых фобиях», в-третьих, «страх при истерии и других формах тяжелых неврозов» [3].

В работе «Подавление, симптомы и страхи» (1920) Фрейд формулирует  новые представления о чувстве  страха. Эти представления получили название второй теории страха, в которой  данный феномен выступает в качестве функции Я. Страх перед влечениями, явившийся главным понятием первой теории, в этой работе был назван автоматическим страхом, который противопоставлялся сигнальному страху, или сигналу тревоги (Angstsignal). Понятие сигнального страха выявляет новую функцию тревоги как побуждения к защите Я. Появление сигнала непосредственно не связано с экономическими факторами, т.е. не вызывается каждый раз как новое явление, а повторяет в виде эмоционального состояния уже существующий след, закрепленный в памяти. Он играет роль «мнесического символа».

Одним из объектов страха являются опасности, которые грозят индивиду извне, угрожают самосохранению организма (дикие животные, явления природы, разъяренный человек  и проч.), а также события, которые  могут вызвать неприятные ощущения, переживания (голод или жажда, насмешки, экзамен и проч.). При угрозах  такого порядка у человека возникает чувство беспомощности и угнетения. Иногда это состояние напряженности и выдается за чувство страха.

Другим  объектом страха может быть опасность  наказания или отмщения, которые  человек уже ранее переживал  в похожих ситуациях. Такое переживание  называется страхом перед Супер-эго, иными словами - это страх перед родителями, интернализированными в Сверх-Я в виде феномена совести. Чем больше стремление личности к получению удовольствия, тем сильнее проявляется данный вид страха. Сильное желание может быть удовлетворено с помощью замещающей деятельности путем сублимации.

Еще один объект страха – чужой человек или  неизвестная ситуация. Этот вид страха возникает в связи с ощущением, что неизвестное сопровождается неприятными переживаниями, в первую очередь вызванными тем, что в новой ситуации велика вероятность оказаться во власти инстинктивных побуждений, не контролируемых со стороны Я. К страху перед неизвестным можно в какой-то степени отнести страх смерти и страх отделения. Впервые этот страх появляется у ребенка около восьми месяцев от рождения. Шпитц дал ему специальное название - "дичание", или "тревога восьмимесячных". Он называет его вторым этапом социализации, следующим за первым, которым является улыбка. Страх чужого человека и неизвестной ситуации у взрослого может проявляться в виде страхов чего-то нового, негативных переживаний, возникающих всякий раз, как только предстоит "шагнуть на новую ступень" (ситуация экзамена, выбор профессии, вступление в брак, решение родить ребенка, переход на новую работу, переезд, выход на пенсию и др.).

Страх утраты любви постоянно описывался Фрейдом начиная с его работ "Я и Оно" (1923). В первую очередь речь идет о страхе утраты матери, которая является для ребенка источником удовлетворения его самых разных потребностей - в самосохранении, в физическом комфорте, в кинематической подстройке, в привязанности, в цеплянии и проч. Тесная симбиотическая связь с матерью воспринимается младенцем как единое целое, в котором пока еще не выделяются отдельные фигуры - Я сам и моя мать. Ощущение симбиоза может переживаться как страх потери собственного Я в связи со страхом утраты матери. Страх утраты собственного Я называется экзистенциальным страхом, страхом уничтожения, потери собственной сущности.

Паранояльные  страхи возникают вследствие проекции собственных агрессивных импульсов  на другого человека и опасений, что он станет для нас угрожающей фигурой. Так, желание убивать и  соответствующие страхи быть убитым нередко рассматриваются как связанные феномены: я боюсь быть убитым, поскольку сам испытываю подобное желание. Нередко в собственной агрессии усматривается скрытое желание отделения, сепарации.

Страх кастрации  многими ассоциируется со страхами в области сексуальности. Однако это не совсем верно. Его можно связать с более широким понятием – страхом собственной неполноценности, вызванным чувством неполноценности. Это ощущение возникает тогда, когда  человек оказывается не способным отделить свои успехи/неудачи, результаты своей деятельности от себя самого. Оно приводит к снижению самооценки, к актуализации экстринсивной мотивации (поведения, находящегося под контролем похвалы или упрека), к пассивности и депрессии.

Фрейд соотносил  страх кастрации с фаллической стадией развития ребенка и формированием Эдипова комплекса. Он полагал, что чувства ребенка, возникающие в этот период жизни, обусловлены трехсторонними отношениями, в которых к родителю своего пола переживается чувство вражды, а к родителю противоположного пола - чувство любви. Страх кастрации возникает, во-первых, на основе констатации ребенком анатомической разницы между полами и, во-вторых, как следствие возникновения угрозы - реальной или фантазматической. Угрожающей фигурой выступает отец.

Справиться с ощущением неполноценности не всегда представляется возможным  в силу нежелания человека достичь  каких-либо результатов, которые помогут  компенсировать это чувство. Если страх  кастрации переносится на внешний  объект, то возникают типичные фобии. Они представляют собой симптомы навязчивости. Фобия - определенный страх, но не того, что человек боится внешне. Например, за страхом экзамена стоит  страх перед новой ступенью в  развитии, эритрофобия (страх покраснеть) основана на неуверенности в самом себе, возможно, как истерический симптом этот страх скрывает бессознательные сексуальные желания. 
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

  1. Теории  страха в различных  психологических  концепциях

 

У. Мак-Дауголл  предложил понимание страха как  инстинкта. Особенность инстинкта страха, с точки зрения этого автора, в том, что ему соответствует такой тип инструментальной активности, как бегство.

У. Мак-Дауголл подчеркивал  значение вторичных эмоций, возникающих  в результате одновременного проявления или объединения нескольких базовых инстинктов. Например, проявляющимся одновременно базовым инстинктам бегства и любознательности соответствует вторичная эмоция, объединяющая страх и удивление. Позже в дифференциальной теории эмоций (К. Изард, С. Томкинс) было показано, что именно указанные эмоции плюс та, которую эти авторы обозначают как «интерес», наиболее выражены в ситуациях страха.

Теорию  страха Мак-Дауголла характеризует представление о производных эмоциях – надежде, радости, беспокойстве, – не связанных с отдельными инстинктами, диспозициями. Из этого вытекает и понимание им возникновения сложных чувств в результате синтеза нескольких диспозиций и других психических образований. У. Мак-Дауголл считал, что главными являются чувства, связанные с Эго человека. Именно вокруг них формируются другие чувства, составляя ядро характера человека и обусловливая индивидуальные различия в поведении и — что для нас особенно важно – в склонности к переживанию определенных эмоций. Таким образом, в концепции У. Мак-Дауголла четко прослеживается различение базовых эмоциональных диспозиций, к которым относится и страх, и высшие чувства, представляющие собой синтез, возникающий на основе этих базовых образований, но не сводящийся к ним, и центрирующийся на чувствах, связанных с отношением к собственному Эго.

Рассмотрение  страха как фундаментальной, врожденной эмоции наиболее ярко проявилось в  работах основателя бихевиоризма Дж. Уотсона, который относил к числу таких первичных эмоций, помимо страха, также гнев и любовь. Проблема врожденности базовых эмоций и прежде всего страха, широко обсуждалась в психологической литературе на рубеже столетий, но отголоски этого спора явственны еще и сейчас. Согласно бихевиоральным взглядам, эмоции – специфический тип реакций, прежде всего висцеральных. Именно такое понимание легло в основу наблюдений Дж. Уотсона, позволивших ему сделать знаменитый вывод о том, что страх появляется с самого момента рождения. В качестве стимулов, вызывающих реакции типа страха у новорожденных, он рассматривал лишение опоры (на это же указывал в описании «рефлекса страха» в 1922 г. В. Штерн), шум, громкие звуки, а также прикосновения типа легкого толчка к ребенку во время засыпания или пробуждения. Однако в дальнейшем, считал Дж. Уотсон, доказывая это результатами специально организованных наблюдений, развитие страха осуществляется по линии расширения его объектов и происходит на основе условных рефлексов. Этой же точки зрения придерживались В. Штерн, Ж. Прейер и др.

«Концепция  влечения» К.Л. Халла легла в  основу работ по исследованию страха, относящихся и к социальной школе научения, являющейся попыткой синтеза научения и психоанализа, и к относящимся к другому крылу теории научения исследованиям Р. Спенс и Дж. Тейлор. Социальная школа научения придает и страху центральную роль в социализации индивида (О.Х. Маурер, Г. Мандлер, И.Г. Сарасон, СБ. Сарасон, Дж. Доллард, Н.Е. Миллер, В. Хартруп и др.). В основе этих взглядов лежит представление о том, что исходно нейтральные стимулы могут через подкрепление и научение становиться эмоциогенными и приобретать вызывающие страх свойства. В русле данного направления было установлено, что страх, относительно легко возникая, в дальнейшем приобретает качества очень стойкого образования, с большим трудом поддающийся переучиванию. Данный факт, на наш взгляд, имеет немалое значение для понимания природы этого явления. Существенное внимание в социальной теории научения, как и в психоанализе, отводится исследованию сигнальной функции страха. Так, по мнению О.Х. Маурера, «условный страх» наряду с другими предвосхищающими эмоциями (надеждой, разочарованием и облегчением) оказывает решающее влияние на выбор и, следовательно, на дальнейшее закрепление способов поведения. При этом основные (первичные) эмоции подкрепления – страх и надежда. Облегчение и разочарование вторичны, они представляют собой уменьшение основных эмоций: облегчение – страха, разочарование – надежды. Исходя из представлении о центральной роли эмоционального обуславливания в научении и о том, что эмоции вызывают тенденции к определенному поведению, действуя как мотив, О.Х. Маурер считал, что основная функция страха – сигнализирующая, она ведет к тому, что подкрепляются такие реакции, такие формы поведения, которые способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх.

Информация о работе Теории страха в современной психологической литературе