Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 10:21, курсовая работа
Краткое описание
Эмоции и чувства, есть отражение нашего реального мира. Они отражают наш внутренний мир и объективную реальность в переживаниях, которые., в свою очередь, оказывают огромное влияние на наше поведение. Несомненно, эмоции и чувства связаны между собой. Эмоция несет в себе более конкретный, ситуативный характер, то есть дает оценку ситуации, чувство же более предметно.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1.Теоретический анализ исследований эмоций и чувств………………………5 1.1. Понятие эмоций, чувств и настроения, их характеристика отечественными и зарубежными психологами…………………………………5 1.2. Классификация эмоций и чувств……………………………………..........10 1.3. Функции эмоций и чувств человека……………………………………….14 2. Теории эмоциональных состояний…………………………………………..16 2.1. Эволюционная теория Чарльза Дарвина…………………………………..16 2.2.Психоаналитическая концепция эмоций………………………………...…17 2.3.Соматическая теория эмоций Джемса- Ланге……………………………..18 2.4 Биологическая теория эмоций……………………………………............…19 Заключение……………………………………………………………………….21 Глоссарий………………………………………………………………………...23 Список использованных источников……………………………………...........
Попытки дать универсальную
классификацию эмоций пытались многие
ученые, и каждый из них выдвигал для этого
собственные основания. Т. Браун в основу
классификации положил временную признак,
поделив эмоции на непосредственные, то
есть те, которые оказываются «здесь и
теперь», ретроспективные и перспективные.
Он строил классификацию на основании
отношение к источнику действия.
Т. Браун делил эмоции на три
группы:5
-которым присущ механический
начало (инстинкты, привычки);
-эмоции с животным началом
(аппетит, желание, аффектации);
-эмоции с рациональным началом
(самолюбие, обязанность).
И. Кант сводил все эмоции в
двух групп, в основе которых лежала причина
возникновения эмоций: эмоции сенсуальные
и интеллектуальные. При этом аффекты
и страсти он причислял к волевой сферы.
Основоположник научной психологии
В. Вундт считал, что количество эмоций
(точнее было бы сказать - оттенков эмоционального
тона ощущений) настолько велика (значительно
больше, чем 50000), что язык не имеет в своем
распоряжении достаточное количество
слов для их обозначения.
Некоторые психологи при классификации
эмоций исходят из потребностей, которые
провоцируют появление этих эмоций.
Б.И. Додонов отмечает, что создать
универсальную классификацию эмоций вообще
невозможно, поэтому классификация, пригодна
для решения одних задач, оказывается
недейственной при решении другого круга
задач. Он предложил свою классификацию
эмоций:6
-Альтруистические эмоции. Эти
переживания возникают на основе потребности
в содействии, помощи, покровительстве
за других людей, в желании давать людям
радость и счастье. Альтруистические эмоции
оказываются в переживании чувства беспокойства
за судьбу кого-нибудь и в заботе, в сопереживании
радости и успехов другого, в чувствах
нежности, умиление, преданности, участия,
жалости.
-Коммуникативные эмоции. Возникают
на основе потребности в общении. По мнению
Додонова, не каждая эмоция, которая возникает
во время общения, является коммуникативной.
Во время общения возникают разные эмоции,
но коммуникативными является лишь те
из них, которые возникают как реакция
на удовлетворение или неудовлетворение
стремление к эмоциональной близости
(иметь сочувственного друга, собеседника
и т.п.), желание общаться, делиться мыслями
и переживаниями, понимать друг друга.
К эмоций, которые оказываются при этом,
автор причисляет чувство симпатии, чувство
уважения к кому, чувство благодарности,
чувство обожания кого-нибудь, желание
заслужить одобрение от близких и уважаемых
людей.
-Глоричные эмоции (от лат. gloria
- слава). Эти эмоции связаны с потребностью
в самоутверждении, славе, в стремлении
завоевать признание, уважение. Они возникают
при реальном или воображаемом «пожинания
лавров», когда человек становится предметом
всеобщего внимания и восхищения. В противном
случае у нее возникают отрицательные
эмоции. Проявляются эти эмоции в чувстве
потрясенного самолюбия и желании взять
реванш, в чувстве гордости, достоинства.
-Практичные эмоции. Это эмоции,
которые возникают в связи с деятельностью,
ее успеваемостью или неуспешностью, желанием
добиться успеха в работе, наличием трудностей.
Додонов связывает их появление с рефлексом
цели (за И.П. Павловым). Выражаются эти
эмоции в чувствах увлеченности работой,
удовлетворении результатами своего труда,
приятной усталости, убеждении, что день
прошел не зря.
-Романтические эмоции. Это
эмоции, связанные со стремлением до всего
необычного, таинственного, неизведанного.
Оказываются в ожидании «светлого чуда»,
в привлекательном чувстве дали, особой
значимости того, что происходит, или в
зловеще-таинственном чувстве.
-Гностические эмоции (от греч.
gnosis - знание). Это то, что обычно называют
интеллектуальными чувствами. Они связаны
не просто с потребностью в получении
любой новой информации, а с потребностью
в когнитивной гармонии, как пишет Додонов.
Суть этой гармонии в том, чтобы в новом,
неизвестном отыскать знакомое, привычное,
понятно, проникнуть в сущность явления,
сводя, таким образом, всю имеющуюся информацию
к «общему знаменателю». Типичная ситуация,
которая возбуждает эти эмоции, - это проблемная
ситуация. Проявляются эти эмоции в недоумении,
чувстве понятности ли невыразительности,
в стремлении преодолеть противоречия
в собственных рассуждениях, свести все
в систему, в чувстве домыслы, близости
решение, в радости открытия истины.
-Эстетические эмоции. Относительно
этих эмоций существуют две основные точки
зрения. Первый: эстетические эмоции в
чистом виде не существуют. Есть переживания,
в которых переплетаются разные эмоции.
Второй: эстетическая эмоция есть не что
иное, как чувство красоты. По Додонову,
не каждое восприятие произведения искусства
предопределяет эстетические эмоции.
Проявляются они в наслаждении красотой,
в чувстве тонкого, легкого, возвышенного
или величественного, возбуждающего драматизма
(«сладкий боль»). Разновидностью эстетических
чувств есть лирические чувства светлой
грусти и задумчивости, зворушеності,
горьковато-приятным чувством одиночества,
наслаждением воспоминаний о прошлом.
-Гедонистические эмоции. Это
эмоции, которые связаны с удовлетворением
потребности в телесном и духовном утешении.
Выражаются они в наслаждении приятными
физическими ощущениями от вкусной еды,
тепла, солнца и т.п., в чувстве безмятежности,
«сладкой лени», в легкой эйфории, в сладострастия.
-Акизитивные эмоции (от франц.
acquisition - приобретение). Эти эмоции вызывает
интерес к сбережения, коллекционирование,
приобретение вещей. Оказываются в радости
по случаю приобретения новой вещи, от
увеличения своей коллекции, в приятном
чувстве при осмотре собственных накоплений
и т.д.
Также существует подход разделения
эмоций на первичные (базовые) и вторичные.
Этот подход характерен для сторонников
дискретной модели эмоциональной сферы
человека. Однако ученые называют разное
количество базовых эмоций: от двух до
десяти. П. Экман на основе изучения лицевой
экспрессии выделяет шесть таких эмоций:
гнев, страх, отвращение, удивление, печаль
и радость.7
1.3. Функции эмоций и
чувств человека
Эмоции и чувства выполняют
следующие функции.8
1 Сигнальная (коммуникативная)
функция выражается в том, что эмоции и
чувства сопровождаются выразительными
движениями: мимическими (движение мышц
лица), пантомимическими (движение мышц
тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными
изменениями (потоотделение, покраснение
или побледнение кожи). Эти проявления
эмоций и чувств сигнализируют другим
людям о том, какие эмоции и чувства переживает
человек; они позволяют ему передать свои
переживания другим людям, информировать
их о своем отношении к предметам и явлениям
окружающей действительности.
2.Регулятивная функция выражается
в том, что стойкие переживания направляют
наше поведение, поддерживают его, заставляют
преодолевать встречающиеся на пути препятствия.
Регулятивные механизмы эмоций снимают
избыток эмоционального возбуждения.
Когда эмоции достигают крайнего напряжения,
происходит их трансформация в такие процессы,
как выделение слезной жидкости, сокращение
мимической и дыхательной мускулатуры
(плач).
3. Отражательная
(оценочная) функция выражается в
обобщенной оценке явлений и
событий. Чувства охватывают весь
организм и позволяют определить
полезность или вредность воздействующих
на них факторов и реагировать,
прежде чем будет определено
само вредное воздействие.
4. Побудительная (стимулирующая)
функция. Чувства как бы определяют направление
поиска, способное обеспечить решение
задачи. Эмоциональное переживание содержит
образ предмета, удовлетворяющего потребности,
и свое пристрастное отношение к нему,
что и побуждает человека к действию.
5. Подкрепляющая функция выражается
в том, что значимые события, вызывающие
сильную эмоциональную реакцию, быстро
и надолго запечатлеваются в памяти. Так,
эмоции "успеха — неуспеха" обладают
способностью привить любовь к какому-либо
виду деятельности или угасить ее.
6. Переключательная функция
обнаруживается при конкуренции
мотивов, в результате которой
определяется доминирующая потребность
(борьба между страхом и чувством
долга). Привлекательность мотива, его
близость личностным установкам
направляет деятельность личности
в ту или другую сторону.
7.Приспособительная функция.
Эмоции возникают как средство,
при помощи которого живые
существа устанавливают значимость
тех или иных условий с целью
удовлетворения актуальных для
них потребностей. Благодаря вовремя
возникшему чувству организм
имеет возможность эффективно
приспособиться к окружающим
условиям.
2. Теории эмоциональных
состояний
2.1. Эволюционная теория Чарльза
Дарвина
В 1872 г. Была опубликована книга
Ч.Дарвина "Выражение эмоций у человека
и животных", которая стала отправным
пунктом в понимании связи биологических
и психологических явлений, в частности,
организма и эмоций. В этой книге говорилось,,
что эволюционный принцип применим не
только к биофизическому, но и психолого-поведенческому
развитию живого, что между поведением
животного и человека непроходимой пропасти
не существует. Дарвин показал, что во
внешнем выражении разных эмоциональных
состояний, в экспрессивно-телесных движениях
много общего у антропоидов и слепорожденных
детей. Эти наблюдения легли в основу теории
эмоций, которая получила название эволюционной.
Эмоции согласно этой теории появились
в процессе эволюции живых существ как
жизненно важные приспособительные механизмы,
способствующие адаптации организма к
условиям и ситуациям его жизни. Телесные
изменения, сопровождающие различные
эмоциональные состояния, в частности,
связанные с соответствующими эмоциями
движения, по Дарвину, есть не что иное,
как рудименты реальных приспособительных
реакций организма. Поведение и развитие выразительных
движений Дарвин объясняет, опираясь на
три принципа:
1) Ряд выразительных движений,
телесные изменения, сопровождающие
различные эмоциональные состояния,
являются рудиментами ранее целесообразных
инстинктивных движений, реальных
приспособительных реакций организма,
которые сохраняют в определенной
степени свой биологический смысл
и вместе с тем являются
биологически значимыми сигналами
для представителей не только
своего, но и других видов (принцип
целесообразности, полезности);
2) Некоторые выразительные
движения могли возникнуть по
контрасту, выражая противоположные
чувства (принцип антитезы);
3) Некоторые выразительные
движения являются просто разрядкой
нервной системы и наблюдаются
при сильных эмоциях и вспышках
аффекта {принцип порождения действий
свойствами нервной системы).
Таким образом, эмоциональные
состояния в этой концепции оцениваются
в связи с побуждением к действию.
Эмоции, по Ч. Дарвину, возникли
в процессе эволюции как средство выявления
значимости тех или иных условий для удовлетворения
актуальных для живых существ потребностей.
2.2.Психоаналитическая концепция
эмоций
Психоанализ обращает внимание
на энергетическую составляющую психических
процессов, рассматривая в этом плане
и эмоциональную сферу. Несмотря на то,
что предлагаемый отвлеченный вариант
истолкования эмоций был мало привязан
к организации мозга, он в дальнейшем привлек
внимание многих исследователей, занимавшихся
данной проблемой. Согласно мнению Зигмунда
Фрейда, бессознательное является источником
избытка энергии, который он определяет
как либидо. Структурное содержание либидо
обусловлено конфликтной ситуацией, которая
имела место в прошлом и зашифрована на
инстинктивном уровне. Надо отметить что
факты, свидетельствующие о выраженной
пластичности нервной системы, плохо согласуются
с идеей «законсервированного» конфликта,
не говоря уже о том, что в данной гипотезе
плохо просматривается биологический
смысл. Со временем психоанализ пришёл
к выводу, что энергия «бессознательного»
не хранится в структурах мозга как «дефект
развития», а является следствием появления
в нервной системе избытка энергии, как
результат несовершенной адаптации личности
в социуме. Например, А. Адлер считал, что
большинству детей изначально присуще
ощущение собственного несовершенства,
по сравнению с «всемогущими взрослыми»,
которое ведёт к формированию комплекса
неполноценности. Развитие личности, согласно
воззрениям Адлера, зависит от того, каким
образом этот комплекс будет компенсироваться.
В патологических случаях человек может
пытаться скомпенсировать свой комплекс
неполноценности за счёт стремления к
власти над другими.9
2.3.Соматическая теория эмоций
Джемса-Ланге
Теория Джеймса-Ланге сформулирована
в конце 19 века. Ее авторы - американский
философ и психолог Вильям Джеймс и датский
медик Карл Ланге не были знакомы друг
с другом и пришли к одинаковым взглядам
независимо друг от друга.
Джеймс обратил внимание на
то, что, пытаясь описать какую-либо эмоцию,
например эмоцию страха, не принимая во
внимание и изымая из описания телесные
процессы — сердцебиение, бледность, специфические
изменения мышечной системы и пр., обычно
сопутствующие переживанию страха, оказывается,
что, собственно говоря, описывать нечего.
Страх представлен в сознании в виде процессов,
происходящих в организме испуганного
человека: в сознании не подтверждается
наличие чего-либо такого, что позволило
бы отличить страх, как специфическое
эмоциональное переживание, от этих процессов.
Эти телесные изменения, превращаясь во
внутреннее раздражение, вызывают внутренние
ощущения. Но они переживаются не в виде
отдельных ощущений, а вместе, в комплексе;
именно это переживание и называется страхом.
Стало быть, страх — это комплекс внутренних
ощущений, возникающих на почве исходящего
из телесных изменений раздражения. Не
будь этого раздражения, не появились
бы соответствующие внутренние ощущения
и, следовательно, не возник их комплекс,
то есть страх. Таким образом, страх появился
потому, что у субъекта участилось сердцебиение,
волосы встали дыбом, он приготовился
убежать.
В этом же русле мыслил и Ланге.
Он утверждал, что основу эмоций составляют
чисто периферические соматические процессы,
что эмоции, нужно считать психическим
отражением этих процессов. Но также не
стоит забывать важную роль расстройства
иннервации кровеносных сосудов. Из-за
аномального расширения или сужения кровеносных
сосудов объем кровотока в тех или иных
органах нашего тела ненормально увеличивается
или уменьшается, и это следует считать
первичной причиной так называемых эмоциональных
переживаний
Таким образом, согласно взглядам
как Джеймса, так и Ланге, эмоция строится
на основе чисто периферических телесных
процессов, она по сути представляет собой
определенный комплекс ощущений, поэтому
нет никакой необходимости наряду с познавательными
психическими процессами допускать существование
принципиально отличных от них эмоциональных
процессов.
2.4 Биологическая теория эмоций.
Данная теория рассматривает
эмоции в плане дарвиновской концепции
об эволюции полезных приспособлений.
Эмоции в онто- и филогенезе возникают
в связи с формированием потребностей.
Неудовлетворенным потребностям соответствуют
отрицательные эмоции, удовлетворенным
- положительные. Закрепление эмоциональных
проявлений происходит по механизмам
деятельности функциональной системы
и акцептора действия. При совпадении
сигналов обратной афферентации с акцептором
действия возникают положительные эмоции,
если же эти сигналы не совпадают с акцептором
действия - отрицательные. Такого рода
закономерность распространяется не только
на биологические потребности, но и на
социально обусловленные. В образовании
эмоций, таким образом, придается большое
значение оценке результатов действия
до его совершения, что соответствует
положению И.П. Павлова о присущем любому
условно-рефлекторному акту предсказывающем,
"предупредительном" компоненте
деятельности.10