Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 00:24, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать теорию воли.
Объект исследования: теория воли в исследованиях П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева и других психологов.
Предмет исследования: психологические особенности в теории воли.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теорию воли в понимании П.Я. Гальперина;
- выявить общность и разность взглядов на теорию воли П.Я. Гальперина и А.Н. Леонтьева;
Введение……………………………………………………………………3
1. Исторический аспект проблемы воли…………………………………6
2. Теория воли в понимании П.Я. Гальперина………………………….12
3. Общность и разность взглядов на теорию воли П.Я. Гальперина и других отечественных психологов……………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Исторический аспект проблемы воли…………………………………6
2. Теория воли в понимании П.Я. Гальперина………………………….12
3. Общность и разность взглядов
на теорию воли П.Я. Гальперина и других отечественных психологов……………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Всякое волевое действие является целенаправленным действием. Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда, направленного на производство определённого продукта. Направляясь на определённую цель, действие во всём своем ходе должно регулироваться в соответствии с этой целью.
Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действий. Специфически человеческие действия все являются волевыми в этом широком смысле слова, - все они сознательные, целенаправленные действия, все они включают целеустремлённость и сознательное регулирование хода действия в соответствии с целью.
Постановка цели всегда связана с возникновением соответствующих побуждений, в силу которых тот или иной предмет или возможный результат действия становится его целью. Но, с другой стороны, в волевом действии сами побуждения не действуют непосредственно в виде совершенно слепого импульса, а опосредованно через осознанную цель.
Для того чтобы действие было осуществлением цели, необходимым условием является возможность его сознательного регулирования так, чтобы весь ход действия определялся целью и приводил к её осуществлению. Таким образом, волевая деятельность исходит из побуждений, источником которых являются потребности и интересы человека; направляется на осознанные цели, которые возникают в связи с исходными побуждениями; совершается на основе всё более сознательного регулирования. [16, с. 37]
В научных школах П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина рассматривается теория воли с позиции влияния на изучаемые ими психические процессы. Наиболее четкое и теоретически осмысленное описание формирующего метода исследования можно найти в разработанном П.Я. Гальпериным методе планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Но до сих пор в российской психологии нет исследований, связанных с анализом момента возникновения тех методических принципов, которые получили свое развитие в методе планомерного формирования.
Согласно мнению П.Я. Гальперина, высшие интеллектуальные действия и операции не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, а те в свою очередь опираются на предшествующие им способы выполнения данного действия, и в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы.
По мнению П. Я. Гальперина, существует четыре параметра, по которым преобразуется действие. К их числу относятся: уровень выполнения; мера обобщения; полнота фактически выполняемых операций; мера освоения. При этом первый параметр действия может находиться на трех подуровнях: действия с материальными предметами; действия в плане внешней речи; действия в уме.
Три остальные параметра характеризуют качество сформированного на определенном подуровне действия: обобщенность, сокращенность, освоеность. [6, с. 24]
Актуальность данной работы состоит в том, что волевые процессы являются сложными процессами. Поскольку волевой акт исходит из побуждений, из потребностей, он носит более или менее ярко выраженный эмоциональный характер. Поскольку волевой акт предполагает сознательное регулирование, предвидение результатов своих действий, учёт последствий своих поступков, подыскание надлежащих средств, обдумывание, взвешивание, - он включает более или менее сложные интеллектуальные процессы. В волевых процессах эмоциональные и интеллектуальные моменты представлены в сложном и специфическом синтезе; аффект в них выступает под контролем интеллекта. Проблема в том, как оптимально управлять волевым процессом. Теория П.Я Гальперина дает один из путей решения этой задачи: указывает условия, обеспечивающие формирование умственных действий с заранее намеченными свойствами.
Цель исследования: проанализировать теорию воли.
Объект исследования: теория воли в исследованиях П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева и других психологов.
Предмет исследования: психологические особенности в теории воли.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теорию воли в понимании П.Я. Гальперина;
- выявить общность и разность взглядов на теорию воли П.Я. Гальперина и А.Н. Леонтьева;
- рассмотреть теорию воли в понимании других психологов;
- сделать выводы.
Теоретической основой исследования являются: общетеоретические положения отечественной психологии в области теории воли таких психологов, как П.Я Гальперин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, В.А., Иванников, А.В. Запорожец, Ф. Василюк, В.П. Зинченко, С.Л. Рубенштейн и др..
Практическая значимость: данное исследование можно использовать для изучения теории воли.
1. Исторический аспект проблемы воли
Проблема воли состоит в том, что никто не сомневается в ее наличии, но при этом никто не знает, что это такое.
Отсюда столько противоречивых определений воли. Некоторые психологи даже отожествляют ее с другими процессами, что нелепо, потому что признавать волю самостоятельной психической реальностью, но при этом сводить ее к вниманию, эмоциям или мотивам нелогично.
Разнообразие мнений о природе воли свидетельствует о том, что понятие воли не обозначает какую - то реальность, а является теоретическим конструктом, введенным в науку для объяснения этой реальности.
В европейской культуре понятие воли предложил Аристотель, который пытался с его помощью объяснить порождение особых действий человека. Это были действия, которые человек должен был совершать осознанно, но они не вызывали стремления их исполнять. [20, с. 97] По Аристотелю, действия возникают из стремлений души, но есть и действия, которые человек принимал к исполнению только по решению разума. Чтобы они исполнялись, их надо было соединять со стремлениями или, точнее, придавать таким действиям стремление к их осуществлению. Такой силой, способной соединять разумное решение человека и стремление, по мнению Аристотеля, и была особая способность души, которую он назвал волей. На сегодняшнем языке, понятие воли вводилось для объяснения порождения действия, сознательно принимаемого человеком к исполнению, но мотивационно необеспеченного. Такая способность души, названная волей, могла объяснять не только порождение волевых действий, но и торможение действий привлекательных, но осознанно не принимаемых к исполнению, т. е. действий, к исполнению которых было большое стремление, но которые были, например, социально нежелательны для человека.
Затем понятие воли стало использоваться для объяснения выбора человеком в ситуации равенства или равной привлекательности одного из двух и более желаний, двух и более мотивов (борьба мотивов), двух и более целей. [9, с. 24]
В XIX веке волей стали объяснять регуляцию исполнительных действий и различных психических процессов (в основном, внимания и эмоций). К началу ХХ столетия сложились три реальности, для объяснения которых использовалось понятие воли: порождение мотивационно не обеспеченных, но необходимых по решению человека действий; выбор в ситуации равнопривлекательных альтернатив поведения; намеренная регуляция исполнительных действий и психических процессов и состояний. К этому времени сложилось несколько теорий воли, либо сводящих волю к различным психическим процессам (мышлению, эмоциям, мотивам, вниманию), либо выделяющих волю как самостоятельное начало. [20, с. 98]
В XX веке судьба понятия воли оказалась весьма драматичной: оно прошло путь от основной категории души (разум, чувство, воля) до почти полного вытеснения его из психологии. В 30-х годах ХХ века понятие воли практически исчезло из западной психологии.
Причина была в том, что воля отвечала за порождение действий, а XX век нашел новые понятия для объяснения побуждения к действию – понятия потребности и мотива. Проблема выбора отделилась от психологии, породив новую философскую проблему свободы воли, а исследование эмоций и особенно задача их произвольной намеренной регуляции породили новую область психологии – технику саморегуляции различных процессов человека.
В итоге проблема воли разделилась на две самостоятельные, постепенно от ходящие друг от друга проблемы: самодетерминации и саморегуляции.
Л.С. Выготский, обратившийся к исследованиям воли в 20-х годах прошлого столетия, изменил саму постановку проблемы воли – он использовал понятие воли не в связи с порождением действий, а в связи с задачей овладения собой (своей психикой и поведением), к чему советская психология тех лет оказалась не готовой. Возобновление интереса к исследованиям воли произошло под влиянием запроса на воспитание стойких бесстрашных бойцов, способных преодолевать различные трудности. Сама воля стала пониматься как способность намеренно преодолевать препятствия (внешние и внутренние), что согласовывалось с аристотелевским представлением о воле, поскольку препятствия снижали побуждение к действиям и требовали от человека усилий по выполнению действий с низкой привлекательностью.
К концу 70- х годов XX века интерес к проблеме воли стал угасать и в советской психологии. Казалось, что понятие воли вообще вскоре исчезнет из психологии. Но совершенно неожиданно работы по этой теме возобновили западные психологи. В основном они велись группой исследователей под руководством немецкого ученого Х. Хекхаузена. Обращение к понятию воли объяснялось тем, что все старания объяснить поведение человека только в терминах мотивации не увенчались успехом. Однако исследования воли постепенно свелись к выявлению особенностей контроля за действием, т. е. к попытке представить волю как очередной процесс. [11, с. 34]
Анализ литературы показал, что, во-первых, многие исследователи отмечают тесную связь волевой регуляции и мотивации действий, а во-вторых, при инициации волевых действий (или торможении субъективно неприемлемых) наблюдается некая активность сознания человека.
Можно выделить такое звено волевого процесса, произвольно регулируя которое человек может менять и собственно побуждение к действию. Таким звеном может быть смыслообразование цели и действия. Инициация действия возможна только потому, что смысл действия переносит побудительность от актуализированной потребности и ее предмета (мотива) на цель (по А.Н. Леонтьеву). Поэтому действие может начать выполняться – цель действия приобретает смысл потребности, ради предмета которой и совершается действие.
Гипотеза состоит в том, что волевая регуляция осуществляется через намеренное осознанное изменение смысла действия или через создание нового, дополнительного смысла действия.
Тогда первый смысл заставляет принимать действие к исполнению, а второй, намеренно созданный, восполняет дефицит побуждения. Анализ литературных данных позволил подтвердить возможность осознанного намеренного изменения смысла действия и выделить восемь его способов.
Первый способ заключается в намеренной переоценке значимости мотива. Смысл действия (по А.Н. Леонтьеву) определяется отношением цели действия к мотиву, когда цель становится для человека не только будущим результатом, но и временным представителем мотива. Слабая привлекательность мотива для человека затрудняет этот процесс смыслообразования, наличие значимого мотива – ускоряет его.
Намеренное преуменьшение значимости мотива происходит посредством дискредитации его положительных свойств, преувеличение, наоборот, по средством их приписывания. Для этого привлекаются нужные оценки других людей.
Второй способ изменения смысла действия или создания дополнительного смысла заключается в изменении роли или позиции человека в коллективе.
Третий способ основан на использовании предвидений (прогнозов, представлений) и переживаний последствий своих действий (или отказов от них).
Четвертый способ характеризуется объединением заданного и принятого к исполнению действия с новыми, значимыми для этого человека мотивами (игровыми, исследовательскими, мотивами долга, чести и пр.). Эти новые мотивы не имеют своего материального выражения и поэтому не видны окружающим.
Пятый способ предполагает связывание заданного действия с возможностью свободного времяпровождения после его завершения. Например, играть в футбол или хоккей можно только после приготовления всех домашних заданий или выполнения определенных домашних дел. Отличие этого способа от четвертого в том, что там новый мотив достигается через заданное действие, здесь заданное действие только открывает возможность выполнять свое желаемое.
Шестой способ обеспечивает новый смысл действия через включение заданного действия как части в другое, более широкое по содержанию и более значимое для человека.
Седьмой способ заключается в обращении к символам, ритуалам, к другим людям за поддержкой. Например, молебен и вынос знамени перед боем, обращение с молитвами к Богу с просьбой помочь выдержать предстоящее испытание и т. д.
Восьмой способ предполагает подкрепление действий клятвами и обещаниями другим людям и Богу, сравнение себя с героями (реальными и литературными), самоодобрение и самопорицание, самоприказы.