Теория интеллекта Жана Пиаже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

Тема настоящей контрольной работы – теория интеллекта Жана Пиаже. Жан Пиаже принадлежал к тем редким ученым, кому еще в самом начале исследовательской работы удалось обозначить центральную проблему и наметить основной путь ее решения, кому время и необычайная работоспособность дали возможность построить теорию, охватившую множество проблем, связанных основной линией исследования общих закономерностей развития интеллекта. Его главной темой стало изучение истоков научного познания.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Ключевые понятия концепции Жана Пиаже…….……5
Глава 2. Открытие эгоцентризма детского мышления………..10
Глава 3. Открытие стадий интеллектуального
развития ребенка………………………………………16
Заключение……………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Пиаже.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Фактор равновесия не действует изолированно, он неразрывно связан с другими факторами развития, такими, как созревание, физический и социальный опыт. Но среди этих факторов равновесие играет доминирующую роль. На основании теории развития, в которой основным законом служит стремление структур субъекта к равновесию с реальностью, Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития. Это следующее (после эгоцентризма) крупное достижение Пиаже в области детской психологии.

Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трех больших периодов, в течение которых происходит зарождение трех основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, то есть системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, затем достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможное для формирования формальных операций. Это период становления формальной логики, гипотетикодедуктивного рассуждения.

Развитие, по Пиаже,- это  переход от низшей стадии к высшей. Предыдущая стадия всегда подготавливает последующую. Так, конкретные операции служат основой формальных операций и составляют их часть. В развитии происходит не простое замещение низшей стадии высшей, а интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.

Каждая стадия характеризуется  своей специфической структурой, но все стадии имеют общие функциональные механизмы. Для характеристики структур, свойственных периодам развития, Пиаже  использовал логическую модель. Он обращался к языку логики классов и отношений. Однако сам Пиаже говорил, что, когда психолог производит подсчет вариаций или использует формулы факторного анализа, он не делается математиком, а остается психологом. Пиаже подчеркивал, что при анализе структур речь идет не об измерении, а о выявлении качественных характеристик интеллекта на разных ступенях развития. Логическая модель использовалась им только как инструмент анализа психологической реальности.

Стадии интеллектуального  развития, согласно Пиаже, можно рассматривать как стадии психического развития в целом. В отличие от других классификаций психического развития ребенка в центре систем Пиаже стоял интеллект. Развитие других психических функций всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.

 

Заключение

Изучив и  проанализировав литературу по поставленному  вопросу, можно сделать следующие обобщающие выводы. 

Начиная примерно с 1960 года теория развития интеллектуальной компетентности, выдвинутая швейцарским биологом и философом Жаном Пиаже, доминирует среди концепций развития интеллекта человека, охватывающих период с младенческого возраста до достижения взрослости. Основное внимание Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего – развитию логического мышления. Он исходит из того, что, развиваясь, мышление ребенка претерпевает ряд таких принципиальных изменений, от которых зависит то, как именно он будет мыслить, став взрослым (хотя мышление взрослого качественно отличается от мышления ребенка), и всегда движется в сторону большей логичности. Другие теории Пиаже, дополняющие его основную теорию, посвящены развитию моральных суждений, перцептивному развитию, развитию представлений и памяти, причем все эти линии развития рассматриваются с точки зрения ограничений, накладываемых различными уровнями и последствиями нашей интеллектуальной деятельности.

Теория интеллектуального  развития Пиаже претендует также  на то, чтобы считаться вкладом в другую дисциплину, генетическую эпистемологию. Задача генетической эпистемологии в понимании Пиаже – объяснение развития знания и интеллекта в пределах индивидуума и в рамках культуры одними и теми же, преимущественно биологическими, связанными с возрастным развитием, механизмами и принципами.

Позиция Пиаже заключена в том, что он исходит из того, что фундаментальные категории и структуры нашего сознания не даны нам а priori, а конструируются нами в процессе нашего развития через эволюцию систем, с помощью которых мы воздействуем на среду и наше собственное сознание и трансформируем их. Последующие уровни, или стадии, - это всегда переформулирования или реконструкции предыдущих способов восприятия мира и подтверждения знания, и последующий способ всегда полнее отражает действительность и лучше соответствует ей, нежели предыдущий.

Принципиальным  вопросом теории Пиаже, убедительный ответ на который так и не был найден, остается проблема новизны и спонтанности. Как из когнитивной структуры, в которой полностью отсутствует какое бы то ни было новое знание, возникает именно оно – новое знание? Более того, каким образом приходит понимание того, что возникшее новое знание непременно связано с другим знанием?

Возможно, решение  этого вопроса еще впереди. В  этом заключена особая актуальность проведенного нами изучения данной проблемы.

 

 

 

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Наука, 1980.
  2. Гильперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка //Вопросы психологии. - 1969. - № 1.
  3. Донильдсон М. Мыслительная деятельность детей.  – М.: Мысль, 1985.
  4. Перре-Каермон А. Роль социального взаимодействия в развитии интеллекта детей. – М.: Мысль, 1985.
  5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1994.
  6. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия //Вопросы психологии. - 1966. - №4.
  7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика, 1994.
  8. Пиаже Ж. Теория Пиаже / История зарубежной психологии 30-е-60-е годы. Тексты. -  М.: Педагогика, 1986.
  9. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1995.

1 Пиаже Ж. Теория Пиаже / История зарубежной психологии 30-е-60-е годы. Тексты. -  М.: Педагогика, 1986. – С. 424-428.

2 Там же. – С. 428.

3 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1994. – С. 327-329.

4 Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -  М.:  Педагогика, 1994. – С. 78-84.

5 Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -  М.:  Педагогика, 1994. – С. 102-112.

6 Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -  М.:  Педагогика, 1994. – С. 219-221.

7 Перре-Каермон А. Роль социального взаимодействия в развитии интеллекта детей. – М.: Мысль, 1985. – С. 347-351.

8 Донильдсон М. Мыслительная деятельность детей.  – М.: Мысль, 1985. – С. 411-415.

9 Донильдсон М. Мыслительная деятельность детей.  – М.: Мысль, 1985. – С. 423-427.


Информация о работе Теория интеллекта Жана Пиаже