Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:49, реферат
Ж.Пиаже - швейцарский психолог. В 21 год стал доктором естественных наук. Позже стал изучать интеллектуальные особенности детей, онтогенез мышления. Считал, что интеллект – это продукт эволюции.
С точки зрения Пиаже, интеллект не просто реагирует на раздражители: скорее он растет, меняется и адаптируется к миру. Пиаже и других когнитивных психологов называют структуралистами, поскольку их интересует структура мышления и то, каким образом интеллект перерабатывает информацию.
Теория когнитивного развития оперирует понятиями мышления, рассуждения и решения задач с акцентом на характер динамики этих процессов, начинающихся в младенчестве. Швейцарский теоретик-когнитивист Жан Пиаже (1896-1980) был пионером в этой области исследований.
Ж.Пиаже - швейцарский психолог. В 21 год стал доктором естественных наук. Позже стал изучать интеллектуальные особенности детей, онтогенез мышления. Считал, что интеллект – это продукт эволюции.
С точки зрения Пиаже, интеллект не просто реагирует на раздражители: скорее он растет, меняется и адаптируется к миру. Пиаже и других когнитивных психологов называют структуралистами, поскольку их интересует структура мышления и то, каким образом интеллект перерабатывает информацию. Здесь термин «структура» не стоит воспринимать буквально, относя его исключительно к структурам нервной системы головного мозга. Напротив, когнитивные структуры Пиаже являются абстрактными и гипотетическими.
Всё познаваемое человеком можно рассматривать с 2-х основных точек зрения. Формальная - Объект внимания – состояние предметов и Динамическая (внимание на изменение, трансформацию предметов), которая является наиболее труднопостижимой. В ходе своего развития ребенок переходит с 1-ой на динамическую. Именно динамический аспект позволяет понять сущность. В основе взглядов Пиаже – адаптивная модель. Интеллект всегда стремиться к установлению равновесия, устранению несоответствий между реальностью и её отображением в уме. Это процесс называется уравновешиванием, и лежит в основе любой адаптации.
Достижения состояния равновесия происходит с помощью процессов:
Аналогия: Животное ест = 1 (приспособление организма к пище) + 2 (усваивание пищи).
Ключевой чертой теории Пиаже являлось представление об активном участии психики, мышления человека в процессе научения. Если информация или некий опыт, с которым сталкивается человек, вписывается в существующие у него ментальные рамки, они ассимилируются. Если они не вписываются в эти рамки, мозг может либо просто отвергнуть их, либо совершить аккомодацию.
Согласно Пиаже, научение детей происходит посредством их активного изучения того, что находится в окружающей среде из того, что уже знаем, и, поскольку новый опыт редко в точности соответствует старому, мы, кроме того, отмечаем и прорабатываем различия.
Для обозначения ментальных структур Пиаже вводит понятие Схемы.
Схема – это способы обработки информации. Эти способы изменяются по мере взросления и получения знаний.
Типы схем:
Дети с рождения обладают готовыми схемами, с упорядоченными образцами поведения и с помощью этих схем упорядочивают информацию извне, управляют своей деятельностью. Самые первые схемы включают в себя рефлексы- сосания, хватания, глотания, плача. Умеет смотреть, слушать, ощущать. Эти готовые схемы со способностями восприятия образуют строительные блоки развития: сосание из бутылки – ложка- сосание из ложки (изменение поведения, отказ от сосания, перестройка схемы, рождение новой схемы). Постепенно в процессе жизни эти схемы усложняются, обогащаются, в них объединяется разный опыт и позволяют реагировать на многие ситуации автоматически.
Когнитивное развитие ребенка – развитие от состояния, когда мышление осуществляет незначительный контроль над деятельностью к состоянию, когда в деятельности используются сложные понятия и схемы.
Пиаже выделяет 4 стадии интеллектуального развития ребёнка.
1. Сенсомоторная ( от 0 до 2х лет)
Овладение сенсорными и моторными способностями. Производит разнообразные действия. На основе врождённых механизмов первых двигательных навыков происходит связывание различных действий, и, таким образом происходит рождение новых средств для достижения определенных целей и задач.
Включает 6 подстадий, на каждой из которых происходит образование более сложного навыка
Шесть стадий развития сенсомоторного интеллекта по Пиаже
Стадия |
Возраст, месяцы |
Характерные признаки |
1 |
0-1 |
Упражнение рефлексов: сосание, хватание, смотрение, слушание |
2 |
1-4 |
Адаптация основных сенсорных и моторных структур (например, сосание различных предметов) |
3 |
4-8 |
Развитие стратегии продления интересных впечатлений |
4 |
8-12 |
Действия становятся более преднамеренными; возможен недолгий поиск спрятанных предметов |
5 |
12-18 |
Активное исследование методом проб и ошибок («маленький ученый») |
6 |
18-24 |
Мысленное представление действия перед его совершением; использование умственных комбинаций |
Более подробно:
Проявление эгоцентризма в сенсомоторной стадии – ребенок не понимает, что является самостоятельной частью окружающего мира. Он не знает границ собственного тела. Думает, что он центр мира, считает себя причинной всякой активности, которая происходит вокруг него. Когда он начинает самостоятельно передвигаться, он осознает свою обособленность от людей и предметов. Начинает осознавать, что некоторые события происходят помимо его воли и желания. Он понимает, что потребности другого человека отличаются от его потребностей. Но очень долго уверен, что восприятие мира у других людей такое же как и у него.
2. Дооперациональная стадия (2- 7 гг.)
В течение дооперационального периода дети продолжают расширять свое понимание мира, используя улучшающиеся навыки речи в разрешении проблем. Однако, согласно Пиаже, дошкольники еще не обрели когнитивных способностей, необходимых для понимания логических операций и более полного постижения реальности. Среди таких операций — закон причины и следствия, восприятие реальности, пространства и времени и большинство понятий о числе.
Когнитивные навыки и уровень понимания, достигаемые в течение дооперациональной стадии, закладывают фундамент для дальнейшего развития.
По мнению Пиаже, дети вступают в дооперациональный период, обладая зачаточными речью и мыслительными способностями, а покидают ее, уже умея задавать такие изощренные вопросы, как: «Где теперь бабушка, если она умерла?»
В дооперациональном периоде на первый план выходит использование символов, символическая игра и язык. До этого времени мышление младенца ограничивалось его непосредственным окружением. Теперь использование символов и символическая игра позволяют ребенку выходить в своих мыслях за пределы реальной ситуации. Благодаря этому ум ребенка приобретает большую гибкость.
Итак ребёнок:
2 подстадии:
Особенности дооперационального мышления:
Коротко по этой стадии:
Допонятийная стадия | ||
Анимизм |
Вера в то, что практически все движущиеся объекты — живые. |
Солнце, луну, машины, поезда ребенок считает живыми существами. |
Материализация |
Вера в то, что объекты и люди из фантазий и снов — реальны. |
Монстр из сна действительно скрывается под кроватью. |
Эгоцентризм |
Видение и осмысление вещей исключительно с собственной точки зрения. |
«Если я это вижу, ты должен тоже это видеть». |
Интуитивная стадия | ||
Символическая репрезентация |
Использование действий, образов или слов для представления (изображения) объектов и событий. |
Кубики изображают дома; названия представляют объекты. |
Социоцентрич-ное мышление |
Начало способности понимать точку зрения других. |
«Может, ты не хочешь играть в ту игру, в которую я хочу?» |
Ограничения дооперационального мышления | ||
Конкретность |
Неумение обращаться с абстракциями. |
Мышление ориентировано на «здесь и сейчас», а не на то, что могло бы быть. |
Необратимость |
Невозможность видеть обратимость изменений; одна из причин отсутствия понимания сохранения. |
«У меня есть брат, но у него нет братьев и сестер». |
Центрация |
Невозможность сконцентрироваться в один момент времени более чем на одном аспекте проблемы; еще одна причина отсутствия понятия сохранения. |
Мышление фокусируется на одном измерении объекта, упуская из виду другие. |
Феномены Пиаже (вроде бы не обязательно рассказывать, но на всякий случай…)