Теория конгруэнтности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:10, реферат

Краткое описание

Эта когнитивная теория объясняет изменение отношения личности под влиянием потребности установить соответствие ее когнитивной структуры одновременно к двум объектам.
Авторы теории – Ч. Осгуд и П. Танненбаум. Конгруэнтность трактуется как совпадение. В данной теории делается попытка предсказать изменение отношения (аттитюда) личности к двум объектам при стремлении установить соответствие в когнитивной структуре. Для этого используется методика семантического дифференциала.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория конгруэнтности.docx

— 13.90 Кб (Скачать файл)

Теория конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум)

Эта когнитивная теория объясняет  изменение отношения личности под  влиянием потребности установить соответствие ее когнитивной структуры одновременно к двум объектам.

Авторы теории – Ч. Осгуд  и П. Танненбаум. Конгруэнтность трактуется как совпадение. В данной теории делается попытка предсказать изменение  отношения (аттитюда) личности к двум объектам при стремлении установить соответствие в когнитивной структуре. Для этого используется методика семантического дифференциала.

В основу методики положено предположение, что в жизни стимул, как знак, и стимул, как объект, никогда не совпадают. Стимулами  могут выступать конкретные люди, события, явления, предметы, к которым  так или иначе должен отнестись  человек. Методика позволяет выявить  отношение испытуемого к объекту  на основании его отношения к  знаку. Причем отношение меняется при  вхождении слов в разные словосочетания. Испытуемый, выбирая из биполярных прилагательных – антонимов, фиксирует  на специальной шкале наиболее близкий  ему ответ. Методика позволяет выявить  направление и интенсивность  отношения человека к объекту  по трем факторам: оценки (хороший –  плохой), активности (активный – пассивный), силы (сильный – слабый).

Предположения, позволяющие  прогнозировать исходы дисбалансных состояний  человека, и составляющие суть данной теории сводятся к следующему.

1. Дисбаланс в когнитивной  структуре человека «Р» зависит  не только от общего знака  его отношения к двум другим  членам триады, но и от интенсивности  этого отношения. 

2. Восстановление баланса  достигается изменением отношения  «Р» к одному или двум членам  триады. При этом величина изменения  будет обратно пропорциональна  интенсивности отношения. 

Данная теория, как и  все теории соответствия, не отвечают на ряд принципиальных вопросов, объясняющих  социальное поведение людей, а именно:

- о связи когнитивного  несоответствия и мотивации, когнитивного  несоответствия и поведения; 

- о факторах, детерминирующих  несоответствие;

- о взаимодействии рассматриваемых  (чаще всего трех) когнитивных  элементов с более широким  контекстом как социальным, так  и всей когнитивной системой.

6. Когнитивный подход С.Аша,  Д. Креча, Р. Крачфилда 

Данный подход не опирается  на принцип соответствия, являющийся основополагающим для рассмотренных  выше теорий. Основные идеи авторов, выступающие  в качестве методологической установки  для экспериментальных исследований, сводятся к следующим положениям: а) поведение человека может быть рассмотрено только исходя из признания его целостности;

б) важнейшим элементом  целостной организации поведения  является познание;

в) перцепция рассматривается  как отношение поступающих данных к когнитивной структуре, а научение – как процесс когнитивной  реорганизации.

С. Аш, сосредоточив свои усилия на исследовании проблем социальной перцепции, утверждает, что восприятие человеком окружающей социальной действительности избирательно зависит от предшествующего  знания. То есть тенденция к «перцептивной  интеграции» реализуется с учетом возможности обеспечения непротиворечивости когнитивной организации. Причем при  построении человеком образа какого-нибудь объекта идентичные данные не являются теми же самыми в различных контекстах.

Этот вывод был сделан на основании эксперимента, в котором  двум группам испытуемых предлагались семь прилагательных, относящихся якобы  к одному лицу, причем последние  прилагательные были для двух групп  разные: «теплый» и «холодный». Затем  участникам групп было предложено восемнадцать черт характера, из которых нужно  было выбрать те, которые, на их взгляд, характеризовали бы данного человека. В результате набор этих черт оказался – в зависимости от принадлежности к определенной группе – совершенно разный и указывал на тенденцию построения конфигурации черт вокруг слов «теплый» или «холодный». Данные характеристики и обусловили тот самый контекст восприятия, в котором они занимали центральное место, задавая в  целом определенную тенденцию объединения  воспринимаемых характеристик в  организованную смысловую систему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В целом для когнитивного подхода в социальной психологии свойственно следующее:

- главным источником данных  и детерминирующим фактором человеческого  поведения являются когнитивные  процессы и образования (знание, понимание, суждения и т.п.);

- исходя из понимания  поведения и познания человека  как целостных процессов ориентированы  общие схемы исследования данных  явлений; 

- качественная интерпретация  диссонантных состояний и прогноз  поведения индивида в большинстве  случаев трактуется с опорой  на психологию людей, выступающую  одновременно и объяснительным  принципом, и своеобразной нормой  для сравнения с ней реального  поведения испытуемых.

Концептуальный аппарат  когнитивных теорий включает следующие  основные понятия:

- когнитивная организация  (или когнитивная структура) –  форма взаимодействия между когнитивными  элементами (знания, мнения, пункты  информации и т.п.) в виде процессов  дифференциации, интеграции и соотнесения  элементов, обеспечивающих идентификацию  и различение между собой отдельных  частей явления, объекта; 

- стимул – объект (реальный  или идеальный), как элемент ситуации, воздействующий на индивида;

- ответ – процесс организации  когнитивной структуры, осуществляемый  под воздействием стимула; 

- значение – результат  категоризации объекта (явления), за счет чего выделяются его  свойства, соотносящиеся со свойствами  сравниваемого класса объектов.


Информация о работе Теория конгруэнтности