Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:09, реферат
Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении начала работать первая в то время лаборатория, возглавляемая В. Вундтом.
1
Введение
Уровни сознания
1.1
Структура личности
1.2 Сущность жизни и смерти
1.3 Методы изображение алгоритмов
2
Развитие личности: психосексуальные стадии
2.1
Оральная стадия
2.2
Анальная стадия
2.3
2.4
2.5
Фаллическая стадия
Латентный период
Генитальная стадия
Заключение
Список литературы
Учреждение
образования «Гомельский
Кафедра «Гуманитарные науки»
«Теория личности З. Фрейда»
Реферат
по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
Выполнил:
курсант 1 курса 4 взвода А.Р.Шпаковский
Проверил:
канд. физ.-мат. наук, доцент И.П.Левицкая
Гомель 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
Введение Уровни сознания |
|
1.1 |
Структура личности |
|
1.2 |
Сущность жизни и смерти |
|
1.3 |
Методы изображение алгоритмов |
|
2 |
Развитие личности: психосексуальные стадии |
|
2.1 |
Оральная стадия |
|
2.2 |
Анальная стадия |
|
2.3 2.4 2.5 |
Фаллическая стадия Латентный период Генитальная стадия |
|
Заключение |
||
Список литературы |
Введение
Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении начала работать первая в то время лаборатория, возглавляемая В. Вундтом. В качестве основной задачи психологии Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей между ними. Именно поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей, разработанного молодым венским врачом Зигмундом Фрейдом, вызвало ошеломляющий эффект. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствовавшему в ХIХ веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых побуждениях.
Почему же теория личности З. Фрейда не теряет актуальности и в наше время?
Среди психологов ХХ века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. С тех пор, как его первый труд «Толкование сновидений» увидел свет в 1900 году, в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущий интерес, как Фрейд, как его теория. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в ХХ столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности. Не ограничиваясь изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология – это и есть Фрейд». Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники не только по психологии, психотерапии, психиатрии; она также оказала влияние и на другие науки о человеке – социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.
Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входят в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировке, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержание осознается лишь в течении короткого периода времени, а за тем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.
Область предсознательного., иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.
Самая глубокая и значимая область человеческого разума - это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.
В отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал концепции бессознательное жизни эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания.
В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго, суперэго.
Ид (перевод с лат. - оно) по Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связан с инстинктивными и биологическими побуждениями, которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид - нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями. Немедленная разрядка напряжения получила название - принцип удовольствия. Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку ид не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям для индивидуума и для общества.
Эго (от лат.»ego» - я) - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Суперэго. (от лат. «super» - «сверх» и «ego» - «я»). Для того чтобы человек эффективного функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми , что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования суперэго.
Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют «непослушным поведением» и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект суперэго - эго-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости.
1.2 Сущность жизни и смерти
Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Превая группа (под общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенным для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (желать), или энергия либидо - термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо - это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.
Фрейд полагал, что существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком телом, называемой эрогенной зоной. В каком-то смысле всё тело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус, и половые органы. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения и что манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения.
Вторая группа - инстинкты смерти, называемые танатос, - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого повеления, как и инстинкты жизни. Он полагал, что инстинкты смерти подчинятся принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия) ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть». Тем самым он хотел сказать, что всем живым организмам присуще компульсивное стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли. То есть Фрейд верил в то, что людям присуще стремление к смерти. Острота данного утверждения, однако, несколько смягчается тем фактом, что современные психоаналитики не уделяют такого внимания инстинкту смерти.
Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том. Что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем переходит в своем развитии через психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.
Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральный, анальный, фаллический, генитальный. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7 годами жизни ребёнка и началом половой зрелости. Но латентный период - это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называют прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов ещё не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо.
Оральная стадия длиться от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нём заботиться. Зависимость для него - единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. В это период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями.. Фрейд был убежден в том, что рот остаётся важной эрогенной зоной в течении всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточный проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей. Курения, поцелуев и переедания - всего того, что фрейдисты рассматривают как привязанность либидо к оральной зоне.
В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются. В этом контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенцев. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение этого орально-зависимого периода, состоит в закладке основных установок (в виде рудементальных проявлений) зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей.
Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности. Тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях.
2.2 Анальная стадия
Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни. В течении этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Фрейд утверждал. Что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.