Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 14:35, контрольная работа
Краткое описание
Теория К.Левина сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики. Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования ее поведения в теории поля используются средства топологии как раздела математики, изучающей свойства геометрических фигур и взаимное расположение фигур. Т. п. включает несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся между собой концептуальных частей (теория поля, топологическая теория, векторная теория и др.).
Содержание
Введение. 3 2. Основные принципы и понятия теории поля 3 2. Структурная и динамическая части теории поля 3 3. Значение тории поля для психологии. 3 Заключение 3
Побудительность меняется в
зависимости от ситуации, а также в результате
осуществления требуемых действий: насыщение
ведет к потере объектом и действием побудительности,
а пресыщение выражается в смене положительной
побудительности на отрицательную; одновременно
положительную побудительность приобретают
посторонние вещи и занятия, особенно
в чем-то противоположные исходному. Действия
и их элементы также могут утрачивать
свою естественную побудительность в
результате автоматизации. И наоборот:
с повышением интенсивности потребностей
не только усиливается побудительность
отвечающих им объектов, но и расширяется
круг таких объектов.
Тип энергии, осуществляющий
психологическую работу, называется психической
энергией которая высвобождается, когда
человек пытается вернуть равновесие
после того, как оказался в состоянии неуравновешенности.
Неуравновешенность связана с нарастанием
напряжения в одной части системы относительно
других в результате внешней стимуляции
или внутренних изменений.
Напряжение - состояние внутриличностного
региона относительно других внутриличностных
регионов. Организм стремится к выравниванию
напряжения данного региона по сравнению
с другими. Когда напряжение исчезает,
выход энергии прекращается и вся система
приходит в состояние покоя и уравновешенности.
Напряжение обладает двумя свойствами:
─стремится к соответствию
с напряжением др. систем посредством
процесса уравнивания;
─оказывает давление на границы
системы, перетекая из системы в систему.
Возрастание напряжения, высвобождение
энергии вызываются возникновением потребности.
Психологическим средством выравнивания
напряжения является процесс - мышление,
запоминание и др.
Изменения в поведении личности
определяются когнитивным реконструированием,
дифференциацией, организацией, интеграцией
и мотивацией. Дифференциация — одно из
ключевых понятий Т. п. и относится ко всем
аспектам жизненного пространства. Возрастающую
организованность и интеграцию поведения
личности Т. п. определяет как организационную
взаимозависимость.
С приходом зрелости возникает
большая дифференциация и в самой личности,
и в психологическом окружении, увеличивается
прочность границ, усложняется система
иерархических и селективных отношений
между напряженными системами.
Конечной целью всех психических
процессов является стремление вернуть
человеку равновесие. Этот процесс может
осуществляться путем поиска определенных
валентных объектов психологической среды,
которые могут снять напряжение.
3. Значение
тории поля для психологии.
Работы Левина позволили
проанализировать факторы, лежащие в основе
волевого, собственно личностного поведения
человека, позволяющие ему преодолеть
давление среды, других людей, обстоятельств.
Ведущими факторами оказались интеллектуальная
активность и адекватность представлений
о себе, обеспечивающие возможность не
только понять себя и ситуацию, но и встать
над ней, реализовав свои квазипотребности.
Одним из важных понятий школы
К. Левина является полевое поведение.
По Левину, поведение понималось как результат
взаимодействия внутренних (квазипотребностей,
намерений, целей) и внешних (феноменального
поля и валентных объектов) условий. Для
человека типичным является волевое поведение,
т.е. действия, вызванные собственными
интересами и намерениями. Но иногда поведение
становится "полевым", тогда действия
человека управляются не смыслом, а силами
поля: предметы провоцируют его на действия
с ними. Полевое поведение обусловлено
обстоятельствами, условиями ситуации
и состоянием испытуемого, который в данный
момент снижает ценность своих собственных
потребностей .
Исследования Левина доказывали,
что не только существующая в данный момент
ситуация, но и ее предвосхищение, предметы,
существующие только в сознании человека,
могут определять его деятельность. Наличие
таких идеальных мотивов поведения дает
возможность человеку преодолеть непосредственное
влияние поля, окружающих предметов, "встать
над полем", как писал Левин. Такое поведение
он называл волевым. Таким образом, Левин
приходит к понятию временной перспективы,
которая определяет поведение человека
в жизненном пространстве и является основой
целостного восприятия себя, своего прошлого
и будущего.
Появление временной перспективы
дает возможность преодолеть давление
окружающего поля, что важно в тех случаях,
когда человек находится в ситуации выбора.
Левиновский подход отличало
два момента.
Во-первых, он перешел
от представления о том, что
энергия мотива замкнута в
пределах организма, к представлению
о системе "организм-среда". Индивид
и его окружение выступили
в виде нераздельного динамического
целого.
Во-вторых, в противовес
трактовке мотивации как биологически
предопределенной константы, Левин
полагал, что мотивационное напряжение
может быть создано как самим
индивидом, так и другими людьми.
Мотивация не сводилась более
к биологическим потребностям, удовлетворив
которые организм исчерпывает
свой мотивационный потенциал.
Это открыло путь к новым методикам
изучения мотивации, в частности уровня
притязаний личности, определяемого по
степени трудности цели, к которой она
стремится. Уровень притязаний устанавливался
самим испытуемым, принимающим решение
взяться за задачу другой степени трудности,
чем уже выполненная им. По его реакции
на успех или неуспех, связанный с выполнением
новой задачи и последующими выборами,
определяется динамика уровня притязаний.
Эти опыты позволили подвергнуть экспериментальному
анализу ряд важных психологических феноменов:
принятие решения, реакцию на успех и неуспех,
поведение в конфликт ной ситуации.
Левин показал необходимость
не только целостного, но и адекватного
понимания себя человеком. Открытие им
таких понятий, как уровень притязаний
и "аффект неадекватности", который
проявляется при попытках доказать человеку
неправильность его представлений о себе,
сыграло огромную роль в психологии личности,
в понимании причин отклоняющегося поведения.
Левин подчеркивал, что отрицательное
влияние на поведение имеет и завышенный,
и заниженный уровень притязаний, так
как и в том, и в другом случае нарушается
возможность установления устойчивого
равновесия со средой. От анализа мотивации
поведения индивида, одиноко перемещающегося
в своем психологическом пространстве,
Левин переходит к исследованию группы,
перенося на этот новый объект свои прежние
схемы. Он становится инициатором разработки
направления, названного "групповой
динамикой". Теперь уже группа трактуется
как динамическое целое, как особая система,
компоненты которой (входящие в группу
индивиды) сплачиваются под действием
различных сил. "Сущность группы, –
отмечал Левин, – не сходство или различие
ее членов, а их взаимозависимость. Группа
может быть охарактеризована как "динамическое
целое". Это означает, что изменения
в состоянии одной части изменяют состояния
любой другой. Степень взаимозависимости
членов группы варьирует от несвязной
массы к компактному единству".
Левин
пришел к мнению, что не только неврозы,
но и особенности когнитивных процессов
(сохранение, забывание) связаны с разрядкой
или напряжением потребностей. В экспериментах
Левина и его учеников было доказано, что
нереализованные потребности лучше запоминаются,
чем реализованные, что состояние напряжения
может вызвать агрессию или тревогу, исследовалась
также связь между интеллектуальным уровнем
человека и его способностью к замещению
одного действия другим.
Школа К. Левина позволила:
Расширить понятийный аппарат
психологической науки за счет введения
таких новых терминов, как квазипотребность,
полевое поведение, уровень притязаний.
По-новому взглянуть на проблему
мотива, представленную в другой системе
координат - "личность-среда".
Определить роль и место психологического
эксперимента в научном исследовании.
Теория "поля" внесла существенный
вклад в понимание регрессии в развитии
личности и выделила ретрогрессию как
обращение к ранним формам поведения,
имевшим место в истории жизни человека
и регрессию как переход на более примитивную
форму поведения независимо от того, вел
ли человек себя когда-либо прежде подобным
образом.
Т. п. породила множество методологических
разработок, экспериментов и эмпирических
исследований в области психологии личности
XX в.:
-уровня притязаний (Левин, Т.
Дем-бо, Фестингер),
-прерванной деятельности и
незавершенных действий (Д. Кац, Зейгарник)
.
-психологического пресыщения
(А. Карстен): Потребность может принимать
одно из трех состояний: состояние "голода",
состояние "насыщения" и состояние
"пресыщения". Поведение возможно
только тогда, когда у человека есть в
нем потребность. Отсутствие потребности
("насыщение"), а уж тем более пресыщение
должны приводить к прекращению поведения.
-регрессии (Р.Бейкер, Т. Дембо,
Левин), конфликта (Левин, Н. Смит, 1968).
Влияние Т. п. представлено:
в теории мотивации достижения Дж. Аткинсона
которая развивает и разрабатывает идеи
уровня притязаний;
в исследованиях открытого
и закрытого сознания; М. Рокича, использующих
понятия дифференциации и ригидных барьеров
Т. п.;
в теории когнитивного диссонанса
Фестингера, в которой разрабатывается
представление Левина о том, что ситуация,
предшествовавшая решению, отличается
от ситуации после принятия решения;
в теории социальной перцепции
и межличностных отношений Ф. Хайдера
.
Убедительность Т. п., жизненность
исследований, сделали ее широко популярной
и оправдывают ее высокую оценку в современной
психологии. Левин занимался и проблемами
групповой дифференциации, типологией
стилей общения. Ему принадлежит описание
наиболее распространенных стилей общения
(демократический, авторитарный, попустительский),
а также исследование условий, способствующих
выделению в группах лидеров, звезд и отверженных.
Эти исследования Левина явились основой
целого направления в социальной психологии.
Заключение
Курт Левин оказал большое влияние
на развитие современной психологии и
социологии. Он не только расширил суть
эксперимента и включил в него области,
ранее считавшиеся недоступными для эмпирического
познания: эмоции, волю, намерения, лидерство,
групповую атмосферу, - но разработал совершенно
новый способ научного мышления, призванный
детально и точно, не пропуская отклоняющихся
от общей схемы явлений, описать суть происходящего.
Ученый стремился сделать науку близкой
к запросам практики.
Его теория "поля" сочетает
в себе детальность точных наук и широту
охвата гуманитарных наук. Теорию "поля"
нельзя назвать просто теорией, правильнее
было бы назвать ее картиной мира, т.к ее
сфера действия простирается от экономики,
менеджмента и групповых процессов до
отдельной личности каждого человека,
его самореализации, мотивов и потребностей.
Эксперименты Левина показали
необходимость не только целостного, но
и адекватного понимания себя. Открытые
им понятия уровня притязаний и аффекта
неадекватности, который проявляется
при попытках доказать человеку неадекватность,
неправильность его представлений о себе,
сыграли огромную роль в психологии личности,
в понимании причин отклоняющегося поведения
и его коррекции. При этом Левин подчеркивал,
что отрицательное влияние на поведение
имеют и завышенный и заниженный уровень
притязаний, так как в обоих случаях нарушается
возможность установления устойчивого
равновесия со средой.
Работы Левина позволили проанализировать
факторы, лежащие в основе волевого, собственно
личностного поведения человека, позволяющие
ему преодолеть давление среды, других
людей, обстоятельств. Ведущими факторами
оказались интеллектуальная активность
и адекватность представлений о себе,
обеспечивающие возможность не только
понять себя и ситуацию, но и встать над
ней, реализовав свои квазипотребности.
Исследования Левина помогли
создать экспериментальные методы исследования
в социальной психологии и психологии
личности. Он создал новые направления
в обеих этих областях. Его труды стимулировали
и продолжают стимулировать развитие
академической и практической психологии.
Список использованных
источников:
1. Левин Курт. Динамическая
психология. М.: Смысл, 2001. С. 253.
2. Марцинковская Т.Д. История
психологии: Учеб. пособие для студентов
высш. учеб. заведений. - М.: Издательский
центр "Академия", 2002. - 544с.
3. Хрестоматия по истории психологии
(нач. 10-х – сер. 30-х гг. XX в.) / Под ред. П.Я.
Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ,
1980. – 296 с.
4. Ярошевский М.Г. История психологии.
От античности до середины ХХ века: Учебное
пособие для высших учебных заведений.
- 2-е изд. - М.: Издательский центр "Академия",
1997. - 416 с.