Теория потребностей А. Маслоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 16:09, реферат

Краткое описание

Абрахам Гарольд Маслоу родился в 1908 г. В Нью-Йорке, США. Годичный курс аспирантуры в городском колледже Нью-Йорка и Корнельском университете стимулировал интерес Маслоу к психологии. В 1928 г. он перевелся в Висконсинский университет, где специализировался по психологии. Оказавшие на Маслоу наибольшие влияния были бихевиористы: Кларк Халл, Норман Камерон, Уильям Шелдон и Гарри Харлоу.

Содержание

Введение
1. Теория мотивации по А. Маслоу
2. Иерархия мотивации и потребностей
3. Использование теории Маслоу в управлении
4. Иерархия потребностей при работе в многонациональной внешней среде
5. Критика теории А. Маслоу
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
(ДВФУ)

 

 


 

Школа экономики и менеджмента

(для студ. спец. ф и к, налоги, б/у, скст, упр.  перс., мир. эк., менедж., гму)

Школа гуманитарных наук

(для студ. спец. соц. раб., история, психология)

Центр дистанционного образования


 

                           100103.65 Социально-культурный сервис и туризм

 

 

 

Кучеренко Алина Сергеевна

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине  «Человек и его потребности»

 

 

 

                           на тему «  Теория потребностей А. Маслоу »

 

 

 

 

 

Выполнил  студент :Кучеренко Алина Сергеевна

 

Проверил  ____________________ 

            

________________________________________

                       зачтено/незачтено


 

 

 

                                          Владивосток  2015

 

План

Введение

1. Теория мотивации по А. Маслоу

2. Иерархия мотивации и потребностей

3. Использование теории Маслоу  в управлении

4. Иерархия потребностей при  работе в многонациональной внешней  среде

5. Критика теории А. Маслоу

Заключение

Литература

 

 

                                                                                                                                                     
Введение

Абрахам Гарольд Маслоу родился в 1908 г.  В Нью-Йорке, США. Годичный курс аспирантуры в городском колледже Нью-Йорка и Корнельском университете стимулировал интерес Маслоу к психологии. В 1928 г. он перевелся в Висконсинский университет, где специализировался по психологии. Оказавшие на Маслоу наибольшие влияния были бихевиористы: Кларк Халл, Норман Камерон, Уильям Шелдон и Гарри Харлоу.                                                                                                                     В конце 30 – х гг. Маслоу проводил антропологические исследования в индейской резервации и написал раздел межкультурной психологии в книгу Росса Стагнера  « Психология Личности »  .                                            Наиболее важный вклад в психологическую мысль Маслоу внес своей статьей , опубликованной в 1943 г. под названием « Теория человеческой мотивации » .                                                                                                  Абрахам Гарольд   Маслоу – гениальный мыслитель , известный как основатель гуманистической психологии , занимающийся вопросами абнормальной психологии и человеческой мотивации личности .                                              

 

 

Маслоу не настаивал на том, что его теория является, безусловно, правильной. Он готов был согласиться с тем, что иерархия потребностей может зависеть от условий, в которых находится личность. В некоторых случаях потребность в удовлетворении нужд достаточно высокого порядка может совершенно отпадать. Как пишет Маслоу, «у некоторых людей уровень духовных потребностей может постепенно снижаться или исчезать. Иными словами, менее предпочтительные цели могут быть просто утеряны… Индивида, привыкшего к существованию в очень скромных условиях, может удовлетворять в течение всей его жизни и получение достаточного количества пищи». Помимо прочего, некоторая вариация характера и уровня нужд может являться следствием культурных особенностей различных сообществ. Так, «мотивационное содержание индивидуального сознания в рамках любой конкретной культуры, как правило, резко отличается от аналогичного содержания сознания индивидов, представляющих другую культуру» . Актуальность данной темы заключается в том, что и по сей день, сохраняется убежденность в том, что идея иерархии потребностей А. Маслоу позволяет лучше понять мотивацию человека .

 

1. Теория мотивации по А. Маслоу

 

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда.

Одним из первых бихевиористов (бихевиоризм (от анг. behaviour -- поведение) -- одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале XX в. , считающее, в отличие от других теорий, предметом психологии поведение, а не сознание или мышление. ), из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию, мотивация в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категории. Эта мысль была детально разработана его современником, психологом из Гарварда, Мурреем. Эта теория состоит в следующем:

1. Физиологические  потребности являются необходимыми  для выживания. Они включают потребности  в еде, воде, убежище, отдыхе и  сексуальные потребности,

2. Потребности  в безопасности и уверенности  в будущем включают потребности  в защите от физических и  психологических опасностей со  стороны окружающего мира и  уверенность в том, что физиологические  потребности будут удовлетворены  в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3. Социальные  потребности, иногда называемые  потребностями в причастности, -- это понятие, включающее чувство  принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности  в уважении включают потребности  в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны  окружающих, признании.

5. Потребности  самовыражения -- потребность в реализации  своих потенциальных возможностей  и росте как личности.

2. Иерархия мотивации и потребностей

 

 

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей:

«Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека».

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Как быстро и сильно могут спуститься по иерархической лестнице высшие потребности, и какими сильными могут быть потребности самых низких ее уровней -- показывает поведение людей, выживших при авиакатастрофе в Андах в 1975 г. -- чтобы выжить, эти вполне нормальные люди были вынуждены съесть своих погибших товарищей.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями.            Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности. Этот тезис можно отлично проиллюстрировать на примере той большой важности, которую имеют ритуалы и социальное общение для примитивных культур джунглей Амазонки и некоторых частей Африки, хотя там всегда присутствуют голод и опасности.

Другими словами, хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею. Более того, Маслоу отмечает:

«До сих пор мы говорили, что иерархические уровня потребностей имеют фиксированный порядок, но на самом деле эта иерархия далеко не такая «жесткая», как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы работали, их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».

 

 

 

3. Использование теории Маслоу в управлении

 

 

Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования (таких, как Закон о здоровье и безопасности наемного персонала, 1970 г. ), даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу.                                             Как отмечает Теренс Митчелл:

«В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности».

В итоге можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

Социальные потребности

1. Дайте сотрудникам  такую работу, которая позволила  бы им общаться

2. Создайте  на рабочих местах дух команды

3. Проводите  с подчинёнными периодические  совещания

4. Не старайтесь  разрушить возникшие неформальные  группы, если они не наносят  организации реального ущерба

5. Создайте  условия для социальной активности  членов организации вне её  рамок.

Потребности в уважении

1. Предлагайте  подчинённым более содержательную  работу

2. Обеспечьте  им положительную обратную связь  с достигнутыми результатами

3. Высоко  оценивайте и поощряйте достигнутые  подчинёнными результаты

4. Привлекайте  подчинённых к формулировке цели и выборке идеи

5. Делегируйте  подчинённым дополнительные права  и полномочия

6. Продвигайте  подчинённых по служебной лестнице

7. Обеспечивайте  обучение и переподготовку

                                                                                                                   Потребности в самовыражении

1. Обеспечивайте  подчинённым возможности для  обучения и развития, которые  позволили бы полностью использовать  их потенциал

2. Давайте  подчинённым сложную и важную  работу, требующую от них полной  отдачи

3. Поощряйте  и развивайте у подчинённых  творческие способности

 

 

4. Иерархия потребностей при  работе в многонациональной внешней  среде

 

Менеджеры, действующие на международной арене, также как и их коллеги, действующие внутри какой-либо страны, должны обеспечивать возможности для удовлетворения потребностей сотрудников. Поскольку в различных странах относительная важность потребностей определяется по-разному, руководители организаций, действующих на международном уровне, должны знать эти различия и принимать их в расчет.

В одном достаточно полном исследовании на базе иерархии потребностей Маслоу был проведен сопоставительный анализ пяти различных групп руководителей. Эти группы были сформированы по географическому принципу:

1) руководители  английских и американских фирм;

2) японские  руководители;

3) руководители  фирм северных и центрально-европейских  стран (ФРГ, Дания, Швеция и Норвегия);

4) руководители  фирм южных и западных европейских  стран (Испания, Франция, Бельгия, Италия);

Информация о работе Теория потребностей А. Маслоу