Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:45, реферат
Тема контрольной работы «Человек как субъект, индивидуальность, личность» выбрана не случайно – повышенный интерес к человеку как индивидуальному феномену, как личности – центральное понятие психологии. Изучением вопросов, связанных с понятием «личность», занимается не только в изучении психология, но и многие другие науки, такие как, философия, педагогика, социология, криминология и т. д. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. В этике личность — носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, об ладающий совестью и достоинством
ВВЕДЕНИЕ
1. Соотношение понятий: «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность»
2. Социализация личности
3. Теории развития личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. Соотношение понятий: «
2. Социализация личности
3. Теории развития личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Человек есть тайна.
Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать
всю жизнь, то не говори, что потерял время…»
Ф.М. Достоевский
«Человек есть загадка
не как животное и не как существо социальное,
не как часть природы и общества, а как
личность.»
Н.Бердяев
Тема контрольной работы «Человек
как субъект, индивидуальность, личность»
выбрана не случайно – повышенный интерес
к человеку как индивидуальному феномену,
как личности – центральное понятие психологии.
Изучением вопросов, связанных с понятием
«личность», занимается не только в изучении
психология, но и многие другие науки,
такие как, философия, педагогика, социология,
криминология и т. д. В социологии личность
оценивается преимущественно по социально-демографическим
данным, социальным ролям. В этике личность
— носитель нравственных ценностей, чувства
долга и ответственности, об ладающий
совестью и достоинством. В юриспруденции
лич ность — дееспособный человек, субъект
правовых отношений, сознательно принимающий
решения и несущий юридическую ответственность
за поступки. В педагогике личность —
субъект и объект педагогического процесса,
творец и участник его це лей, задач, содержания,
форм и методов и определяющий его эффективность.
К теме личности, к вопросам развития индивида,
субъекта общественных отношений будет
приковано наше внимание.
1. Соотношение понятий:
«личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность».
Проблема личности находится в поле зрения
многих наук, являясь предметом междисциплинарных
исследований. В научной литературе, прежде
всего, проводится разграничение таких
близких понятий, как «личность», «индивид»,
«субъект», «индивидуальность».
Человек - это
самое общее понятие, которое указывает
на принадлежность к человеческому роду
(homo sapiens) и служит для характеристики универсальных,
присущих всем людям свойств и качеств;
явление природы, обладающее, с одной стороны,
биологическим началом, с другой стороны,
духовным – способностью к глубокому
абстрактному мышлению, членораздельной
речи (что отличает нас от животных), высокой
обучаемостью, усвоению достижений культуры,
высокому уровню социальной (общественной)
организации. Психология связывает достоинства человека
как личности с присущими ему психологическими
свойствами, качествами..
Что же такое «личность» в
психологии? Существует много определений
этого понятия, но несмотря на все различия
между собой, в главном они не противоречат
друг другу, что личность – это социальный
индивид, субъект общественных отношений,
деятельности и общения. Само понятие личность характе
ризует итог развития индивида и является
выражением его социаль ной сущности.
Особенность здесь в том, что если человеческими
индивидами рождаются, то личностями становятся.
Личность вырабатывается длительным процессом. Личность в психологии — системное
его внутреннего мира, мера его развития
как носителя сознания,
интеллекта, культуры, морали, защитника
и творца человеческих
ценностей.
Индивид понимается
как конкретный человек, единичный предста
витель человеческого рода и рассматривается
в качестве отправного момента формирования
личности – индивид “экземплярен”, то
есть не просто “один”, а всегда “один
из”, то есть термином индивид обозначают
биологическую сущность человека.
Понятие «субъекта» деятельност
Непременный и важный признак личности
- индивидуаль ность,
под которой понимается единство неповторимых
личностных свойств конкретного человека.
Это также своеобразие его психофизи ческой
структуры (темперамента, физических данных,
психических особенностей), интеллекта,
мировоззрения, жизненного опыта, со циальных
характеристик, способность быть ответственным
за свой персональный облик, обладать
в глазах общества ценностью и значимостью.
В отечественной психологии индивидуальность
изучалась Б. Г. Анань евым, С. Л. Рубинштейном,
А. В. Петровским, В. А. Петровским и др.
По мнению А. В; Петровского, индивидуальность
лежит в основе психологического склада
личности, когда сочетаются особенности
харак тера, темперамента, способностей,
потребностей и психических состоя ний
и пр. Психологический склад личности
остается на протяжении жизни личности
относительно постоянным и устойчивым,
несмотря на изменчивость черт характера
или ценностных ориентации в опре деленные
периоды жизни.
С. Л. Рубинштейн в работе «Бытие и сознание»
отметил, что чело век индивидуален потому,
что имеет особенные, единичные и неповторимые
свойства. Человек есть личность, потому
что он сознатель но определяет свое отношение
к окружающему. По мнению ученого, человек
есть личность, поскольку у него свое лицо.
Человек есть в мак симальной мере личность,
когда в ней минимум нейтральности, без
различия, равнодушия... Индивидуальность,
по Рубинштейну, — это всегда индивид
с комплексом природных свойств, но не
всякий инди вид является индивидуальностью.
Б. Г. Ананьев полагал, что каждая индивидуальность
бывает раз личной сложности и все же обладает
устойчивостью и гармонией всех черт личности.
Индивидные свойства преобразуются индивидуально
стью. «Если личность — «вершина» всей
структуры человеческих свойств, то индивидуальность
— это «глубина» субъекта деятельно сти».
И далее: «...Одним из важных индикаторов
человеческой индивидуальности является
активность созидающей, творческой деятель
ности человека, воплощение, реализация
в ней всех великих возможностей исторической
природы человека». По Ананьеву, даже на
биологическом уровне вариативность всех
реакций и процессов влияет на индивидуальность
человека.
В человеке едины и взаимосвязаны его
свойства как личности и субъекта деятельности,
в структуре которых функционируют при
родные свойства человека как индивида.
Поэтому индивидуальность составляют
все характеристики человека. Все его
качества, врожденные и приобретенные,
в личности едины. В ее целостной структуре
можно только условно говорить о нейтральности
биологических свойств при приобретении
социальных качеств.
Прикомплексном изучении личности в отечественной
науке сложился ряд общепризнанных исходных
положений:
- личность присуща каждому человеку;
- личность есть то, что отличает человека
от животных;
- личность есть продукт исторического
развития, то есть возникает на определенной
ступени эволюции человеческого существа;
- личность есть индивидуальная характеристика
человека, то есть то, что отличает одного
человека от другого.
Смысловая близость терминов “индивидуальность”
и “личность” – то, что личность индивидуальна,
а индивидуальность личности – это ее
специфика, приводит к тому, что эти термины
нередко употребляются как однозначные,
замещают друг друга. В индивидуальности
мы отмечаем ее самобытность, в личности
скорее самостоятельность, или, как писал
философ и психолог С.Л. Рубинштейн, “человек
есть индивидуальность в силу наличия
у него особенных, единичных и неповторимых
свойств”[4].
2. Социализация
личности
Формирование личности идет в рамках заданных
требований, осуществления социальной
репродукции, формирования человека по
образу и подобию, заданному обществом.
В этом вопросе социологи достигли высоких
результатов. Разумеется в социологическом
ключе. Социологи говорят об усвоении
социальных ролей, то есть речь идет о
процессе социализации. Согласно Т.Парсонсу,
социализация должна быть понята как часть
становления личности, которая заключается
в формировании через усвоение общих ценностей
и общезначимых стандартов “наиболее
общих, распространенных, устойчивых черт
личности”. Среди них выделяются, прежде
всего, социальные роли, усваиваемые индивидом
в процессе социализации, а так же ценностные
ориентации, на основе которых формируется
пове дение личности.
Итак, социализация
личности - это процесс включения
личности в общество, усвоения ею общественного
опыта, культурных ценностей, социальных
ролей, норм и правил поведения. На
основе социализации происходит формирование
социально значимых качеств личности,
позволяющих ей принимать полноценное
участие в жизни общества.
Социализация не сводится к традиционным
понятиям «воспитание» и «образование»;
она продолжается в течение всей жизни
человека и охватывает все процессы воздействия
на него со стороны социального окружения.
При этом результаты социализации во мно
гом зависят от социальной активности
самой личности, которая не должна оставаться
лишь пассивным объектом разнообразных
обще ственных воздействий.
С точки зрения психологии социализация
не может рассматриваться как простое,
механическое отражение личностью социального
опыта, непосредственно испытанного или
полученного в результате наблюдения.
Усвоение этого опыта субъективно. Одни
и те же социальные ситуации по-разному
воспринимаются, по-разному переживаются
различными личностями. А потому разные
личности могут выносить из объективных
одинаковых социальных ситуаций различный
социальный опыт. Это положение лежит
в основе прочной связи двух одновременно
и противоположных и единых процессах
– социализации и индивидуализации.
Социализация включает в себя ряд этапов,
каждый из которых имеет свою специфику.
Этот вопрос по-разному трактуется социоло
гами. Одни исходят из того, что главным
показателем зрелости лич ности служит
ее трудовая деятельность и поэтому выделяют
такие три основных этапа социализации:
дотрудовой, трудовой и послетру довой
(пенсионный). Другие подразделяют социализацию
на два са мых общих этапа: период первичной
социализации (от рождения до формирования
личности) и период вторичной социализации
(развитие личности на стадии ее социальной
зрелости). Третьи предлагают деление
социализации в зависимости от жизненных
циклов человека (детство, юность, зрелость,
старость).
В любом случае социализация наиболее
интенсивно осуществля ется на начальных
этапах, когда формируется личность ребенка
и происходит его подготовка к взрослой
жизни. Особенно велика здесь роль родителей
и других членов семьи - первичных агентов
социализации, оказывающих непосредственное
воздействие на процесс становления личности
ребенка. По мере роста ребенка расширяется
круг агентов социализации, усложняется
ее характер. В этот процесс включаются
дошкольные воспитательные учреждения,
затем школьные коллективы, внешкольные
учебно-воспитательные заведения, детские
теле- и радиопередачи и т.п. Среди механизмов
ранней со циализации особое значение
имеют коллективные игры, в ходе кото рых
дети учатся осваивать будущие социальные
роли.
Очень важен юношеский этап социализации
(13-19 лет), когда подростки приобретают
значительно более широкие знания, завершают
формирование основ своей личности, определяют
своё место в окружающей жизни. Сложность
социализации «переходного» пери ода
во многом обусловлена противоречием
между высоким уровнем притязаний молодых
людей и их низким возрастным социальным
статусом. Кроме того, на этой стадии возможно
возникновение параллельных систем ценностей
и взглядов на мир, носителями ко торых
выступают разные агенты социализации
- родители, школа, сверстники. Воспитание
– это, по существу, одна из форм социализации
личности, а именно управляемый и целенаправленный
процесс социализации.
На этапе зрелости главным в социализации
личности становит ся приобретение и освоение
социальных статусов и ролей, актив ное
включение в производственную, общественную,
политическую и другие сферы жизни общества.
В этот период личность не только конкретно
усваивает социальный опыт, но и обновляет
его через свою деятельность. Зрелая личность
порой сталкивается с необходимостью
многое менять в своей жизни. Тогда возникает ресоциализацuя, под
которой понимается процесс усвоения
новых знаний, ценностей, норм, установок,
статусов, ролей вместо прежних.
Ресоциализация особенно проявляется
в условиях принципиаль но иной ситуации
для человека (например, переезд на постоянное
жительство в другую страну). Однако чаще
всего она связана с изме нением статуса
личности, ее профессии или служебной
должности. В обществе переходного типа
ресоциализация может стать массовым
явлением, охватывать большие группы людей,
меняющих свои ценностные ориентации
и осваивающих новые виды деятельности.
В период старости, с выходом на пенсию:
завершается активный цикл социализации.
В это время, как правило, происходит снижение
социального статуса личности, сокращение
диапазона выполняемых ею социальных
ролей. Вместе с тем послетрудовая социализация
позволяет людям пожилого возраста вносить
существенный вклад в вос производство
социального опыта, в процессы передачи
его новым поколениям.
3. Теории развития
личности
Сложность и многомерность процесса формирования
и развития личности обусловили появление
самых различных теорий, пытаю щихся объяснить
те или иные стороны данной проблемы. Можно
выделить несколько основных концептуальных
подходов к изуче нию личности.
В рамках междисциплинарных исследований
сложился социобиологический по
Ряд концепций личности основывается
на функциональном
под ходе, согласно которому единицей
социального анализа является не столько
сам действующий индивид, сколько выполняемая
им в обществе функция. Наибольшую распространенность
в социологии получила ролевая теория личности, разные
варианты которой разра ботали Дж. г. Мид,
Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани
и другие известные социологи и социальные
психологи. С точки зре ния всех этих концепций
личность представляет собой совокупность
социальных ролей, выполняемых ею в обществе.
Но если в трактовке Дж. г. Мида и других
социальных психологов роль выступает
как ре зультат межличностного взаимодействия,
то в интерпретации Р. Лин тона, Р. Мертона,
Т. Парсона и их последователей - как комплекс
требований, предъявляемых обществом
к индивиду, занимающему определенную
позицию в социальной системе. Иными словами,
представители структурного функционализма
рассматривают лич ность как функцию от
того множества социальных ролей, которые
присущи индивиду в обществе.
Ролевая теория личности имеет
ряд несомненных достоинств.
Во-первых, она позволяет раскрыть механизм
взаимодействия чело века и общества.
Во-вторых, парные понятия «роль - статус»
являются удобным аналитическим инструментом
для описания цен ностно-нормативной структуры
общества и места в ней личности. В-третьих,
понятие социальной роли можно зафиксировать
эмпи рическими методами, используя такие
смежные категории, как «ро левые предписания»,
«ролевые ожидания» и т.д. Однако ролевую
теорию нельзя принять в качестве единственной,
поскольку она оставляет в тени активное,
творческое начало личности.
С психологической трактовкой ролевой
теории личности тесно связана концепция
«зеркального Я», разработанная американским
исследователем Ч. Кули. В соответствии
с этой концепцией личность формируется
в процессе ее социального взаимодействия
и отражает представления человека о том,
как его воспринимают и оценивают другие
люди. В ходе межличностного общения человек
создает свое «зеркальное Я», которое
состоит из трех элементов:
- представления о том, как его воспринимают
другие люди;
- представления о том, как они его оценивают;
- как человек отвечает на воспринятую
им реакцию других лю дей.
Таким образом, в теории «зеркального
Я» личность выступает как результат социального
взаимодействия, в ходе которого индивид
приобретает способность оценивать себя
с точки зрения других членов данной социальной
группы.
В русле психоаналитического
подхода сформировалась фрейдистская
концепция личности, оказавшая заметное
влияние на развитие представлений о природе
человека. Модель личности, разработанная
З. Фрейдом, включает три компонента:
- сферу подсознания (ld–Оно), где господствуют
биологически обусловленные сексуальные
(либидо) и агрессивные побуждения;
- сферу самосознания (Ego–Я), которая стремится
реализовать, бессознательные побуждения
в приемлемой для общества форме;
- сферу сверхсознанин (Super Ego – Сверх–Я),
включающую моральные нормы, принятые
в данном обществе (это своеобразный«моральный
цензор»).
Взаимодействие этих сфер носит конфликтный
характер и опре деляет динамику развития
личности. Возникающие при этом кон фликты
между сознанием и подсознанием решаются,
по Фрейду, с помощью ряда психологических
механизмов, которые подавляют и вытесняют
из сознания личности побуждения и импульсы,
противо речащие требованиям «морального
цензора».
Главная проблема, которую пытался разрешить
Фрейд, - пробле ма противоречия между
человеком и обществом. В своих выводах
он склонялся то к пессимизму, полагая,
что человеческая природа слишком консервативна,
чтобы могли произойти серьезные социальные
изменения и был разрешен драматический
конфликт челове ка и общества, то к осторожно
оптимистической позиции, согласно которой,
в конечном счете, с помощью психоаналитической
терапии и правильно организованной системы
воспитания может произойти эволюция
в нужном направлении.
В дальнейшем учеными развивались новые
аспекты психоанализа, вплоть до полного
его пересмотра. К таким ученым, прежде
всего, относятся А. Адлер с индивидуальной
теорией личности и К. Юнг с идеей влияния
на людей устремленности в будущее и прошлого
опыта. Адлер считал, что у человека одни
органы развиты слабее, другие – сильнее.
Заболевает тот орган, который развит
слабее, т. е. от рождения неполноценен.
Стремление к превосходству сопровождается
невроза ми, так как люди, страдающие ими,
обычно борются за свои эгоисти ческие
жизненные цели. Ученый наблюдал, что люди
с выраженными дефектами путем тренировки
могут добиться выдающихся успехов. Неполноценность
органов может повлечь за собой психическую
не
полноценность. Ее истоки в детстве. Ощущение
этого способствует
тренировкам и появлению превосходства
над другими, а также формированию управляющего,
берущего, избегающего и социально полезного
типов личности. В связи с последним типом
Адлер замечает, что жизнь человека ценна
в той мере, в какой он способствует повышению
ценности жизни других людей. Стремление
к превосходству социально здорового
человека включает в себя стремление к
благопо лучию других людей.
К. Юнг утверждал, что бессознательное
представляет собой интрапсихический
пласт структуры личности, уходящий своими
корнями в глубь эволюции. Он полагал,
что психика состоит из трех структур:
эго, личного бессознательного и коллективного
бессознательного. Эго — это сфера сознания,
включающая ощущения, мысли, чувства и
др: В личном бессознательном сосредоточены
комплексы прошлых пере живаний или наследственного
опыта. Эти комплексы сосредоточены вокруг
обычных житейских проблем. Комплекс влияет
на мироощу щение и поведение. Коллективное
бессознательное — хранилище сле дов
памяти человечества. Поэтому у каждого
человека есть общая че ловеческая память,
оставленная в сознании предков и передаваемая
потомкам. Коллективное бессознательное
сосредоточено в «первич ных моделях»,
или архетипах.
Юнг описал две главные установки, или
направленности, лично сти — направленность
интереса к внешнему миру и направленность
на свой внутренний мир.
Также хотелось бы отметить концепцию
личности Г.Айзенка, получившую широкое
распространение. В ней выделяются два
измерения личности: интроверсия – экстраверсия
и нейротизм – стабильность. Указанные
два фактора измерения (фактора) являются
независимыми друг от друга. Каждый из
полюсов этих измерении личности представляет
собой некую суперчерту, так
как, по Айзенку, в основе каждой из них
лежит совокупность нескольких составных
черт. Кроме того, каждая суперчерта (например,
интроверсия) — это не дискретный количественный
показатель, а континуум определенной
протяженности. Поэтому в теории Айзенка
относительно суперчерт применяется термин
«тип».
Экстравертированный тип характеризуется
обращенностью личности к окружающему
миру. Таким людям свойственны: импульсивность,
инициативность, гибкость поведения, общительность,
постоянное стремление к контактам, тяга
к новым впечатлениям, раскованные формы
поведения, высокая двигатель ная и речевая
активность. Они легко откликаются на
различные предложения, «зажигаются»,
берутся за их выполнение, но также легко
могут и бросать нача тое, берясь за новое
дело.
Интровертированный тип характеризует
направленность личности на себя, на явления
собственного мира. Для таких людей характерна
низкая общитель ность, замкнутость, склонность
к самоанализу, рефлексии. Прежде чем взяться
за что-либо, они анализируют условия,
ситуацию, задачу; склонны к планирова
нию своих действий. Внешнее проявление
эмоций находится под контролем, но это
не свидетельствует о низкой эмоциональной
чувствительности, скорее спра ведливо
обратное.
Мы рассмотрели наиболее популярные теории
развития личности. В целом, в настоящее
время существуют множество теорий личности,
которые развиваются в рамках таких направлений,
как психоанализ, неофрейдизм, когнитивно-бихевиоральный
подход, гуманистическая психология, структурно-типологическое
направление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, человек - это органическое
противоречивое единство природного и
общественного, однако его сущность социальна.
Личность в человеке есть результат борьбы. Проблема
личности породила немало теорий и концепций.
Ни одна из них не может быть абсолютизирована.
Только синтез лучших достижений разных
исследовательских подходов позволит
составить целостное представление о
природе личности, о процессах ее формирования
и развития. Человек – это социально-биологическое
существо, причем в условиях современной
цивилизации в силу воспитания, законов,
моральных норм социальное начало человека
контролирует биологическое.
Основным в социализации личности является
приобретение и освоение социальных статусов
и ролей, активное включение в производственную,
общественную, политическую и другие сферы
жизни общества. Также следует отметить,
что характер социализации определяется,
прежде всего, типом общества, в рамках
которого она осуществляется. В демократическом
обществе социализация ориентирована
на гума нистические ценности и идеалы,
в тоталитарном - имеет принципи ально
иной характер – это важно учитывать в
условиях современного российского общества.
Список используемой
литературы:
Бердяев Н.А. О назначении человека. М.,
1993.
Казанская В.Г. Психология и педагогика.
Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.:
ил. – (Серия «краткий курс»).
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология
и педагогика. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.:
ил. – (Серия «Учебное пособие»).
Столяренко А.М. Психология и педагогика:
Учеб. пособие для вузов. — М.: Юнити-Дана,
2004. - 423 с.
Фролов И.Т. Введение в философию. – Т. 2
– М.: Политиздат, 1996.
Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт
комплексной постановки проблемы, дискуссии,
обобщения. – М.: Политиздат, 1979. – 336 с.
Личность - от лат. “лицо”, “личина”,
“маска” - это и то, что принадлежит человеку,
и то, что человек надевает на себя.
Индивид (индивидуум) - от лат. неделимое,
особое
Казанская В.Г. Психология и педагогика.
Краткий курс. – 117 с.
Фролов И.Т. Введение в философию. –
Т. 2 – М.: Политиздат, 1996, с. 264. (Рубинштейн
С.Л. Принципы и пути развития психологии
М., 1959. с.122-123)